Здавалка
Главная | Обратная связь

ДОПИСЬМЕННОЕ ОБЩЕСТВО



Основная задача образования — передать потомкам свод знаний, разра­ботанный предками. В дописьменных обществах это делается изустным способом. Специалисты полагают, что по отношению к примитивным, до-письменным, обществам надо говорить скорее не столько об образовании, сколько об инкультурации, в процессе которой культурные ценности и практические знания, а также мифы и легенды передавались от одного по­коления к другому.

Передача знаний самым примитивным способом возникла еще в перво­бытном обществе и сохранилась по сию пору, например, у бушменов в Южной Африке. Старики показывают и рассказывают подросткам, како-

вы повадки зверей, к каким уловкам прибегает опытный охотник, как надо ориентироваться в лесу и какие растения следует употреблять в пищу, он сообщает также о загадочных явлениях природы, традициях и обычаях пле­мени. Конечно, и это надо считать образованием, точнее его ранней фор­мой.

Школа существовала не как система правил, а как цепь людей, одни из которых рассказывают, а другие слушают, одни показывают, а другие смот­рят. Изустная традиция являлась основой первобытного образования. Не было еще отдельно стоящих зданий, которые именовали бы школой. Вся

социальная жизнь у таких людей умещается на небольшом пятачке, занятом стоянкой: здесь спали, ели, изготовляли орудия труда и приго­товляли пищу, рожали и воспитывали детей, передавали охотничьи знания от стариков мо­лодым. Передача навыков и знаний происхо­дила здесь же, чаще всего у костра, в лесу, в походе.

Чтобы загнать крупного мамонта, а затем убить его, или чтобы поймать среднего по раз­мерам парнокопытного, надо было обладать выносливостью, мужеством, знанием повадок животного, умением бесшумно нападать, мет­ко стрелять. Как надо было знать многие виды съедобных и несъедобных растений, лечебных трав, места их произрастания и время наилуч­шего сбора, иначе в такой трудной профессии, как собирательство, не удержишься. Перво­бытный человек должен был хорошо знать так­же сезонные маршруты миграции животных, рецепты приготовления и выпечки мяса, изго­товления и применения шкур в качестве одеж­ды, домашней утвари, оружия и домашней обстановки, секреты изготовле­ния сложносоставных орудий труда и оружия.

Не было и никаких специальных предметов, которые позже назовут школьными принадлежностями. Материальная культура охотников и соби­рателей сведена к минимуму, а собственность на вещи и предметы высокой ценностью еще не обладает. Они мешают быстрому передвижению в про­странстве. Основные орудия — палка, дубинка, пика, лук и стрелы, рыбо­ловные принадлежности, ловушки, огонь и емкости для хранения и транс­портировки пищи.

Люди древнего каменного века приобрели обширные знания о матери­алах, используемых при производстве орудий труда, оружия, одежды и по­суды, устройстве жилищ. Эти знания позволяли им находить новые источ­ники добывания пищи и способы охоты. Вместо крупных животных, мамон­тов и северных оленей объектом охоты стали туры, дикие свиньи, олени, косули и лоси. Охотники должны были отлично знать повадки животных, перемещавшихся по территории, на которой люди уже жили оседло. Охот­ники и собиратели изучали территорию вокруг своих поселений, чтобы находить новые виды продуктов питания растительного и животного про-

исхождения. Это позволяло собирателям на длительный период оседать в районах с изобильными источниками пищи.

По мере того как в долине Нила, Тигра и Евфрата возникали первые ци­вилизации, совокупность знаний, которыми обладали люди, как по своей форме, так и по содержанию, стали настолько сложными, что их уже было невозможно передавать непосредственно — от человека к человеку. При­шлось подумать о способах, при помощи которых можно было бы накап­ливать, записывать и передавать культурное наследие. Приблизительно за 3500 лет до н.э. люди изобрели письменность.

Шумерыпроявляли удивительную тягу к научному знанию о мире: задол­го до греков они были лучшими математиками и астрономами. Знания,

накопленные предками, передавались мальчикам и юношам в многочислен­ных храмовых школах. Здесь учили читать клинопись, вести хозяйствен­ ные записи, наблюдать звездное небо, точно определять площади земельных участков. Шумеры высоко ценили мудрость, которая, по их мнению, была сосредоточена в ушах человека; поэтому на многих рисунках людей изоб­ражали с большими оттопыренными ушами.

Шумерская школа, первая из известных в мире, создавалась при храмах и имела следующую структуру: отец школы, «владеющий хлыстом», обязан­ностью которого было поддерживать суровую дисциплину, наставник, сле­дящий за посещаемостью, и учителя, перед которыми ставились все те же задачи — научить читать и писать путем многократного копирования. Счи-

Врезка







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.