Здавалка
Главная | Обратная связь

Закон демонстративного



Расточительства

Заметна аналогия между одеяниями женщин и домашней прислуги, в особенности ливрейных лакеев. И те и другие старательно являют сви­детельство излишней дороговизны. В обоих слу­чаях заметно игнорируется физическое удобство одежды.

Однако одежды госпожи, вид которой старатель­но привлекает внимание если не к физической немощи, то к праздности владелицы, преуспева­ют в этом больше, чем одежда прислуги. Так и должно быть, ибо в теории, согласно идеальным принципам денежной культуры, госпожа дома — главный слуга дома.

Помимо слуг существует категория лиц, чей наряд уподобляет их классу слуг, проявляя в себе мно­гие из признаков, составляющих женственность женской одежды. Это категория священнослужи-


телей. Священнические облачения в подчеркну­той форме выражают те характерные особенно­сти, которые являются доказательством зависи­мого статуса и показного образа жизни. Еще более поразительным образом, чем это про­является в повседневном образе жизни священ­ника, являются облачения, которые, соответст­вуя своему названию, чрезмерно украшены, не­лепы, неудобны и стесняют движения вплоть до мучения. В то же время священнику полагается воздерживаться от полезной работы и являть на людях бесстрастное печальное лицо, что очень близко к манерам хорошо обученной прислуги. Еще одной особенностью, производящей такое же впечатление, является выбритое лицо свя­щенника. Уподобление класса священнослужи­телей классу прислуги по поведению и одежд6 обусловлено сходством экономической роли обе­их категорий.

Теоретически, с точки зрения экономики, свя-щенник является слугой, косвенно находящимся

35 Surovell J. Capitalist Russia and the West. Ashgate, Aldersot, England; Burlington, Vermont, USA, 2000-

поведения человека, который подразумевает символы и маркеры, адресу­емые не к предпринимателям, бизнесменам и менеджерам, занятым выпол­нением своих профессиональных обязанностей, а к посторонней аудитории, грубо выражаясь зевакам и обывателям, которые никак не задействованы в экономическом процессе, составляют его периферию, но способны по до­стоинству оценить внеэкономические репрезентации типа «это круто», «шикарная тачка» и т.п. Так, Владимир Брынцалов, известный русский бо­гач и кандидат в президенты (1996), рассказывал, как он, однажды идя по улице, злился, что никто не знает, какой он богатый. Тогда он зашел в мага­зин и купил дорогой кожаный ремень. И, говорит, полегчало36.

Стремление отделить себя от толпы при помощи престижных и дорогих маркеров в России конца XX — начала XXI в. тем более важно, что никаких

других водоразделов между слоями и классами еще не возникло либо они только начинали формироваться. Первое поколение «новых русских», быстро сколотивших себе состояние в начале 1990-х гг., жили в тех же самых микрорайонах, домах и квартирах, что и обычные русские. Первым соци­альным разграничителем стали иномарки, вторым — предметы роскоши, третьим — загородные дома. Все они — предметы статусного потребления. Как только классовые различия в нашем обществе станут делом привычным, богатство будет считаться нормальным, а не полукриминальным явлением, то и шикарная одежда, дорогие часы и другая атрибутика принадлежности к высшему классу может не понадобиться. Во всяком случае в США и Ев­ропе давно уже не принято одеваться так, как это было свойственно буржуа­зии XIX в.

в личном услужении у божества, чью ливрею он носит. Его ливрея очень дорогого свойства, но ливрея для того и создана, чтобы показать, что ее ношение доставляет мало или вовсе не до­ставляет физического удобства тому, кто ее но­сит, потому что является предметом показного потребления и происходящий от ее потребления почет следует относить за счет отсутствующего хозяина, а не слуги.

Мода на корсет — лишь кажущееся исключение из правила. При более тщательном рассмотрении видно, что исключение — всего лишь подтверж­дение правила, гласящего о том, что мода на оп­ределенную модель одежды основана на ее по­лезности в качестве доказательства денежного положения владельца.

Общеизвестен факт: в промышленно развитых странах корсетом пользуются лишь представите­ли определенных социальных слоев. Женщины из слоев победнее, особенно из сельского населе-


ния, им не пользуются, разве что по праздникам, как роскошью.

Женщинам из этих социальных групп приходит­ся усердно работать, им нет надобности каждый день подвергать свое тело мучениям. Пользова­ние этим приспособлением по праздникам вы­звано подражанием законам благопристойности обеспеченных социальных слоев. Во всех странах, унаследовавших ношение кор­сета, оно сохраняется, поскольку служит знаком почтенной праздности, доказывая физическую нетрудоспособность той, которая его носит. Ра­зумеется, это правило применимо и к другим уродливым уловкам, призванным умалить види­мую работоспособность индивида, как, напри­мер, ношение напудренных париков и золотых кружев, а также обычай постоянного бритья бо­роды и усов.

Сокращено по источнику: Веблен Т. Теория празд­ного класса. М., 1984. С. 184-199.

36 Kopocmuicoea Т. Богатого делают часы // Аргументы и факты. 1998. № 20.

Хотя и в конце XX в. социальная модель поведения американцев мало изменилась по сравнению с прошлым. Об этом совершенно справедливо пишет В.И. Ильин. Современный западный или японский автомобиль за 10 тыс. долл. в течение пяти-семи лет имеет столько же шансов сломаться, как и купленный за 30—50 тыс., предельная скорость на американских до­рогах в большинстве штатов (70 миль в час) также легко доступна дешевым моделям, которые по этому парамет­ру не уступают дорогим (потенци&чь-ная суперскорость дорогих моделей потребляется лишь для удовлетворе­ния тщеславия), а прочие полезные функции дорогих моделей (автомати­ческий подъем стекла и регулировка сидений, измерение температуры воз­духа, кондиционер и т.п.) на самом деле стоят столько же, как один-два относительно дешевых автомобиля. Поскольку люди с достатком в США меняют новые автомобили через 5— 6 лет после покупки, то их долговечность для них имеет небольшое значе­ние. Плата идет за престижность модели, а составной частью покупки пре­стижа является регулярное обновление автомобиля37.

Дорогая одежда, хороший автомобиль, квартира в престижном районе — это не только комфорт, но и демонстрация своего богатства, истинного или мнимого, окружающим людям. Особенно она характерна для общества крупных городов, где о человеке практически ничего не известно: это вам не деревня, где приличным «прикидом» нельзя замаскировать проху­дившуюся крышу или убогое хозяйство. В городе больше судят по одежке, роль которой выполняет в том числе и автомобиль. Одежка должна соответ­ствовать, иначе не пробиться в приличное общество. Поэтому и в столицах, и в провинции можно увидеть дорогие автомобили, припаркованные возле обшарпанных малосемеек18.

Наиболее ярко показное потребление проявляется в периоды первона­чального накопления капитала, когда возникают новые богачи (nouveau riches — нувориши). В США возникновение новой касты выпало на вторую половину XIX в. Страна не знала унаследованной знати, аристократии по крови, как Западная Европа. Отбросы общества, заселившие 200 лет назад Северную Америку, к тому времени успели разбогатеть, но как вести и от­личить себя от прочего люда еще не знали. Самый простой способ выделить­ся для той социальной страты, про которую говорят «из грязи — в князи», — это демонстративная роскошь в одежде, питании и жилье. Когда в конце XX в. американцы провели статистическое исследование своих предков, то оказалось, что более 80% богатого класса США, теперь относящихся к «ста­рой гвардии», окончили начальную школу, реже — полную среднюю шко­лу, колледж или университет, а некоторые вообще были чуть ли неграмот­ными. Естественно, что самый понятный способ выделиться в толпе — на­рядиться в яркие одежды. Спросим себя: многим ли от них отличались

37 Ильин В.И. Поведение потребителей: Учеб. пособие. СПб., 2000. Виноградова Т. Скучный тип - миллионер (http://komok.ru).

«новые русские» 1990-х гг., многие из которых имели незаконченное ПТУ и криминальное прошлое? Малиновые пиджаки, шикарные шубы, брасле­ты на запястье, несколько иномарок и крутой бритый загривок — вот соци­альные маркеры, демонстрирующие их показное величие.

Демонстративное поведение, спускаясь вниз по социальной пирамиде, порождает явление, которое В.И. Ильин39 правильно называет символиче­ской социальной мобильностью. К показной роскоши и нормам приличеству­ющего поведения, которые задают богатые, стараются приобщиться и дру­гие классы общества. Но для них это требует гораздо больших усилий и средств. Шикарная машина для миллионера — покупка, которую он про­изводит, не задумываясь о ее стоимости. Для среднего класса чуть скром­нее иномарка потребует длительных накоплений, урезания других потреб­ностей. Для низшего класса и она — запредельная мечта, посему его пред­ставители, если они включились в престижную гонку, ограничиваются подделкой под настоящую вещь. Для обозначения своего статуса последние вынуждены потреблять на грани своих финансовых возможностей. Не участвующий в гонке рискует оказаться в социальной изоляции. Приобре­тая дорогие вещи, представители низших классов стремятся если не по су­ществу, то по видимости поднять свой статус, перейти как бы в иную кате­горию. Это и есть символическая вертикальная мобильность. Ценности по­казного потребления становятся своего рода социальными универсалиями и ориентирами для всех слоев общества.

Новые богатые запускают механизм показного марафона, участвовать в котором обязаны и другие, даже те, у кого нет для этого соответствующей финансовой базы. Целиком и полностью скопировать потребительский комплекс праздного класса другим слоям не удается, но они могут приоб­рести «пиджак с чужого плеча», дорогую подделку, дешевую имитацию или иным способом блефовать.

Художественная литература XIX в. показывает немало историй о поме­щиках, включившихся в разорительную гонку показного благодушия. Увяз­нув в долгах, они вынуждены тем не менее организовывать балы, содержать роскошные экипажи, покупать дорогую одежду и жить в особняках, обслу­живаемых огромным штатом слуг, только для того, чтобы удержаться в гра­ницах того класса, где они были рождены и прошли социализацию.

Символическая мобильность в низших и средних классах, особенно если страна небогатая, служит причиной возникновения еще одного поразитель­ного феномена — недопотребления при видимом сверхпотреблении. Попыт­ка жить по чужим стандартам приводит к тому, что многим приходится эко­номить на хлебе, чтобы пить французский коньяк или содержать «Мерсе­дес». Американских туристов, приезжающих в Россию или Китай, часто удивляет обилие предметов высокостатусного потребления — дорогих лин­кольнов, бьюиков и кадиллаков, какие показывают только в голливудских фильмах, — на фоне относительной бедности или откровенной нищеты.

Показное потребление имеет и ряд плюсов. К примеру, оно служит за­логом для получения фирмой или отдельным предпринимателем крупных кредитов. Дорогая одежда молодого москвича или провинциала гарантирует получение хорошей работы, поскольку создает образ преуспевающего че-

39 Ильин В.И. Поведение потребителей: Учеб. пособие. СПб., 2000.

ловека с хорошим вкусом. Правда, служащий, одевающийся лучше своего шефа, рискует потерять имеющуюся должность либо может не рассчиты­вать на повышение. Хотя, как знать, возможно, она создаст иллюзию у шефа того, что за тем «кто-то стоит» и лучше его повысить по службе.

Из кейнсианской экономики известно, что увеличение затрат приводит к оздоровлению и росту. В развитых странах в производство товаров вкла­дывается в десятки раз меньше средств, чем в позиционирование товара, — до 80% бюджета корпораций. Вовсе не случайно специалисты заявляют о том, что информационное общество — это общество, где основным произ­водством становится производство образов. Для его обозначения Ги Дебор придумал особое название — Общество спектакля (о нем мы писали в од­ном из предыдущих томов «Фундаментальной социологии»). Под спектак­лем он понимал совокупность общественных отношений, обусловленных образами. С этим вполне корреспондирует мысль Лукмана и Бергера о том, что реальность — это социальный конструкт (или артефакт, если хотите). Примером такого артефакта, доказывающим значение престижного пове­дения в современном обществе, служит приобретение дорогих часов.

СВЕРХПОТРЕБЛЕНИЕ

За рубежом престижное потребление (conspicuous consumption) трактуется энциклопедиями как патологическое потребление (pathologicalpurchasing)4". Подобный симптом сверхпотребления (over-consumption), ставший повседнев­ной нормой жизни, наблюдается в поведении индивидов практически в лю­бом обществе, но не обязательно у всех слоев населения. Сверхпотребление, часто выражающее себя в форме переедания, при этом не рассматривается как нервное расстройство, но обязательно как тип мотивации, обусловленный действием социальных факторов.

Уровень потребления продуктов питания и промышленных изделий в бедных странах гораздо ниже, чем в богатых. В связи с этим сторонники движения зеленых заявляют, что в развитых странах происходит перепо­требление, чрезмерное потребление ресурсов планеты, которые являются общими для всех землян. Вследствие этого бедные страны, где очень быст­ро растет население, люди недоедают, а в развитых странах, где население сокращается, количество товаров и услуг на душу населения растет. Анти­глобалисты добавляют сюда также экономические аргументы: международ­ный рынок становится в руках развитых стран таким орудием, благодаря которому они еще больше грабят недра и богатство развивающихся стран, включая и человеческий капитал41, навсегда превращая их в свои колонии.

Проблему pathological purchasing ученые начали активно обсуждать еще в 1960-е гг., рассматривая ее как форму зависимого (аддиктивного) поведе­ния, проистекающего из консюмеризма (consumerism) и тесно связанного с ним продуктивизма (productivism). Физиологические последствия сверхпо­требления — ожирение, булимия.

40 Encyclopedia Wikipedia (http://en.wikipedia.org).

41 Это явление известно под названием «утечка мозгов» — brain drain, human capital flight.

Идеология продуктивизма, которой, по мнению политических наблюда­телей, активно придерживалась в 2000-е гг. администрация президента США Джорджа Буша-мл., исповедует принцип количественного роста товаров и услуг, производимых национальной экономикой, как высшую цель и благо для всего народа. Связанный с ним консюмеризм предполагает, что рост потребления, к которому должно приобщаться все большее число людей, развитие потребительских рынков и индустрии позволит поднять благосо­стояние нации и выведет людей на более высокий уровень жизни. Разно­видностями продуктивизма считаются капитализм, социализм и либерта-рианизм (философская концепция, проповедующая защиту индивидуальных прав и ограничение вмешательства государства в частную жизнь и экономи­ку). Критиками продуктивизма, равно как и консюмеризма, выступают сто­ронники движения зеленых, анархисты и антиглобалисты, которые обвиня­ют его в том, что он поощряет изготовление нежелательных или ненужных товаров, которые, помимо того что вредят экологии и здоровью людей, сти­мулируют дальнейший рост производства. Производство ради производства вынуждает людей поглощать произведенную продукцию помимо своей воли и желания. Сверхпотребление в этом случае является прямым следствием несвободы потребления — вынужденный консюмеризм.

Понятие conspicuous consumption, получившее широкое распространение в США в 1960—1970-е гг., в последнее время отходит на второй план, став частью более широкого теоретического диспута, связанного с обсуждени­ем роли средств массовой информации и рекламы в жизни современного общества (Media theory, Media studies — междисциплинарое поле изучения, в котором задействованы возможности психологии, искусства, социологии, информационной теории и экономики), теории «культурного затора» (Culture Jamming) и продуктивизма.

Для определения степени физиологического сверхпотребления исполь­зуется индекс массы тела (body mass index, BMI), который употребляется в развитых странах с 1980-х гг., в России — с 1990-х. Показатель BMI создан в XIX в. бельгийским социологом и статистиком А. Кетле и продержался в неизменном виде до 1998 г., когда критерии нормального веса, полноты и ожирения (возможно, в связи с массовым распространением полноты в раз­витых странах) несколько снизили. Индекс массы тела (ИМТ)— это пока­затель, использующийся наиболее широко для расчета степени выражен­ности избыточного веса. Он рассчитывается по следующей формуле:

ИМТ = Вес (кг)/ Рост х Рост (м)

Существуют следующие градации ИМТ:

• норма — 20—25;

• превышение веса — 25—30;

• ожирение — 30—40;

• морбидное (болезненное ожирение) — 40—50;

• чрезвычайное ожирение — 50 и выше.

Согласно данным общенационального исследования в США (1994 г.), 59% американских мужчин и 49% женщин имеют индекс свыше 25. Болез­ненное ожирение (Extreme obesity) со значением индекса BMIв 40 и более единиц обнаружен у 2% мужчин и 4% женщин.

С помощью этого показателя рассчитывают не только степень ожирения, но и математические риски заболевания ишемической болезнью сердца, гипертонической болезнью, сахарным диабетом. В зависимости от цифры ИМТ пациенту могут быть даны разные рекомендации. Основным крите­рием ожирения является чрезмерное накопление жировой ткани в организ­ме. Количество жировой ткани составляет у мужчин 10— 15, а у женщин 20-25% массы тела.

До перестройки в СССР говорили, что у советских людей только две проблемы: «Где достать?» и «Как похудеть?» С переходом к рыночной эко­номике первая проблема отпала — достать, а теперь уже купить, можно все, были бы деньги. Зато вторая, по­хоже, выходит на первый план. В Рос­сии в 2003 г., согласно данным НИИ питания, 2—3,5% населения России недоедали, в то время как 55% росси­ян в возрасте старше 30 лет страдали от ожирения. Отсюда — атеросклероз, инфаркт миокарда, ишемическая бо­лезнь сердца, смерть в трудоспособ­ном возрасте. В рамках проведенного во всех регионах России мониторин­га были обследованы до 95% населе­ния; нарушения питания были выяв­лены практически у всех групп населения. Ожирение — один из основных факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний, которые, в свою очередь, являются ведущей причиной смертности трудоспособного населения Рос­сии.

Сверхпотребление и ожирение — проблема всех развитых стран. Первы­ми забили тревогу американцы. Стюардессы американских авиакомпаний все чаще начали передавать начальству жалобы пассажиров, что они не могут сесть в самолетные кресла, а ремни безопасности не сходятся на животе. В ответ на жалобы руководителям авиакомпаний приходилось лишь разво­дить руками и ухмыляться. Но когда с теми же претензиями начали обра­щаться к водителям пассажиры автобусов, а затем к дежурным по лифтам и общественным туалетам, где стоят стандартные унитазы, стало не до ухмы­лок. Потому что в обществе назрела неожиданная проблема, и когда за нее взялись ученые, они поставили диагноз: у многих людей соотношение ро­ста и веса тела становится угрожающим. Специалисты Всемирной органи­зации здравоохранения (ВОЗ) выявили, что за последние 15 лет число аме­риканцев, чей вес зашкаливал за норму, выросло на 11%. Более того, сегод­ня треть населения США на 20% тяжелее, чем следует. Эксперты пришли к устрашающему выводу: среди наиболее распространенных причин смерт­ности в США полнота стоит на втором месте после курения. Ежегодно жерт­вами табака становятся 400 тыс. человек, избыточного веса — 295 тыс., а ал­коголя — всего лишь 92 тыс. А ведь это в стране, которая помешана на дие­тическом питании, аэробике и спорте. В стране, которая еще совсем недавно презирала толстяков, где полной даме было гораздо труднее найти себе пару, а толстяку бессмысленно выбирать политическую карьеру.

Проводя в течение 16 лет наблюдение за 115 тыс. женщин, ученые во главе с Джоан Мэнсон установили, что в возрасте свыше 18 лет превышение нор­мального веса всего на 10 кг увеличивает риск преждевременной смерти. Он возрастает по мере увеличения нагрузки: если вес женщины превышает средний для ее возраста показатель на 18 кг, то шанс умереть раньше сверст­ниц повышается на 20%, а если на 25—30 кг, то опасность несвоевременной кончины возрастает на 60%. Избыточный вес ежегодно вызывает преждев­ременную смерть примерно у 300 тыс. мужчин, сказывается на здоровье 45% мужчин и 36% женщин Великобритании. При этом 85% женщин заявляют о желании похудеть. Каждую минуту по крайней мере одна треть населения страны в возрасте старше 15 лет пробует испытать какую-либо диету или очередное средство для похудения42.

Дэвид Эллисон и его коллеги из Университета Алабамы (Бирмингем) установили, что ожирение особенно опасно для молодых людей. Так, белые мужчины 20—30 лет с выраженным ожирением живут на 13 лет меньше, чем их сверстники с нормальным весом. Для женщин этот разрыв составляет 8 лет. Среди страдающих ожирением молодых афроамериканцев продолжи­тельность жизни сокращается на 20 лет у мужчин и 5 лет у женщин (даже при расчете с поправкой на статус курения). По данным национального обследования, продолжительность жизни максимальна при индексе массы тела 23—25 у белых и 23—30 у черных американцев. Приблизительно две трети населения США имеют избыточную массу тела или ожирение. Одна-

Врезка

Планета потребительского безумия

В 2004 г. 1,7 млрд людей на планете будут жить так, как еще по меркам относительно недавнего прошлого могли жить только по-настоящему бо­гатые. Ежегодно жители Земли тратят 18 млрд долл. на косметику, 15 млрд долл. — на парфю­мерию, еще 14 млрд долл. на океанские круизы. Только на мороженое европейцы тратят более 11 млрд долл. в год.

По оценке специалистов института, в 2004 г. бо­лее четверти населения Земли смогут вести об­раз жизни богатых. Или, как пишут ученые, при­мерно 1,7 млрд человек на планете можно при­числить к «потребительскому сообществу». Так что, если следовать теории «золотого миллиар­да», сегодня таких миллиардов не один, а почти два. По данным WorldWatch Institute, с 1960 г. рас­ходы населения Земли на товары и услуги вырос­ли в 4 раза, достигнув в 2000 г. 20 трлн долл. Раньше этот образ жизни был доступен только для хорошо обеспеченных жителей США, Запад­ной Европы и отчасти Японии. Сегодня ареал расселения богатых стал намного больше. Быст­рее всего уровень потребления поднимается в


Индии. Но и в Китае число людей, потребление которых отвечает современным стандартам, сравнялось с числом таковых в Соединенных Штатах — более 240 млн человек. Правда, в аб­солютных цифрах тратят американцы заметно больше. А Индия и Китай вместе потребляют намного больше, чем вся Западная Европа. Имен­но эти страны и являются главными полюсами в конфликте потребления.

Стремление потреблять все больше и больше испытывают даже люди, у которых нет недостат­ка в предметах роскоши. Так, в США количество автомобилей в стране давно превысило число лиц, имеющих водительские права, а дома и хо­лодильники становятся все большего размера. С 1975 по 2001 г. средний размер жилых домов в США увеличился на 38%, а количество холодиль­ников увеличилось на 10%. Противостояние развитых и развивающихся го­сударств становится самым большим конфлик­том современности, а планета может недолго вы­держивать сегодняшний темп роста потребления. Сегодня всего лишь 12% населения Земли, про­живающее в Северной Америке и Западной Ев­ропе, потребляет более 60% товаров и услуг в

 

42 Куранты. 1995. № 147.


ко не только в Соединенных Штатах, но и в других странах ожирение при­водит к значительному сокращению продолжительности жизни, особенно среди молодых возрастных групп43.

Ежегодный опрос, проведенный в 2001 г. британским журналом Slimming Magazine, посвященным проблемам снижения веса, показал, что 80% из 2 тыс. опрошенных полных женщин считают, что лишний вес портит их жизнь: вредит здоровью, разрушает интимную жизнь, мешает продвижению по служебной лестнице, 76% опрошенных женщин уверены, что полные люди считаются окружающими менее интеллигентными, нежели худые, 80% опрошенных говорят, что худым женщинам легче сделать карьеру. Официальная статистика Великобритании показывает, что более полови­ны населения страны имеют лишний вес. В то же время, 81% опрошенных женщин не получали никаких рекомендаций от своих врачей по поводу приведения в норму собственного веса44.

Ожирение стало одной из самых серьезных болезней и у детей. В тех же США от ожирения страдают 17% малышей. И не только в Америке. Даже во Франции, которая традиционно считалась страной, где этой болезни не существует, насчитывается до 10% детей, страдающих от излишка веса. Уче­ные констатируют: ожирение перестало быть болезнью богатых. Оно удел всех слоев населения. Пока вывод такой: эта болезнь поражает чаще всего тех, кто неправильно питается.

До недавнего времени считалось, что ожирение грозит тем, кто мало двигается. Японские ученые установили даже норму: чтобы не прибавлять лишний вес, необходимо делать ежедневно 10 тыс. шагов. А японские фир-

мире. На другом полюсе находятся 2,8 млрд че­ловек — более трети населения планеты,прожи­вающего на юге Азии и в экваториальной Афри­ке, — которые потребляют только 3,2% товаров и услуг. Все эти люди могут потратить менее 2 долл. в день. Им едва доступны пища, чистая вода и медицинское обслуживание. Значительная часть мира вообще не подверже­на всеобщему потребительскому буму. Например, в экваториальной Африке среднестатистический семейный бюджет за последние 20 лет умень­шился примерно на 20%. Здесь по-прежнему умирают от недоедания несколько миллионов людей в год. Так что здесь рост потребления ока­зывается весьма желателен. Ученые считают, что с точки зрения гармоничного развития человеческого сообщества было бы лучше, чтобы потребление сократили США, пре­доставив тем самым всем другим странам воз­можности для роста. Развивающиеся страны выиграют от того, что их рост потребления не­сколько увеличится. Это будет стимулировать улучшение качества жизни и экономический рост в этих регионах. Однако «самая прожорливая часть мирового сообщества» в лице США и Ев-


ропы нисколько не желает уменьшать или хотя бы ограничивать рост собственного потребления. Если темпы роста потребления не удастся замед­лить, стоит серьезно задуматься о возможности глобальной экологической катастрофы. Ежегод­но на бумагу идет пятая часть всего годового при­роста лесов. Более 75% рыбных запасов находят­ся ниже того уровня численности, когда они мо­гут стабильно возобновляться. Автомобили и другой транспорт потребляют 30% мировой энер­гии и 95% нефти.

По мнению авторов доклада, рост потребитель­ских отношений не только не приносит удовле­творения жителям Земли, но и ведет к вырож­дению планеты. Увеличение объемов потребле­ния, которое приводит к ожирению, росту долгового бремени и нарастающей нехватке времени, негативно сказывается на качестве жизни многих людей западного мира. Так, аме­риканцы самые занятые люди на планете — отдыхать им некогда. Средний американец про­водит на работе на 9 недель в году больше, чем средний европеец.

Источник: 13.01.2004 Страна.Ru

43 JAMA 2003. №289. P. 187-193.

44 Медицинские новости Солвей Фарма, 13.11.2001.

мы выпустили карманный приборчик — счетчик шагов. Только вот пара­докс: и тот, кто шагает, и тот, кто предпочитает нежиться в мягком кресле, толстеют одинаково.

Проблема уже затрагивает целые народы. Пока неясно, по какой причине ожирение распространяется в цивилизованных странах. Пока только в ци­вилизованных. Ученые ищут причины, некоторые полагают, что ожирение имеет инфекционную природу, но единого мнения нет. А пока что рецепт такой: употреблять надо разнообразную пищу. И только ту, что нравится. Это — залог здорового желудка, но — в количествах, лишь необходимых для нормального функционирования организма. Для чего из-за стола надо вста­вать, ощущая легкое чувство голода.

Американцы бьют тревогу: нация тучнеет. Еще недавно славящиеся своей подтянутостью, стройностью фигуры как результатом буквально фанатич­ного контроля за собственным весом жители Штатов стремительно этот вес набирают. А вслед за весом меняется и общественное мнение. Полнота уже чуть ли не входит в моду. Все чаще раздаются голоса, что полнота — это не страшно, что полные дамы — пикантны и вообще хорошего человека долж­но быть много.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.