Здавалка
Главная | Обратная связь

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ



Гражданское право одна из основных, фундаментальных учебных дисциплин, изучаемых в юридических вузах. При переходе к рыночной экономике и кардинальному реформированию социально-экономических отношений нашего общества резко возрастает роль гражданского права как основного регулятора товарно-денежных отношений и иных отношений, складывающихся в рыночном хозяйстве. Присущие гражданско-правовому регулированию начала инициативы и диспозитивности, равенства и взаимной имущественной ответственности субъектов повышают его социальную ценность и влекут расширение сферы его применения в формирующемся правовом государстве.

Так, именно на основе частно-правовых принципов, наиболее последовательно выражаемых гражданским правом, начинает формироваться торговое (коммерческое) право, представляющее собой прикладную гражданско-правовую дисциплину. Гражданское право по сути составляет основную базу правового оформления предпринимательской деятельности, закрепляет основные «правила игры» для цивилизованного рынка. Вместе с тем, оно содержит разнообразные правовые средства зашиты имущественных и иных интересов граждан – потребителей, а также охватывает большой круг неимущественных отношений, прежде всего связанных с созданием и использованием различных результатов творческой деятельности.

Все это повышает необходимость глубокого изучения и освоения основных гражданско-правовых категорий и конструкций, всего богатого цивилистического инструментария и многообразия предоставляемых им возможностей.

В условиях бурного обновления законодательства и сопутствующих ему изменений правоприменительной практики во главу курса гражданского права должно быть поставлено изучение основных положений гражданско-правовой науки, выработанных ею и проверенных многолетней практикой правовых институтов и понятий, сочетающееся с научным анализом гражданского законодательства (в том числе в различных правопорядках и правовых системах) и практики его применения. Главными направлениями изучения гражданского права являются традиционное освоение законоположений, судебной практики, призванные воспитывать юриста законоведа как знатока многообразной правовой информации, усвоение общепризнанных в юридической доктрине и практике принципиальных цивилистических постулатов, умение самостоятельно анализировать их различное законодательное оформление, а также овладение основными навыками практического использования гражданско-правовых средств.

В прежнем правопорядке от юриста требовалось, прежде всего, умение ориентироваться в море нормативных актов, жестко регламентировавших все стороны общественных отношений. Этим объяснялся преобладающий информационный характер обучения, упор на познание действующего нормативного материала и его комментирование, следование «за законом» в изучении правовой науки.

Разумеется, и в современных условиях знание и строгое соблюдение законов полностью сохраняет все свое значение для подготовки профессионального юриста. Однако теперь в гораздо большей мере требуется понимать смысл гражданско-правовой материи и заложенные в ней возможности творческого практического применения.

Этим обусловлено первостепенное значение глубокого усвоения существа основных цивилистических категорий, конструкций и институтов, знания и понимания основных тенденций развития гражданско-правового (частноправового) регулирования имущественных и личных неимущественных отношений. Поэтому главный подход к обучению сегодня должен быть сопряжен с раскрытием содержания и различного законодательного оформления основных понятий цивилистики, возможностей их творческого использования с учетом современных тенденций развития гражданского права. Обращение же к конкретным решениям действующего законодательства приобретает справочно-иллюстрированное, вспомогательное, а не приоритетное значение.

Изложенным определяются и отдельные задачи курса гражданского права. Прежде всего, это теоретико-познавательная задача получения, усвоения и систематизации цивилистических знаний. При этом формируются также определенные навыки как научно-теоретического подхода к рассматриваемым гражданско-правовым явлениям, так и практического их использования в юридической работе.

В ходе изучения гражданского права формируются основанные на специальных знаниях оценки действующей гражданско-правовой регламентации, составляющие часть профессионального правосознания юриста. Они характеризуют развитие его профессионального мышления и культуры и, в свою очередь, могут вызвать представления о необходимости и полезности тех или иных усовершенствований, изменений в законодательстве и правоприменительной практике. Если они основаны на глубоком, серьезном познании юридической и социально-экономической природы соответствующего гражданско-правового института, а не на поверхностных, непрофессиональных суждениях и оценках, то способны сыграть весьма полезную роль, как в правотворческой, так и в правореализационной деятельности.

При изучении общей части гражданского права, как и при изучении других отраслей права в первую очередь необходим глубокий анализ соответствующего нормативного материала. «Настольной книгой» как начинающего изучать гражданское право, так и уже сложившегося цивилиста, должен являться Гражданский кодекс РФ – федеральный закон со значением федерально-конституционного по отношению к другим законам. Признание за Гражданским кодексом ведущей роли среди всех нормативно правовых актов, призванных регулировать частно-правовые отношения - одна из важнейших задач современной законодательной и правоприменительной практики. Решение указанной задачи осуществляется в процессе обновления и совершенствования гражданского законодательства, осуществляющегося в настоящее время.

При изучении курса «Гражданского права» целесообразно использовать не только традиционные формы опроса при проведении семинарских занятий, но и инновационные методы, основными из которых, используемыми в ходе изучения дисциплины, являются организация круглых столов, проведения групповых дискуссий, разнообразные деловые (ролевые) игры. Групповая дискуссия предполагает свободное, но контролируемое организатором обсуждение заранее известного спорного вопроса путем обмена мнениями. Правила проведения включает лимит времени – 15 мин., цель – углубленное изучение вопросов и формирование практических навыков. Классический вариант ориентирован на то, что группы работают по одинаковым заданиям, формируя свою точку зрения на предложенный вопрос. Процесс разделения на группы может осуществляться по жребию, предварительному формированию состава команд преподавателем, либо предлагается студентам самостоятельно разбиться на группы. Последующая презентация выявляет общее и различия во взглядах и дает пищу для дискуссии, а сотрудничество с преподавателем может помочь студентам лучше овладеть материалом темы.

Таким образом, в совместной дискуссии анализируется и достраивается один подготовленный вариант решения.

Сценарий круглого стола заключается в обсуждении и решении проблем при равенстве участвующих, что должно отражаться и в размещении участвующих. Однако круглый стол требует управления, у него должен быть ведущий. Роль ведущего при этом может осуществлять не только преподаватель, но и один из наиболее подготовленных студентов. Далее, по сценарию оглашается тема круглого стола, проблемные вопросы, которые необходимо решить студентами.

Выбор формы деловой игры зависит от объема и сложности изучаемой темы и требует предварительной подготовки студента, которая может проводиться как во время занятия, так и во внеаудиторное время. Подготовка к деловой игре состоит из разъяснения студентам целей и правил игры и получения конкретного задания каждым участником. Время на подготовку к аудиторной деловой игре не должно превышать 7-10 минут. Внеаудиторная подготовка может быть более длительной и составлять часть самостоятельной работы студента.

Проводимые деловые игры должны охватывать всех студентов, присутствующих на занятии, в связи, с чем целесообразно чередовать виды игр, соотнося их с изучаемым материалом. Темы, представляющие теоретическое обоснование изучаемого предмета, н-р темы, изучающие гражданское законодательство, его место в системе отраслей российского права, принципы и источники права, основания возникновения и структуру гражданского правоотношения целесообразно изучать, используя дискуссии, диспуты, круглые столы. При изучении тем последующих разделов, имеющих не только теоретическое, но и практическое значение и возможность модулирования проблемных ситуаций, рекомендуется использовать помимо вышеперечисленных методов и ролевые игры. Ролевая игра позволяет не только изучить теоретический материал, но и практически поучаствовать в гражданском отношении, чередуя роли участников на стадиях возникновения, изменения и защиты своих прав и обязанностей.

 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.