Здавалка
Главная | Обратная связь

Француаза Берто Египетские писцы



Для того чтобы пробиться в управленческий ап­парат, надо было уметь хорошо писать. Из Древ­него царства до нас дошел всего один папирус — советы отца собственному сыну. Он был много раз переписан и служил пособием во всех шко­лах в течение двух тысячелетий. «Профессия писца — одна из величайших профессий. Нет ей равных. Даже юного писца все должны привет­ствовать с уважением. Ему доверяют передать важные бумаги. Я никогда не видел, чтобы с важ­ным поручением посылали скульптора или юве­лира. Я видел кузнеца за работой в кузнице — у пасти собственной печи. Его пальцы будто покры­ты крокодиловой кожей, а пахнет от него еще противней, чем от людей кхы. Каменщик заме­чательно обтачивает любые твердые камни, но когда он заканчивает работу, его руки изранены. Когда он присядет в сумерках отдохнуть, его колени и спина согнуты. Добытчик папируса дол­жен идти против течения к истоку реки — в бо­лота. Он выбивается из последних сил, его поеда­ют комары и болотные мухи. Что же до горшеч­ника, то он хотя и не рискует жизнью, но все время дышит горячим воздухом своей печи. Одежда его задубела, он испачкан глиной. Пояс превратился в лохмотья. Охотник буквально страдает, оказавшись в пустыне. Его осел про­едает больше, чем он может заработать. Кроме того, он должен платить пастухам, указавшим


ему верную дорогу. К тому же долгий путь уто­мителен.

юнец, отправляясь в дальние страны, завещает свое добро детям из страха перед львами и ази­атами. И будь его дом из ткани или кирпича, он не живет со спокойным сердцем. Мойщик стира­ет белье на берегу рядом с крокодилами. Он за­рабатывает на пропитание ценой всевозможных унижений, ведь ему приходится стирать также одежды женщин, у которых наступили месячные. Ему кричат: ну ты, мойщик грязного белья, из-за тебя нельзя подойти к берегу — такой он стал скользкий.

Птицелов тоже страдает. Когда полудные птицы пролетают над ним, он говорит: ах, если бы у меня было гнездо. Я расскажу тебе и про рыба­ка. Его занятие едва ли не самое ужасное. Кто кроме него чаще сталкивается с крокодилами. А когда настанет время сдавать улов, он не ос­мелится сказать, что при виде крокодила его словно парализовало от страха. Он скажет: та­кова воля бога.

Вот видишь, нет другой такой профессии, кроме профессии писца, при которой можно было бы быть начальником. Если ты читаешь книги, у тебя будет все в порядке».

В сословии писцов важную роль играли жрецы. Они назначались царем и он даровал им многочислен­ные привилегии. Их миссия была наиглавнейшей: управление царскими храмами, где совершалось поклонение царю всех живущих, делались прино­шения и записывались просьбы на папирусе.

исключительности, хорошо оплачивалось, придавало ему высокий соци­альный статус, обеспечивало ему безбедное существование.

Пиктографическое письмо в виде иероглифов (от греч. слов hieros — «свя­щенный» и glypho — «режу, высекаю») было культовым и использовалось в качестве атрибута власти. Иероглифы (рисуночные знаки) — древнее пись­мо Египта — использовались уже с 3000 г. до н.э. Религиозные тексты, про­токолы и т.д. записывали иератическим письмом, т.е. курсивной формой иероглифики. Демотика — упрощенное иератическое письмо, т.е. скоро­писная форма египетского письма, возникла в VIII—VIIвв. до н.э., ас VIIв. до н.э. стала народным и официальным письмом Египта.

Вначале каждый иероглиф соответствовал слову или даже целому поня­тию. Текст представлял собой комбинацию из идеограмм (знаков, обозна­чавших понятия) и фонограмм (знаков, обо­значавших звуки). Иероглифы писали черни­лами с помощью тростниковой палочки на свитках, изготовляемых из папируса, росше­го в болотистых низменностях Нижнего Египта. Знаки располагали горизонтально справа налево. При этом писец либо стоял перед горизонтально развернутым свитком, либо сидел, скрестив ноги, а свиток расклады­вал перед собой.

Пользуясь месопотамской моделью, егип­тяне создали своеобразную систему письма, включавшую и идиографические и фонети­ческие символы; чем сложнее ею было овла­деть, тем выше становился социальный статус писцов. Последние составляли в египетском обществе класс верховныхконтролеров, кото­рым надлежало регистрировать любого рода информацию — от предсказа­ний на урожай, от которых зависел расчет налогов, до штрафов, налагавших­ся на всякого, кто преступал закон.

Писцами в централизованном египетском государстве были, как прави­ло, обладавшие властью чиновники, что подтверждают многочисленные на­ходки их пластических изображений. Писец сидел на циновке, скрестив ноги. Левой рукой он раскручивал папирус, чтобы писать на нем тростниковой па­лочкой. Гордая осанка и взгляд, устремленный вперед, свидетельствуют о том, что писцы занимали в Египте высокое общественное положение.

Прежде чем получить высокий иерархический статус, они должны были обучиться в специальных школах, а затем долгие годы доказывать свое усер­дие и дипломатическое искусство на государевой службе.

Образованный человек в Древнем Египте пользовался большим уваже­нием. Для того чтобы пробиться в управленческий аппарат, надо было уметь хорошо писать. Из Древнего царства до нас дошел всего один папирус — поучение отца, отдавшего сына в придворную школу. Этот культурно-ис­торический памятник называется «Наставления Дуау, сына Ахтоя, своему сыну Пиопи». Его автор повествует о том, что он определил своего сына в дом учения, дабы тот научился писанию, стал чиновником и не остался позади сыновей знати, которые при дворе.

В Древнем Египте существовал обычай передачи профессии по наслед­ству — от отца к детям. К примеру, водном из папирусов перечислены 25 по­колений строителей, принадлежавших к одной семье. Свою профессию передавали детям жрецы, музыканты, ремесленники и т.д. Отцы-ремеслен­ники при обучении порой использовали детские игрушки: модели земле­дельческих орудий, мельниц, кузниц.

Таким образом, профессиональное образование, за исключением военного дела и чиновного ремесла, которые считались государственной привилеги­ей, происходило целиком в рамках семьи. Иными словами, профессиональ­ная подготовка в Древнем Египте в отличие от современных обществ была вынесена за рамки формального школьного образования. Хотя, несомненно, существовали какие-то краткосрочные курсы профессионального мастерства «по месту работы», где детей учили прикладным наукам, в частности муми­фикации, строительству пирамид и рисованию. Закончившие их юноши могли устроиться скульпторами, каменотесами, каменщиками, плотниками, рисовальщиками в пирамидах, строителями, кузнецами, горшечниками, кожевниками, ткачами, курьерами, ювелирами. Этому нельзя было обучиться в домашних условиях, поскольку большинство подобных профессий требо­вало предварительного обучения письму и математике.

В Египте школы открывались сначала при дворце фараона и при храмах, а со II тысячелетия до н.э.— также при крупных государственных учрежде­ниях. Во многом они были похожи на нынешние: классные комнаты с па-

Врезка







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.