Здавалка
Главная | Обратная связь

Высшее образование в России



Расходы на одного студента учреждений профес­сионального образования в различных странах в 1998 г. (в тыс. долл. по паритету покупательной способности) по материалам к заседанию (оссо-вета 29 августа 2001 г.:


дицинские — 30,7 тыс. человек. (Для сравнения: в 1995 г. список специальностей по убыванию по­пулярности среди абитуриентов выглядел так: инженерные, гуманитарные дисциплины и про­свещение, экономические, сельскохозяйствен­ные, естественные и медицинские.) Сегодня под­готовка специалистов с высшим профессиональ-

 


 

 

В 2000 г. количество высших учебных заведений в России составляло: государственные — 562 (45,9%), из них подчиненные Минобразования РФ - 338 (26,0%); негосударственные - 662 (54,1%), из них имеющие аккредитацию — 203. Численность студентов в вузах России (включая негосударственные) в 2000 г. - 4 млн 739,5 тыс. человек, из них на дневном отделении — 2 млн 624,3 тыс. человек (для сравнения: в 1992 г. всего 2 млн 638,0 тыс. человек, из них на днев­ном отделении 1 млн 657,0 тыс. человек). На каж­дые 10 тыс. населения, таким образом, приходит­ся сегодня 280 студентов (178 в 1992 г.). В вузы на дневные отделения по укрупненным группам специальностей в 2000 г. были приняты: инженер­ные специальности — 224,8 тыс. человек; гума­нитарные дисциплины и просвещение — 152,6 тыс. человек; экономические — 114,0 тыс. человек; естественные — 48,6 тыс. человек; сельскохозяйственные — 31,0 тыс. человек; ме-


ным образованием ведется по 92 направлениям и 443 специальностям. За последние три года от­крыто 15 новых специальностей высшего про­фессионального образования, в том числе 10 ин­женерных. Численность профессорско-препода­вательского состава высших учебных заведений в 2000 г., тыс. человек: штатный персонал — 265,2; кандидаты наук — 125,4; доценты — 89,8; доктора наук — 28,0; профессора — 27,0. Всего в высшем профессиональном образовании заня­ты 650 тыс. человек. В 1999/2000 учебном году контингент аспирантов и докторантов, обучаю­щихся в вузах и научных организациях Россий­ской Федерации, составлял: аспиранты (всего) — 107 031, аспиранты очного обучения — 75 371, докторанты — 3993. Процент студентов дневных отделений вузов России, получающих стипен­дию: 1970 - 72,0; 1980 - 78,0; 1990 - 88,0; 1999 - 58,9; 2000 - 54,4.

http://magazines.russ.ru

сионально-технических, средних специальных и дошкольных учреждени­ях. На конец 1993 г. 78 тыс. детских дошкольных учреждений посещало 6,8 млн детей159.

В настоящее время в России сокращается численность детей в возрасте от 1 до 6 лет, посещающих постоянные детские дошкольные учреждения (на 25% за 1990—1993 гг.), что связано с резким уменьшением численности ро­дившихся. Сокращаются число таких учреждений (на 11%) и количество мест в них (на 22%).

Если в 1991 — 1992 гг. наблюдалась негативная тенденция развития до­школьного образования, то в 1992— 1993 гг. темпы сокращения числа дет­ских дошкольных учреждений, коли­чества мест в них и детей, их посещающих, замедлились, а обеспе­ченность детей постоянными детски­ми дошкольными учреждениями и ме­стами в них начала расти. Вместе с тем наметилась тенденция опережения темпов уменьшения их количества по сравнению с темпами спада числа мест в них, что может привести к сокраще­нию доступности сети дошкольного воспитания на территории России и укрупнению имеющихся учреждений. Сравнение численности занима­ющихся в детских внешкольных уч­реждениях с численностью учащихся дневных общеобразовательных школ свидетельствует об элитарности таких занятий и их малодоступности для школьников. Так, во всех внешколь­ных учреждениях занималось 22,7% учащихся школ в 1990 г. и 20,8% — в 1993 г.; в музыкальных школах —соответственно 3,3 и 3,4%; в художествен­ных и школах искусств — 1,4 и 2,3%; вДЮСШ — 12,2 и 11,8%. Охват дет­скими библиотеками несравненно больший: 59,9 и 63,3% школьников160.

В 1960—1995 гг. рост численности учащихся опережал как динамику чис­ленности учителей, так и увеличение числа школ. В результате школы ук­рупнялись, на каждого педагога приходилось все больше учащихся. Такая ситуация приводила к снижению качества обучения. Однако в начале XXI в. стала наблюдаться обратная тенденция: сокращение числа учащихся вслед­ствие общего сокращения рождаемости в России. Согласно последним про­гнозам Министерства образования РФ, в ближайшие два десятилетия чис­ленность учащихся может уменьшиться на четверть, в результате чего воз­никнет недозагрузка учителей и в связи с этим угроза безработицы.

159 Социальная статистика: Учеб. / Под ред. чл.-кор. РАН И.И. Елисеевой. М., 1997. С. 305.

160 Там же. С. 306-309.

Эволюцияшкольного

ОБРАЗОВАНИЯ

Образование как особый социальный институт существовал не всегда. Его не было в примитивном, первобытном обществе, где овладение на­выками и знаниями новыми поколениями было непосредственно впле­тено в социальный и производственный процессы и вовсе отсутствова­ли школы, учителя и т.д. Выделение особого института образования на­чинается в доиндустриальном обществе на основе расширения и углубления общественного разделения труда, развития сословного не­равенства и государственной системы с целью обеспечения специаль­ной подготовки представителей привилегированных слоев общества. Остальная масса людей усваивала тогда необходимые ценности и зна­ния в семье и в процессе производственного обучения (ученики, подма­стерья и др.). В средневековой Европе возникают религиозные школы и первые университеты, в которых может обучаться лишь очень узкий круг людей из богатых и высших сословий.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.