Здавалка
Главная | Обратная связь

Авторитет. Доверие, Лидерство. Отношения управления менеджера и лидера. Цикличность типов отношений управления



Власть, возникающая на основе того, что принимается людьми, с чем они согласны и считают правильным, называется авторитетом.

Выделяют три формы авторитета: формальный (должностной), моральный и функциональный.

Формальный авторитет обусловлен набором властных полномочий и прав, которые дает руководителю занимаемая должность. Исследованиями установлено, что формальный авторитет руководителя способен обеспечить не более 65 % влияния на подчиненных.

Функциональный авторитет человека формируется на основе его знаний, умений, деловых качеств, опыта и таланта, отношения к людям и своей профессиональной деятельности.

Моральный авторитет складывается на основе нравственных качеств индивида -- обязательности, порядочности, ответственности за свои действия.

Последние две формы имеют психологическую основу. Их нельзя навязать, они самостоятельно формируются по отношению к носителю авторитета в сознании других людей. Моральный и функциональный авторитет может заслужить любой человек, и это дает ему определенную личную власть над людьми.

Руководитель является носителем всех трех форм авторитета. Низкий функциональный авторитет приводит к ослаблению или потере влияния на подчиненных. Совокупность же всех трех форм способствует максимизации этого влияния.

Доверие-- это внутреннее согласие с носителем авторитета и готовность действовать в соответствии с его установками, что означает признание необходимости, правильности и результативности его действий.

Доверие дает более сильную власть, чем авторитет. Облеченный им руководитель способен максимально реализовывать власть и добиться лидерства.

Авторитет и доверие лежат в основе сильной власти.

Лидерство и власть

Слово «лидер» происходит от англ. Leader -- вести.

Лидер -- это человек, пользующийся авторитетом и большим влиянием в группе (организации), внедряющий в сознание людей (последователей) свое видение будущего, получающий от них личную власть и использующий для мобилизации последователей на воплощение собственного видения в реальность.

Лидерство -- это особый тип управленческого взаимодействия (отношений управления) лидера и последователей, при котором лидер увлекает последователей своим видением будущего, последователи сами дают лидеру власть над собой и подчиняются этой власти, а лидер с ее помощью побуждает последователей к достижению общих целей.

Для реализации лидерства требуется определенное совпадение целей лидера и его последователей.

Процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности называют формальным лидерством, а влияния через способности, умения или другие необходимые людям ресурсы -- неформальным лидерством. Последнее в большей степени обусловлено использованием личностной основы власти и ее источников.

Эффективное лидерство ориентировано на то, что последователи могут иметь, неэффективное -- на то, что они хотят иметь. Эффективность лидерства зависит от объема и источников власти, которые лидер использует в отношениях с последователями.

Отношения управления менеджера и лидера

Быть менеджером -- не означает автоматически быть лидером. Менеджер в своем влиянии на работу опирается на должностную основу власти и источники, ее питающие, т.е. отношения «начальник -- подчиненный», свойственные традиционному управлению.

Лидерство -- это специфический тип отношений управления, основывающийся на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации на основе отношений «лидер -- последователи», в которых присутствует психологический фактор. Лидер как бы создает последователей, а последователи -- признают лидера (рис. 5.4).

       
 
   
 

 

 


Рис. 5.4. Иерархия традиционных (а) и лидерских (б) отношений в организации

Сила и принуждение при лидерстве часто заменяются побуждением и воодушевлением, а воздействие на принятие людьми требований лидера осуществляется без явного или прямого проявления власти. Способность лидера влиять на людей дает ему возможность использовать власть, авторитет, доверие, получаемые от последователей. Благодаря личным качествам лидером может стать человек, занимающий более низкий уровень в иерархии управления.

Содержание и цикличность типов отношений управления

В реальной практике процесс отношений управления носит комплексный характер, однако на определенных уровнях и у отдельных объектов управления наблюдаются доминирование каких-либо типов отношений управления, а течением времени -- смена их взаимных позиций (рис. 5.5).

 

  ВЫСОКАЯ (ясно, что и как делать)
 
 

 

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.