Здавалка
Главная | Обратная связь

Бриллианты на ботинках Брынцалова



Одним из самых дорогих домов владеет Борис Березовский. Владение находится на Лазурном берегу и стоит около 200 млн долл. Яхта Бере­зовского не относится к суперклассу — стоит «всего» 5 млн долл.

О вечеринках молодых российских олигархов на самых дорогих мировых курортах ходят ле­генды. Закрывая летний сезон прошлого года, наши богачи установили рекорд по обливанию дорогим шампанским. Олигархи вылили друг на друга, а также на приглашенных моделей 260 бутылок по 300 долл. каждая. Сколько и каких напитков было употреблено внутрь, мож­но представить. Позднее один из устроителей этой веселой вечеринки «признался» в прессе, что его официальная зарплата составляет... 450 руб.

Самыми дорогими и экстравагантными покупка­ми давно прославился фармацевтический и во­дочный король В. Брынцалов. Он обожает умо­помрачительно дорогие цацки: носит туфли, ук­рашенные бриллиантами, пишет ручкой за 10 тыс. долл. Один из его любимых пиджаков изукрашен массивными золотыми пуговицами с изображением всех российских царей. О подар­ках, которые Брынцалов преподносит своей жене, слагают мифы: только одно из ее колец «вытягивает» на 850 тыс. долл.

Источник: Деловая неделя. 28.06.2003

Как только накапливается достаточно много носителей статусных по­требностей, общество совершает переход из традиционного состояния на качественно новый этап развития — к обществу потребления. Особенность его в том, что погоня за статусными вещами становится уделом не одино­чек, а представителей широких слоев населения. Она превращается в мас­совую моду, которая формирует под себя новую иерархию ценностей. В ней иметь обычные вещи становится непрестижным и неуважаемым. Когда-то индивидуальная прихоть богача ныне стала универсальным законом суще­ствования народных масс.

В XIX в. европейские аристократы тонули в долгах, но устраивали балы, содержали огромное количество совершенно ненужных слуг и породистых лошадей. Сегодня человек из среднего класса для этих же целей покупает машину, одно обслуживание которой съедает львиную долю семейного бюджета, отправляет детей учиться в престижную школу. А богатый приоб­ретает дом на Канарах, куда ездит раз в год. Все стараются что-то доказать.

И общество им в этом помогает. За границей существует целая индустрия, которая производит вещи или предоставляет услуги, главная притягатель­ность которых именно в их цене. Выпускаются ограниченным тиражом марки, монеты, коллекционные куклы, цена которых из-за редкости сразу взлетает за облака. Для этой же цели — показать, что ты при деньгах, — проводятся и многочисленные аукционы, где, например, стальные часы

известной марки могут стоить на порядок выше, чем золотые, но более рас­пространенные. Но до таких вершин мы пока еще не доросли2.

Сегодня, когда в России еще продолжается процесс первоначального накопления капитала и новые богатые еще не пресытились внешним блес­ком, очень трудно определить, кто перед тобой, поэтому можно, умело пу­стив пыль в глаза, получить большой выигрыш. Человек в костюме с иго­лочки, с дорогой ручкой и зажигалкой, приехавший на хорошей иномарке, скорее получит кредит в банке или хорошую работу, чем дельный специа­лист, но в потрепанном костюме. Пока еще у нас встречают по одежке, по ней же определяют величину социального капитала. По словам одного из­вестного бизнесмена, в России вообще нет смысла покупать настоящий костюм от Кардена, потому что большинство людей не смогут отличить его от китайского. Как свидетельствует статистика, у нас не стоит выставлять напоказ свое богатство, ибо слишком развитая криминальная структура лучше любого налогового инспектора по внешним атрибутам вычислит, что у человека есть деньги. И попросит поделиться. Так что показуха высокого уровня доступна у нас лишь самым богатым. Участь же остальных — быть миллионером в потертых джинсах3.

Потребительское поведение принимает нормальные формы, необходи­мые для удовлетворения жизненно важных, или первичных, потребностей, и ненормальные, в том числе патологические формы, призванные удовле­творять вторичные (дополнительные) и извращенные потребности. Диапа­зон последних простирается от табакокурения до наркотиков. Сюда же от­носят иррациональные потребности — потребности, выходящие за рамки разумных, принимающие гипертрофированные, иногда извращенные фор­мы. К их числу относится появившаяся в последнее время консумопатия (от англ. consumption — потребление, и греч. pathos — болезнь).

По утверждению психиатров, пристрастие к покупкам, называемое кон-сумопатией, считается прогрессирующей патологией, а страдающие подоб­ным заболеванием люди — в основном женщины — постоянно стремятся покупать совершенно ненужные вещи.

«Дважды в неделю Сильвия отправлялась в центр города и всегда возвраща­лась домой с пакетами, полными вещей. Покупать блузки, чулки, нижнее белье было для нее излюбленным занятием. Однако эта 40-летняя замужняя мать тро­их детей и предположить не могла, что ее неуемное желание покупать одежду превратилось в настоящее пристрастие. Хуже всего было то, что Сильвия была не в состоянии его преодолеть. На протяжении вот уже восьми лет она растрачи­вала деньги из семейного бюджета на покупку вещей, которыми никогда не пользовалась. Для нее хождение по магазинам и покупка одежды стали синони­мами счастья»4.

Консумопатия не открывает и не закрывает длинный ряд патологических пристрастий человека, поразивших современное общество: секс без удо­вольствия, работа, Интернет, продукты питания, телевидение и азартные игры складываются в целый веер психопатологий, которые, кроме всего

Виноградова Т. Скучный тип — миллионер (http://komok.ru).

3 Там же.

4 Кориско М. Общество пристрастившихся (www.inosmi.ru).

прочего, заразны. Она — лишь очередное звено в бесконечной цепи потре­бительских форм зависимости.

По утверждению психологов, прежде чем превратиться в пристрастия, подобные занятия доставляют нам немалое удовольствие. Однако из-за чрезмерного увлечения человек постепенно теряет способность контроли­ровать самого себя. Утрата самоконтроля влияет на дальнейшую жизнь че­ловека и стратегию его социализации — на бытовом, социальном, деловом уровне — и сопровождается периодами тревожного состояния, депрессией, умственными отклонениями.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.