Здавалка
Главная | Обратная связь

СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ ПОДРОСТКА



Подростка окружают люди, которые имеют прямое и косвенное, близ­кое и дальнее отношение к нему. К ближним относятся семья, родственни­ки, друзья, соседи... Иными словами, все, с кем он хорошо знаком, с кем то и дело общается, взаимодействует.

А вот армия, милиция, производство и другие отдалены от него на неко­торое расстояние. Если он не совершает серьезных проступков, то с мили­цией подросток скорее всего не сталкивается (если она сама к нему не яв­ляется). Армия — далеко на горизонте. Ей придет время после 18 лет. Радио, газеты и телевидение оказывают сильное влияние на сознание подростка. Но они состоят из незнакомых людей.

Школа занимает как бы промежуточное положение. Она стоит между двумя мирами — ближним и дальним. Учитель, особенно классный руко­водитель, может стать самым близким и родным человеком. Но школа как учреждение скорее дистанцирована от индивида.

Чем дальше отстоит от подростка круг общения, тем меньше уровень до­верия к нему (рис. 20). В 1999 г. провели международное исследование во многих странах мира и выяснили, что меньше всего подростки из разных стран доверяют информации из Интернета, чуть больше, но ненамного — средствам массовой информации. Самый высокий уровень доверия — се-

Рис. 20. Подросток, его ближняя и дальняя социальная среда

мье. Более 50% опрошенных считают, что сведения, получаемые от роди­телей, самые правильные и правдивые.

Специалисты заметили, что функции агентов первичной социализации обладают очень важным с точки зрения общества свойством — они взаимо­заменяемы. Ровесники часто заменяют родителей, выполняя их функции социализации. И наоборот. Взаимозаменяемы функции родителей и род­ственников, вторые могут заменить первых. Но того же самого нельзя ска­зать об агентах вторичной социализации, поскольку они узкоспециализи­рованы: судья не может заменить бригадира или учителя. Агенты первич­ной социализации, напротив, универсальны. В отличие от родителей, закладывающих базисные ценности и долговременные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное поведение, внешность, выбор сексуального партнера и мест досуга.

Различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выпол­няют свою роль, а агенты первичной социализации не получают. Началь­ная социализация — в основном область приписываемых статусов, продол­женная сфера достигаемых.

Исследования ученых показали, что уже на втором году жизни у детей возникает тяга к сверстникам, а на третьем году присутствие и мнение ро-

22Б

весников начинают играть приоритетную роль в воспитании наиболее зна­чимых положительных качеств и черт характера1.

РОВЕСНИКИ

Ни один социальный институт пока не может взять на себя те функ­ции, которые выполняют подростковые группы.Они помогают усвоить навыки социального поведения, присваивают первичный статус, помо­гают легче пережить ослабление связей с родительским домом. Ровесни­ки передают специфические для подросткового возраста ценностные представления и, наконец, удовлетворяют потребность в гетеросексуаль­ных контактах.

Жизнь внутри группы подростков характеризуется как «стадная». Ком­пании подростков собираются на улице для совместного времяпрепровож­дения и болтовни; отправляются покататься на автомобиле, ходят в кино, на танцы или рок-концерты. Могут организовать поездку за город, чтобы покататься на лыжах или поваляться на пляже.

Чтобы играть заметную роль в подростковой среде, нужно влиться в «об­щество» и следовать его предписаниям.

По мнению А.П. Файна, интенсивное группирование, столь характер­ное для этого «трудного возраста», играет важную роль в становлении лич­ности подростка, адаптации к окружающей действительности, иными сло­вами, служит необходимым условием его социализации2. Считается, что взрослых людей лучше всего сближают между собой великие дела или мел­кие грехи. Взрослых и детей — только общение и совместные игры.

Кажущаяся жесткость иерархии, конкретность ролевых функций и ав­торитетность лидеров на том или ином этапе функционирования группы со­здают иллюзию ее формальности. Но меняющиеся условия существования сводят на нет всю систему поведенческих предписаний, какой бы страшной юношеской клятвой она ни была закреплена (хотя степень вариативности групповой структуры конечна и определяется характеризующими модаль­ность группы традициями, если таковые успели сложиться). Речь, таким об­разом, идет о собственно неформальных объединениях, обладающих в выс­шей степени адаптивной структурой и быстро реагирующих на любые из­менения параметров социальной среды внутренней перестановкой сил.

Таким образом, тусовки и группировки — характерная метка «трудного возраста» — играют важную роль в становлении подростка. Они помогают приспособиться к окружающей действительности, подготовиться к взрос­лой жизни. Для подростков среднего возраста характерно стремление стать членами какой-то группы или компании, вызывающей их восхищение. Под­ростки добиваются признания группы, приспосабливаясь к ней.

Группы сверстниковиграют в детстве и отрочестве очень важную роль, особенно для развития идентификаций и формирования установок. Под­ростки гораздо легче идентифицируют себя с другими подростками, чем со старшими, даже если последние относятся к тому же полу, расе, религии и

Павлова Л. Нужен ли садик: Семья или общество (www.nanya.ru). Человек. 1990. № 4. С. 46-56.

общине, что и они сами. Даже если «хороших друзей» у подростка меньше, чем в каком-либо ином возрасте (обычно не больше пяти), среди них в это время больше доля представителей другого пола. Это, пожалуй, единствен­ный возраст, когда настоящая дружба не связана с сексуальными претензи­ями индивида. Мальчики дружат с девочками так же, как они дружили бы с мальчиками, и наоборот.

Группа сверстников предоставляет своим членам необходимые им сво­
боду и независимость, которые являются чертами взрослой субкультуры, и
вместе с тем сохраняет для них социальную защиту и эмоциональную при­
надлежность, в которой они нуждаются как еще неполные взрослые. Груп­
па сверстников включает людей одно-
Парадоксально, но факт го возраста, которые считаются впол­
не подходящими на роль судей тех
поступков и действий, которые совер­
шают молодые люди. Впервые их су­
дят не родители и взрослые родствен­
ники, а сверстники. Это совершенно
новая ситуация, в которую только еще
вступает подросток. С точки зрения социализации это принципиально важ­
ный момент: подросток учится смотреть на себя глазами других людей, ко­
торые, во-первых, являются не родственниками, а во-вторых, не старше их
по возрасту. То и другое — непременные атрибуты «взрослого общества», где
также поступки людей оценивают равные по возрасту и не родственники.
В группе сверстников индивид как бы примеряет на себя социальные одеж­
ды взрослого человека.

Согласно данным исследования СП. Иваненкова3, 21% респондентов на первое место в ряду социализаторов поставили сверстников. Они могут дать совет и поддержать своего товарища. Для многих молодых людей сверст­ник — второй человек (36,2%) после матери (44,9%), к кому они обращаются в трудную минуту. Отвечая на вопрос «На кого Вам хочется быть похожим больше всего?» молодые люди ответили следующим образом в порядке убы­вания: 23,1 — ни на кого; 13,6 — на знаменитого человека (артист, спорт­смен, ученый); 13,1 — на мать; 11,5 — на героя книги, фильма; 11,3 — на отца; 9,4 — не знаю; 8,1 — на брата, сестру; 5,5 — на взрослого знакомого; 2,9 — на своего приятеля, сверстника; 2,4 — на деда, бабушку; 0,5 — на сво­его учителя.

Вообще можно говорить о том, что как только к мнению группы ребе­нок начинает прислушиваться в той же степени, как и к мнению родителей, он начинает взрослеть. Происходит это в 10—12 лет. В более старшем воз­расте оценки и мнение группы сверстников начинают доминировать. И так может продолжаться всю жизнь. Во всяком случае, начиная с подростково­го возраста, когда группа сверстников становится равным с семьей агентом социализации, она уже не уходит из жизни человека. Вся взрослая жизнь проходит в окружении множества групп сверстников: на работе, в быту, на досуге. Юность — это такой переходный период, когда изменяется группо­вая принадлежность индивида: подросток частично принадлежит к группе детей, а частично — к группе взрослых.

3 Иваненков СП. Актуальные проблемы социализации молодежи (www.ispp.ru).

Ровесники, являясь наряду с родителями главными агентами первичной социализации, выступают с иных ценностных позиций, чем они, а потому оказывают на подростка влияние, вектор которого направлен совсем в дру­гую сторону. Если семья закрыта для внешнего общения и ребенок не при­глашает друзей домой, влияние двух агентов социализации может быть пря­мо противоположным. И наоборот, если родители приглашают в дом дру­зей своего ребенка, часто общаются с ними, происходит сближение ценностных векторов. В наиболее благоприятном случае они складывают­ся, оказывая на подростка удвоенное положительное воздействие. Если векторы разнонаправлены, т.е. идеалы и ценностные ориентации улицы и дома существенно расходятся, то у объекта социализации, т.е. подростка, может возникнуть ситуация ценностной неопределенности: он не будет знать, чью сторону ему принять и на чьи идеалы ориентироваться. Если ценности дворовых ровесников преобладают над установками домашних агентов социализации, то возрастает риск отторжения подростка от семьи и увлечения делинквентным поведением. Риск девиантного поведения со стороны подростка увеличивается также в ситуации интерференции ценно­стей (накладывания и взаимопогашения ценностных ориентации)4.

Врезка







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.