Здавалка
Главная | Обратная связь

ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР РОДИТЕЛЕЙ



Поступки взрослых и подаваемые ими примеры поведения гораздо силь­нее влияют на поведение подростков, чем любые слова. Если родители и учителя хотят воспитать в своих детях такие добродетели, как порядочность, альтруизм, приверженность принципам морали и общественную сознатель­ность, они должны сами демонстрировать эти положительные качества.

Райсф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 234. Там же. С. 239.

Подростки говорят, что хотят иметь таких родителей, которые делают то, что сами проповедуют, которые подают хороший пример для подражания, следуют тем же принципам, которым учат нас, которыми можно, наконец, гордиться.

Подростки хотят гордиться своими родителями, видеть их людьми, ко­торыми можно восхищаться. Подростки любят взрослых с добрым распо­ложением духа и чувством юмора, честных и правдивых настолько, насколь­ко они сами, взрослые, требуют этого от детей. Подростки не уважают тех взрослых, кто ругает их за поступки, которые постоянно совершает сам, и тех, кто проявляет лицемерие в словах и действиях.

Те подростки, кто гордится своими родителями, домом, в котором он живет, соседями, общественным положением родителей, — как правило, чувствуют себя в этом мире достаточно комфортно.

Исследования феномена приходящего отца, оказывающего минимум не­обходимого мужского влияния на ребенка, подтверждают, что отсутствие личного примера весьма неблагоприятно сказывается на нравственном фор­мировании последнего.

Важно, чтобы родители сами были нравственными людьми, если они предлагают своим детям следовать за ними. Многолетние исследования взрослых людей, которые в подростковом возрасте были осуждены за ан­тиобщественное поведение, показали, что в период взросления на них силь­нее всего повлияло антисоциальное поведение отцов.

В подростковом и тем более юношеском возрасте родительский пример уже не воспринимается так абсолютно и некритично, как в детстве. У стар­шеклассников есть и другие авторитеты, кроме родителей. Чем старше ре­бенок, тем чаще он черпает свои идеалы не только из ближнего, но и из даль­него окружения (знакомые, истори­ческие и политические деятели, герои кино и литературы). Вместе с тем не­достатки и отрицательные черты в по­ведении или характере своих родите­лей воспринимаются гораздо острее и болезненнее. Особенно это касается расхождения слова и дела. Из 3 тыс. старшеклассников и учащихся ПТУ, опрошенных российскими социоло­гами, свыше 2/3 отметили, что замеча­ют серьезные расхождения между тем, чему учат их родители, близкие род­ственники и учителя, и тем, как они сами поступают в повседневной жизни (СИ. Плаксий, 1987). Родители пы­таются внушить подростку, что они честные и справедливые, а ребенок ви­дит приспособленчество и лицемерие.

Пытливые психологи, постоянно наблюдающие за поведением людей, выявили любопытную особенность. Оказалось, что поступки взрослых и подаваемые примеры гораздо сильнее влияют на поведение подростков, чем слова. Если родители и учителя хотят воспитать в своих детях такие добро­детели, как порядочность, альтруизм, приверженность принципам морали

и общественную сознательность, они должны сами демонстрировать поло­жительные качества.

У моего знакомого родители постоянно внушали ребенку, что обманы­вать и красть нехорошо. Даже ставили в пример отца. Мать то и дело гово­рила сыночку: смотри, какой у тебя отец честный, бери с него пример. Он и брал, но до определенного дня. Случилось так, что отец как-то принес с завода кусок отличного шланга. Объяснил: для дачи, поливать нечем. Взрос­лые отнеслись к этому как само собой разумеющемуся. Ведь и другие тащат с работы, что под руки попадется. Ничего зазорного не совершил.

Но для Игоря (кажется, так звали этого парнишку) отец был идеалом. Так его воспитывала мать. И вдруг этот бог спустился с олимпийских высот и превратился в обыкновенного грешника. Миф о его героических доброде­телях моментался развеялся. А взрослые даже не заметили. Они не знали, какие потрясения пережил их сынок. Снаружи ничего не видно: в истери­ке не бьется, температура не поднимается. Но в душе творилось такое, что автору знаменитой «Гибели Помпеи» и не снилось. В душе клокотал вулкан противоречивых чувств, рушились устои нравственности.

Низвержение идеалов повлияло на всю последующую жизнь подростка. Он не осуждал отца за вроде бы невинный проступок. Не ловил родителей на противоречиях, расхождении слов и дел. Он не мог осмыслить и правиль­но сформулировать свою позицию. Но постепенно и он стал позволять себе невинные шалости в школе и магазине: то перочинный ножичек принесет, то чужие деньги из кармана вынет. Сначала потихонечку, озираясь, а позже открыто. Мол, ничего постыдного я не совершил. Все так поступают.

Милый Игорь! Все, кого ты упомянул, — это множество таких же игорь-ков, воспитанных в детстве на расхождении слов и поступков. Вот и ходят по земле взрослые и не очень взрослые игорюши, создавая в обществе ат­мосферу вседозволенности и всепрощения. А родители по-прежнему пре­бывают в полном неведении. А может быть, и они в свое время были таки­ми игорьками?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.