Механизм реализации соц парт. Договорное регулирование СТО как ведущая составляющая соц парт
Выявление двух противоположных точек зрения относительно существа соц. партнерства (соц. партнерство как антипод классовой борьбе и соц. партнерство как способ согласования противоположных интересов наемных рабочих и работодателей) является очень важным. Ведь разному пониманию сущности соц. партнерства соответствуют и разные представления относительно его содержания и механизма. Согласование интересов наемных работников и работодателей в сфере социально-трудовых отношений осуществляется путем переговоров и завершается заключением коллективных договоров и соглашений. Коллективно-договорное регулирование соц.-трудовых отношений явл. неотъемлемой характеристикой системы соц. партнерства независимо от понимания его существа. Однако различные представления о сущности социального партнерства находят свое проявление в содержании коллективных договоров. Любой коллективный договор в конечном счете фиксирует договоренность сторон по комплексу экономических вопросов. Речь идет о размере з/п и других денежных выплат, о механизме регулирования з/писходя из роста цен (индексация з/п и доходов), о системе денежных компенсаций за работу в ночное время или праздничные дни. Большое место в коллективных договорах занимают вопросы занятости и переквалификации, продолжительности рабочего дня и рабочей недели, длительности оплачиваемого отпуска, условий и охраны труда. Фиксируются также основные обязанности сторон (администрации и работников) и устанавливаются формы и методы контроля за выполнением коллективного договора. Вместе с тем в зависимости от понимания существа соц. партнерства содержание коллективных договоров может меняться. Те, кто рассматривают социальное партнерство в качестве механизма регулирования соц.-трудовых отношений, который приходит на смену классовой борьбе, считают, что в коллективных договорах обязательно должны быть статьи, связывающие величину з/п рабочих с финансовым положением предприятия и положением предприятия на рынке. В таких коллективных договорах обычно смещены акценты с определения и фиксации цены рабочей силы на проблемы занятости. В качестве обязательных рассматриваются также статьи, предусматривающие участие наемных работников в управлении производством или их участие в прибыли. При заключении коллективных договоров в таких обстоятельствах упор делается не на различии интересов наемных рабочих и работодателей, а на их совпадении. Работников пытаются убедить, что они вместе с работодателями представляют собой единое целое и у них один общий интерес — сохранение и развитие предприятия, на котором они трудятся. Поэтому, по возможности, в процессе переговоров они должны выработать общую систему ценностей, основанных на согласии, уважении и взаимных уступках. На тех предприятиях, где реализуется такая идеология социального партнерства, интересы наемных работников могут представлять не только профсоюзы, но и любые другие выборные органы, вплоть до "рабочих директоров", как это имеет место в современной Германии. Как правило, в данных случаях роль государства в системе социального партнерства ограничивается лишь созданием необходимой правовой основы регулирования социально-трудовых отношений, созданием общей системы регламентации трудовых отношений. При этом государство не только устанавливает "правила игры", но и выступает гарантом свободы действий сторон, соблюдения ими взятых на себя обязательств, разрабатывает процедуры ведения переговоров и определяет юридический статус соглашений. Главными составляющими механиз-ма функционирования СТО явл: - гос регулирование СТО в обществе; - кол-но-договорное регулирование СТО на основе соц парт. Основу гос регулирования СТО со-ставляют: соц политика; нормативно-правовая база, регулирующая право-отношения в соц труд сфере; система соц защиты и соц обеспечения, нали-чие соц гарантий в отношении мини-мальных соц стандартов. Кол-но-договорное регулирование СТО основано на принципе соц парт и осущ путем заключения соглаше-ний, договоров по вопросам СТО на различных уровнях: гос-ом (м/ду правительством, союзами наем ра-ботников и предпринимателей), от-раслевом (м/ду отраслевым мини-стерством, отраслевым профсоюзом и объединением предпринимателей данной отрасли)региональном (м/ду органами местной исполнительной власти, региональным союзом пред-принимателей и региональным объе-динением профсоюзов), на уровне п/п (м/ду работодателем и наем работни-ками).
41. Генеральное соглашение и его роль в регулировании СТО.. В результате переговоров и консультаций на госуд-ом (межотраслевом) ур-не м/ду Кабмином, представительными органами Федерации профсоюзов Укр, отдельных профсоюзов, не входящих в состав ФПУ, представителями общественных ор-ганизаций предпринимателей, рабо-тодателей заключается Генеральное тарифное соглашение. ГС фиксирует договоренности между сторонами социального партнерства, и регулирует основные аспекты социально-трудовых отношений. Полномочия сторон относительно разработки и подписания ГС содержатся в Законе Украины "О коллективных договорах и соглашениях". В данном же законе определенно содержание Генерального соглашения: - гарантии труда и обеспечения производительной занятости; - минимальные социальные гарантии оплаты труда и доходов всех групп и слоев население, которое обеспечивало бы достаточный уровень жизни; - размер прожиточного минимума, минимальных нормативов; - социальное страхование; - трудовые отношения, режим работы и отдыха; - условия охраны труда и окружающей естественной среды; - удовлетворение духовных потребностей населения; - условия роста фондов оплаты труда и установления межотраслевых соотношений в оплате труда. Положения Генерального соглашения действуют непосредственно и являются обязательными для всех субъектов, которые находятся в сфере действия сторон, которые подписали соглашение.
42. Отраслевые соглашения: назначение, структура, содержание. Кроме Генерального соглашения в Укр.действует система отраслевых соглашений, заключение которых предусмотрено Законом Украины «О коллективных договорах и соглашениях». Сторонами отраслевого соглашения явл. Всеукраинские отраслевые объединения работодателей и профсоюзные организации и их объединения соответствующего уровня, которые имеют полномочия, достаточные для ведения переговоров, заключения соглашения и реализации ее норм. Предметом отраслевых тарифных соглашений явл: 1) единые для п/п соответ отрасли (подотрасли) тарифная сетка работ-ников и шкалы соотношений миним-х должностных окладов по группам должностей руководителей, специалистов и служащих или единая тарифная сетка для всех категорий ра-ботников; 2) единые для всех категорий работни-ков соответ отрасли миним размеры доплат и надбавок, кот учитывают специфику условий труда отдельных проф групп; 3) взаим обяз-ва сторон по выполне-нию соглашения. Законом четко обусловлен круг вопросов, которые могут регулироваться отраслевым соглашением: - нормирование и оплата труда; - установление мин. соц. гарантий, компенсаций, льгот в сфере труда и занятости; - трудовые отношения; - условия и охрана труда; -жилищно-бытовое, медицинское, культурное обслуживание;- организация оздоровления и отдыха; - условия роста фондов оплаты труда; - установление межквалификационных (междолжностных) соотношений в оплате труда. Положения отраслевого соглашения не могут ухудшать положение наемных работников сравнительно с Генеральным соглашением.
43.Региональное соглашение: на-значение, структура, содержание.. Региональные соглашения, согласно Закона Украины "О коллективных договорах и соглашениях" является составляющей системы документов, которые регулируют социально-экономические отношения между объединениями наемных работников, работодателей и местной властью. С помощью рег. соглашений регулируются нормы социальной защиты наемных работников предприятий, включают высшие сравнительно с генеральным соглашением социальные гарантии, компенсации, льготы с учетом территориальной специфики. Сторонами регионального соглашения являются областные объединения профсоюзов, работодателей и, преимущественно, областная государственная администрация. Законом четко не установлено отличие структуры отраслевого соглашения от региональной, потому в большинстве случаев они являются подобными: - нормирование и оплата труда; - установление минимальных социальных гарантий, компенсаций, льгот в сфере труда и занятости; - трудовые отношения;- условия и охрана труда; - жилищно-бытовое, медицинское, культурное обслуживание; - организация оздоровления и отдыха; - условия роста фондов оплаты труда. Положения регионального соглашения не могут ухудшать положение наемных работников сравнительно с Генеральным соглашением. На региональном уровне заключается региональное тарифное соглашение. В регионах Укр они заключаются м/ду тер-ми исполнительными орга-нами местной власти и управления, региональными объединениями профсоюзов, региональными объеди-нениями работодателей. Предметом регионального тарифного соглашения явл: - единые для данной тер-ии тарифная сетка работников и шкалы соотноше-ний минимальных должностных ок-ладов по группам должностей руко-водителей, специалистов и служащих или единая тер-ая тарифная сетка для всех категорий работников; - единые для всех категорий работни-ков данной территории миним разме-ры доплат и надбавок, кот учитывают специфику условий труда отдельных проф групп с учетом региональных особенностей; - взаимные обязат-ва сторон по вы-полнению соглашения 45. Роль Национ службы посредни-чества и примирения в предотвра-щении и разрешении кол-х труд споров. Президентом Украины образована Национальная служба посредничества и примирения в целях: - содействия улучшению трудовых отношений - предупреждения возникновения коллективных трудовых споров (конфликтов), - их прогнозирования - содействия своевременному их разрешению, - осуществления посредничества для разрешения таких споров Организация работы - состоит из высококвалифицированных специалистов и экспертов по вопросам разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов) - решения НСПП имеют рекомендательный характер и должны рассматриваться сторонами коллективного трудового спора (конфликта) - осуществляет регистрацию выдвинутых работниками требований и коллективных трудовых споров (конфликтов) - анализирует требования, выявляет и обобщает причины коллективных трудовых споров (конфликтов), подготавливает предложения для их устранения - подготавливает посредников и арбитров, специализирующихся на разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов) - формирует списки трудовых арбитров и независимых посредников - проверяет, в случае необходимости, полномочия представителей сторон коллективных трудовых споров (конфликтов) - осуществляет посредничество в разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов) - привлекает к участию в примирительных процедурах народных депутатов Украины, представителей государственной власти, органов местного самоуправления - представители НСПП могут участвовать в разрешении коллективного трудового спора (конфликта) на всех его стадиях - стороны коллективного трудового спора (конфликта) после примирительной процедуры вправе обратиться за содействием в разрешении настоящего спора в НСПП, которая рассматривает все материалы и в 10-дневный срок и направляет сторонам свои рекомендации - если в требованиях наемных работников или профсоюза содержатся вопросы, разрешение которых в соответствии с законодательством отнесено к компетенции центральных или местных органов исполнительной власти, НСПП направляет свои рекомендации вместе с соответствующими материалами руководителям этих органов, которые должны их рассмотреть в 7-дневный срок и проинформировать о принятых ими решениях стороны коллективного трудового спора (конфликта) и НСПП ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|