Здавалка
Главная | Обратная связь

КТО И КАК ВЛИЯЕТ НА ПОДРОСТКА



Социологи и психологи считают родителей наиболее важными взрослы­ми в жизни подростка.

В качестве лиц, оказывающих на подростка значительное влияние, упо­минаются также братья и сестры и родственники, такие как тети, дяди. Из лиц, не являющихся членами семьи, влиянием пользуются священники, учителя или соседи.

В Шотландии было проведено обследование 360 учеников средней шко­лы. На вопрос о том, кого они считают самыми важными в своей жизни людьми, 79% выбрали родителей, причем 56% назвали мать, а 23 % — отца. Сестер и братьев упомянули 13% подростков, а 8% предпочли других взрос­лых — в основном бабушек и дедушек. Студенты часто называют препода­вателей и друзей. Подростки из рабочих семей при подобных опросах реже упоминают матерей и отцов20.

С ослаблением влияния семьи все возрастающую роль начинают играть примеры киногероев, популярных музыкантов и друзей. Особенно сильно их влияние наречь, выбор прически и одежды, музыкальные вкусы и основ­ные социальные ценности.

Если одни люди оказывают на подростка прямое влияние, то другие — косвенное, но тем не менее весьма ощутимое. Например, события, проис­ходящие на работе родителей, влияют на родителей, а те в свою очередь влияют на развитие подростка. Начальство родителей определяет уровень зарплаты, график труда и отдыха и состав рабочего коллектива. Если ком­пания решит уволить служащего, это окажет влияние на всю его семью. Все эти факторы влияют на взаимоотношения родителей с подростком.

На подростка оказывают многостороннее влияние общественные орга­низации. Администрация школы составляет расписание, учебный график и нанимает учителей. Городские власти могут открыть или закрыть моло­дежный центр или плавательный бассейн.

Большинство психологов указывают на то, какое огромное значение име­ют на наше поведение реакция других людей, особенно знакомых или род­ных. Одни поступки они одобряют и нам становится приятно. Иногда это воодушевляет нас и заставляет гордиться собой. Я не съел последнюю кон­фету, а отдал брату, хотя самому так хотелось положить ее в рот. Другие по­ступки осуждаются окружающими, и нам становится неловко, стыдно за себя.

В некоторых поступках мы явно виноваты. Их осуждение справедливо воспринимается нами как упрек в наш адрес. Какой я жадина, неумеха или лентяй. Мне за себя стыдно.

Но есть поступки хотя и неприятные нам, но совершенные неосознан­но. Я иду по улице и вдруг со всего размаха падаю на землю. Мне неловко или стыдно. Хотя в том месте жуткий гололед и до меня на льду побывало немало людей.

Выходит, что и сознательные и неосознанные поступки, совершенные нами, мы одинаково записываем на свой счет. Хотя где-то в глубине души понима-

20 Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 74.

ем, что этого не следует делать. Ну мало ли что, человек шел и упал. С каждым может случиться. Однако нет, мы краснеем, будто намеренно оступились.

Почему мы краснеем за свою неловкость, ведь она извинительна? Мо­жет быть, потому что другие могут посмеяться или осудить нас? Мы чутко откликаемся на реакции окружающих, даже если они не высказаны вслух. Никто открыто не рассмеялся, когда я грохнулся оземь, никто и слова не сказал. Но мне все равно неприятно, будто я все увидел или услышал.

Значит, мы можем реагировать даже на то, чего не видим и не слышим, но только воображаем. Вот в чем разгадка. Наше воображение дорисовы­вает неприятную картину. Они могут высмеять меня, думаем мы про себя.

А с какой такой стати мы нехорошо думаем о людях, если не видим и не слышим их реакции? Скорее всего потому, что мысленно ставим себя на их место и считаем, что я в такой ситуации посмеялся бы или что-нибудь «ввер­нул» уж точно. Не упустил бы случая. Особенно если этот мальчишка мне несимпатичен. Выходит дело, в других мы видим себя. За свою неловкость мы стесняемся самих себя, а не других. Я бы поступил так на их месте. Но как на самом деле поступят прохожие, заметившие падающего человека, я не знаю. Я засмущался еще до того, как узнал их реакцию. Заранее. Смуще­ние и чувство неловкости сидит во мне. А прохожие равнодушно прошли мимо и никто не рассмеялся. Может быть, они оказались лучше меня? Меня, мысленно поставленного на их место?

Запутанный этот мир взаимных человеческих реакций. И хотелось бы получше в нем разобраться.

Вот еще один парадокс (первый был описан выше). Нам не нравится, когда другие ехидничают над моей неловкостью. Если одноклассник, под­ставив мне бегущему подножку, что называется, ржет во все горло, то я го­тов его убить, кажется, в эту минуту. Ну а как я сам веду себя, совершив ана­логичный проступок с другим? Я от души радуюсь, хотя понимаю, что ра­доваться-то по большому счету нечему.

Следовательно, других мы склонны осуждать за то, что прощаем себе. Надо мной издеваются — это плохо. Но когда я издеваюсь над другим — это хорошо.

Итак, мы остановились на том, что каждый из нас строит линию пове­дения в зависимости от реакции окружающих людей. Такую зависимость на­зовем прямой. А существует еще косвенная. В чем она заключается?

Это положительные или отрицательные последствия чужих поступков, наблюдаемые человеком. Вероятность агрессивного поведения индивида возрастает, если он наблюдал, как другие люди были вознаграждены за по­добное поведение. Здоровый верзила-старшеклассник дал мне затрещину, а его «друганы» от души посмеялись. Они одобрили его поступок. Я внима­тельно учусь у старших. Не важно, кто они.

Но вот к «друганам» подошел завуч и строго предупредил, что еще одно такое хамство и виновник получит «неуд» за поведение. Предупреждение подействовало. Дылде стало неловко, а я понял, что за подобное действие, если я его совершу с другим человеком, у меня могут возникнуть крупные неприятности. Лучше избегать подобных ситуаций. Я учусь на примере дру­гих людей. Окружающие выказали реакцию не на мой проступок, а на по­ведение совсем другого человека. Но я получил урок. Лучше учиться на ошибках других, чем громоздить собственные такие же.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.