Здавалка
Главная | Обратная связь

Коммуникации. Процесс коммуникации. Коммуникационные сети



Термин «коммуникация» происходит от лат. «communiсatio» -- общение, сообщение. Общаясь, люди вступают в определенное взаимодействие, обмениваются информацией. Следовательно, для коммуникации существенно, что передается (информация), и как передается (средство передачи).

Межличностная коммуникация без использования слов как системы кодирования информации называется невербальной коммуникацией. Существуют разные виды невербальной коммуникации (табл. 5.1).

Таблица 5.1. Основные типы невербальной коммуникации

Вид невербальной коммуникации Пример
Движения тела Жесты, выражения лица, движения глаз, прикосновения, позы
Личные физические качества Строение тела, вес, рост, цвет волос и кожи, запах тела, мускулатура
Речь Качественные характеристики голоса, грамотность речи, частота речи, засоренность речи, смех, зевание и т.п.
Использование среды Способ использования и ощущения внешнего окружения, манера поведения, дистанционная близость в общении, чувство «своей» и «чужой» территории
Физическая среда Дизайн помещения, мебели и других объектов, чистота и опрятность, освещенность, шум
Обращение с временем Опоздания, ранний приход, склонность заставлять ждать себя, культура использования времени, соотношение времени и статуса.

Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессознательную основу. Они являются индикатором проявляемых чувств, поэтому невербальной информацией трудно манипулировать и ее трудно скрывать в межличностной коммуникации. От нее во многом зависит, каким образом будут интерпретированы слова. Установлено, что эффект большинства межличностных посланий обеспечивается на 37% тональностью голоса и на 55% -- выражением лица.

Процесс коммуникации

В ходе межличностной коммуникации происходят определенные преобразования, которые могут влиять на содержание передаваемой информации. Этапы и содержание преобразования информации представлены рис. 5.1.

 

 
 

 

 


Рис. 5.1. Этапы коммуникационного процесса

 

 

Получатель информации должен раскодировать послание. Для раскодирования необходимо, чтобы кодовая система, использованная отправителем, была известна получателю.

Послание может: а) быть понято и принято (воспринято), б) не понято и поэтому не принято, в) понято, но в силу разницы оценок не воспринято получателем. Получить -- еще не означает понять, а понять -- не значит принять, т.е. согласиться с содержанием. Принятие значения послания подразумевает, что восприятие смысла получателем адекватно заложенному отправителем смыслу.

В процессе коммуникации присутствует шум -- это любое вмешательство в любой элемент процесса коммуникации, искажающее смысл послания. Источниками шума, вносящего изменения в значение передаваемого сигнала, могут быть как средства коммуникационного процесса, так и организационные составляющие: многоуровневость, масштаб управляемости, децентрализация и другие обстоятельства, затрудняющие точную передачу сигнала.

Важным элементом коммуникационного процесса является обратная связь -- ответ получателя на послание. Она предоставляет возможность отправителю узнать, дошло ли послание до адресата и в каком значении. При реализации обратной связи получатель становится отправителем, а отправитель – получателем, и процесс коммуникации осуществляется в ранее рассмотренном порядке, но в обратном направлении.

Коммуникационные сети

Система связи субъектов коммуникации с помощью информационных потоков, образует коммуникационную сеть, которая концентрирует внимание на потоках информации, а не на содержании передаваемой информации. Она обеспечивает соединение участников коммуникационных процессов с помощью информационных потоков.

Основные типы коммуникационных сетей показаны на рис. __.

Группа из четырех человек

                       
   
       
 
 
 
«Колесо»
 
«Всеканальная»
 
«Цепочка»

 

 


Рис __. Типы коммуникационных сетей

В сетях типа «колесо» связь может осуществляться только через одного субъекта коммуникации, находящегося в центре. Он обладает властью над другими субъектами коммуникации, оказывая на них влияние.

Другой тип властной иерархии имеют сети -- «цепочка», в которой информация передается через посредников.

«Всеканальные» сети представляют полностью децентрализованные группы. Эти открытые коммуникации используются, когда необходимо вовлечь всю группу в решение проблем.

Следует помнить, что организация коммуникационной сети через промежуточное звено увеличивает время передачи информации и способствует искажению ее содержания.

Знание типов коммуникационных сетей важно для понимания отношений власти и контроля в организации, так как информация -- источник власти, а ее централизация поддерживает властные полномочия.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.