Здавалка
Главная | Обратная связь

День памяти 9 / 22 ноября.



Священный Синод Русской Православной Церкви на своем заседании 19 апреля 2005 года, рассмотрев представленные Одесской епархией материалы, постановил причислить к лику святых викария Одесской епархии епископа Ананьевского Парфения (Брянских).
Епископ Парфений (Брянских Петр Арсеньевич) родился в 1881 году в г. Иркутске в семье Арсения и Анны Брянских и в святом Крещении был наречен Петром.
Желая послужить Богу, молодой Петр Брянских поступает в Киевскую Духовную Академию, которую оканчивает в 1907 году. Затем подающий большие надежды молодой богослов отправляется в Германию, где 8 месяцев слушает курс лекций по Библейским наукам в Берлинском университете.
Вернувшись на Родину, Петр Арсеньевич преподает Священное Писание Ветхого Завета в духовных учебных заведениях Красноярска и Житомира. Скорее всего именно в этот период жизни окончательно оформилось его желание посвятить свою жизнь Богу в иноческом чине, и будущий Владыка принял монашеский постриг и был рукоположен в священный сан. С 1918 года о. Парфений проживал в Херсоне при архиерейском доме.
16 мая 1921 года состоялась его хиротония во епископа Новомиргородского, викария Одесской епархии, а с 1922 года он получает титул епископа Ананьевского. Воспринимая епископское достоинство в столь тяжелое и трагичное время, Владыка понимал, что с этого момента его жизнь становится ежедневным исповедническим подвигом, а архиерейская митра возлагается на его главу как мученический венец. И, действительно, пламя новых гонений на Православие, которое начало подниматься над Русской Церковью, коснулось и его судьбы, возжигая в его сердце огонь ревностной любви ко Христу. В 1922 году Владыку арестовывают. С этого момента начинается долгая чреда арестов, заточений и ссылок – епископ Парфений подвергался репрессиям в 1925, 1929, 1931, 1935 и 1937 годах.
В 1924 г. Ананьевское викариатство было упразднено и Владыка Парфений переселяется в Московский Данилов монастырь, ставший в эти тяжелые дни оплотом Православия и верности Святой Матери Церкви среди бури предательства и отступничества. После ареста в 1924 г. настоятеля монастыря архиепископа Феодора (Поздеевского) Владыка Парфений возглавил братию обители. В этот период он не только управляет монастырской жизнью, но становится одним из ближайших помощников и советников Патриаршего Местоблюстителя священномученика митрополита Петра (Полянского). Активная деятельность Владыки Парфения привлекла внимание богоборцев и в 1925 году он приговаривается к 3 годам ссылки в Зырянский край (Нынешняя Республика Коми).
Возвратившись из Зырянского края, Владыка вновь вернулся к активной церковной деятельности. Он, признавая за священомучеником митрополитом Петром (Полянским) как Патриаршим Местоблюстителем полноту власти в Русской Православной Церкви, не признал, однако, законными некоторые действия Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и присоединился к движению «непоминающих». Находясь формально на покое, он фактически был одним из руководителей «даниловского» течения, вел переписку со священномучеником митрополитом Кириллом (Смирновым), тайно совершал богослужения и окормлял многочисленных духовных чад.
В 1935 году епископ Парфений был арестован и приговорен к 5 годам ссылки в Архангельск. Здесь, находясь в тяжелых условиях и проходя нелегкий путь политического ссыльного, Владыка продолжает тайно совершать богослужения на дому и проповедовать. 31 июля 1937 года Владыка вновь был арестован и направлен под стражу в Архангельский следственный изолятор. 17 августа ему было предъявлено обвинение в организации нелегальных контрреволюционных сборищ, пораженческой агитации и пропаганде фашизма. 15 октября постановлением «тройки» при Управлении НКВД епископ Парфений был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 22 ноября 1937 года.
Источник: "Андреевский вестник"
Священномучениче Парфение, моли Бога о нас!

События дня.

Всенощное бдение.

Накануне я снова был в Свято-Успенском соборе (стоит ли об этом, вообще, писать?), где службу совершал о.Евгений Кузнецов. Чин полиелея возглавлял о.Сергий Лукин в сослужении прочего духовенства. Также в службе участвовали три хора, включая и хор будущих регентов. На полиелее также было пропето величание Божией Матери в честь праздника иконы Ее, именуемой «Скоропослушница» (раньше на этот день всегда назначали службу святителю Нектарию, чье житие читатель имел счастье читать выше).

Евангелие на бдении (от Марка): 1По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.

2И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, 3и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?

4И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.

5И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.

6Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.

7Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

8И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

9Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.

10Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; 11но они, услышав, что Он жив и она видела Его,- не поверили.

12После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение.

13И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили.

14Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили.

15И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.

16Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.

17Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; 18будут брать змей; и если что́ смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.

19И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.

20А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.

И снова повествование о том, как тяжело восприимали ученики весть о Воскресении Христа. Сначала усомнились жены-мироносицы, потом и сами ученики не поверили, пока не увидели Христа сами. Такова падшая природа человека, что они обрели способность проповедовать и веру, и твердость, нужные для этого. только по сошествии Духа Господня. «Блажени же не видевши и веровавшии» - говорит Господь. Мы с вами не были свидетелями тех событий, но восприняли учения и Благодатью Божией были приведены к Богу. Главное – не уклониться от пути Господнего…

В конце о.Евгений сообщил, что в сам день служить будет Владыка Феогност.

Литургия.

Наступает еще один день и грядет еще одна служба, которую я хочу описать. Выйти из дома я стараюсь пораньше. Вот, и собор. Ворота уже открытв настежь. В самом храме уже все готово к совершению литургии. К центральноиму аналою идет длинная очередь. В центре, как всегда, стоит архиерейский амвон, а на амвоне обычном уже разложены орлецы и поставлены аналои с образами Христа Спасителя и Божией Матери для чтения входных молитв. На сей раз служба еще не началась и лишь минут через пять звучит начальный возглас к чтению часов. 3 час читает одна из певчих. Каждение, всегда бывающее по окончании проскомидии, на сей раз совершается уже во время чтения третьего часа. Еще читается 6 час, когда в притвор выходит все духовенство, в том числе, о.Евгений Кузнецов с подносом с напрестольным крестом. Через пару минут выходят и диаконы с кадилами и дикирием и трикирием – о.Антоний Кригер и все тот же крымский протодиакон о.Евгений Горин, замещающий ушедшего в отпуск о.Евгения Габова (о.Александ Лысенко, как всегда, большую часть службы играет роль старшего иподиакона). Чтение же часов, тем временем, заканчивается и начинается ожидание. Через пару минут начинается благовест…

Вход архиерея не предварялся трезвоном. Итак, архиерей входит, благословляя народ Начинается чин встречи. Как всегда следует возглас диакона (о.Антоний): «Премудрость!» Оба диакона кадят, а уже о.Евгений Горин произносит положенные при этом слова: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую сущую Богородицу тя величаем» «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь», «Господи помилуй (3 раза)», «Именем Господним Преосвященнейший Владыко благослови». И снова духовенство целует крест из рук правящего арзхиерея, после чего под пение «Достойно есть….»[53] идет в сам храм для чтения входных молитв. Песнопение за время чтения пропевается два раза… В это время архиерей поклоняется образу праздника в центре храма, а затем идет с духовенством к амвону, где читаются входные молитвы. В ходе чина архиерей прикладывается к установленным иконам, а после чтение молитв просит прощения у верующих, а затем благословляет народ на три стороны под пение хора, поющего весьма необычным распевом: «Тон дэспотин архиереаимон кириэфилатэ. Исполла эти дэспота (3 раза).» После этого Владыка идет в центр для облачения, при этом поется «На гору Сион взыди благовествуяй, и Иерусалиму проповедуяй, в крепости вознести глас: преславная глаголашася о тебе граде Божий. Мир на Израиля, и спасение языком.». Духовенство перед облачением берет благословение. В этот момент с архиерея снимается мантия, клобук, ряса (а также надетая под ней жилетка) и временно панагия, а затем надевается подризник, поверх которого надевается пояс, а затем епитрахиль и поручи, после чего надевается палица, саккос и большой омофор, а также снова надевается панагия и богослужебный наперсный Крест, а затем гребень, которым он, согласно нормам, причесывается, и наконец, митра. Хор при этом поет: «Да возрадуется душа твоя о Гсподе, облече бо тя в ризу спасения и одеждею веселия одея тя и яко на жениха возложи ти венец и яко невесту украси ты красотою.» Диаконы же читают особые молитв на облачения. Итак, облачение завершено. «Господу помолимся!» - Возглашает о.Антоний о.Евгений Горин громко возглашает традиционные слова: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца твоего, иже есть на небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь» (с непривычки, читая их по требнику). После этого архиерей благословляет дикирием и трикирием народ на 4 стороны под пение «Тон дэспотин…». На сей раз хиротонии не ожидается и сразу начинается подготовка к совершению литургии. Диаконы и все духовенство берет благословение предстоятеля, а затем старший священник (о.Сергий Лукин) идет в алтарь – к престолу, а диакон – ближе к центральному аналою, при этом иподиаконы с архиерейским жезлом становятся у амвона. Для начала литургии все готово. Весь этот чин почти всегда одинаков, так что, может быть, его и не нужно было бы описывать, но уж очень он красив и интересен. Я не могу удержаться, чтобы снова и снова не описать всю эту красоту, хоть кому-то может показаться и слишком однообразным писать одно и то же.

«Благослови Владыко!» - Произносит диакон и следует начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.» стоит ли опять повторять уже несколько раз вложенные в мое повествование рассуждения об этом Благословенном Царстве, коим именуется и храм Господень (если б трудящиеся здесь это понимали, возможно и я сам не до конца осознавал ЭТО, потому я и не нахожусь в числе их). После этого начинается великая ектения, в которой мы молимся о ниспослании мира душам нашим и миру нашему и о спасении душ наших и о всех православных христианах, начиная от священноначалия и кончая ближних наших, плавающих путешествующих, страждущих, плененных, о ниспослании всяческих плодов земных и наконец, воспомянув Божию Матерь и всех святых, предаем живот наш Богу. Звучит славословие. В это время архиерею подносится книга, по которой он читает тайные священнические молитвы, которые должны читаться в определенные ее моменты.

Звучит первый антифон – 102 псалом, в котором псалмопевец восторгается милостью Божией к человеку: «Благослови душе моя Господа [Благословен еси Господи]! Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя имя святое Его! Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желания твоя, обновится, яко орля (орленок), юность твоя. Творяй милости своя Господь и судьбы всем обидимым, сказа пути своя Моисеови и сыновом Израилевым хотения своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив, не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам, но по высоте небесней от земли сотворил есть Господь милость свою на боящихся Его. Елика отстоит восток от запад, тако удалил от нас беззакония наша, якоже щедрит Отец сыны, тако ущедрит Господь боящихся Его, яко позна создание наше, помяну, яко персть (земля) есмы. Яко человек трава дни его, яко цвет сельный, тако отцветет, яко дух пройдет в нем и не будет, и не познает к тому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся его и правда его на сынех сынов, хранящих Завет его и помнящих вся заповеди Его, творити я. Господь на небеси уготова престол свой и Царствие его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его и сильнии крепостию творящи слово (сильные в творении Слова Его), услышати глас Словес Его. Благословите Господа вси силы Его, слуги Его, творящии волю Его, благословите Господа вся дела Его. На всяком месте владычествия Его Благослови душе моя Господа!»

Как всегда, следует малая ектения, еще один призыв к молитве. Ектения – это в основном, не молитва, а призыв к ней, дабы и мы не стояли в храме бесцельно, но использовали это время для беседы с Богом. Поет антифон и отвечает на призывы диакона присутствующий на службе хор будущих регентов, поющий снова не совсем стройно. После чтения молитв при этой ектении архиерею подносят умывальнцу и он умывает руки, при этом находящийся рядом диакон скороговоркой прочитывает ряд псалмов (умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой….. и т.д.)….. После этого следует второй антифон, восхваляющий милость Божию и говорящий о том, что надежда на Бога не будет посрамлена: «Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем, пою Бога моего дондеже есть. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения, изыде дух – возвратится в землю свою, с ним же погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа, Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них, хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведныя, Господь хранит пришельцы, сира (сироту) и вдову примет и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род».

Антифон этот поет и отвечает на призывы диакона штатный боковой хор собора. Во время пения этого псалма архиерей сидит в принесенном кресле. После этого поется песнь «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един от Всесвятыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас!» Архиерей в это время встает с кресла и оно уносится. И снова звучит ектения…. Начинается пение третьего антифона, включающего пение молитвы Благоразумного разбойника: «Помяни мя ( в данном случае поется «нас») Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» и 9 заповедей Блаженства, данных Христом, которые, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, дают представление о том, что есть благо: осознание своей нищеты духовной пред Богом, плюс обнищание сомнительным «богатством» грехов, осознание и оплакивание с отвержением своих грехов, кротость и смирение, жажда правды Божией и оправдания, милосердие, которого в нас так не хватает, чистота сердца, стремление к миру и миротворчеству, до которого нам тоже далеко, и наконец, готовность принять любые страдания от ненавидящих имя Господне и радость, ибо «мзда ваша многа на небесех», как сказал Господь. Вот, текст с этими заповедями (Мф. Гл.5, ст 2 – 12): 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4Блаженны плачущие, (прежде всего, плачущие о грехах своих) ибо они утешатся. 5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Заповеди Блаженства, в которых Господь говорит о том, что должен делать человек, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, Ветхозаветного. Нищие духом, то есть, видящие себя нищими духовно пред Богом, точнее, адекватно воспринимающие себя, а человеку, видящему свои грехи и понимающему, насколько он отвержен от Бога и по своей склонности ко греху нищ, некогда судить ближних, да такой человек даже радуется, когда кто укажет ему на его недостатки и обличит и даже будет благодарить, как благодетеля. Это и есть смирение, то есть, свобода от гордости, этого мертвящего дыхания сатаны, которым заражены мы все. Плачущие – здесь не все плачущие вообще, как клевещут неверующие, но плачущие о грехах своих, то есть видящие мерзость своих грехов и ненавидящие это зло и в этой ненависти стремящиеся изгладить его из души. Без Бога это невозможно, но прошедших этот путь до конца мы называем святыми, ибо их очистил и освятил сам Господь. О кротости я не скажу, она вытекает из всего, сказанного выше – видящему свою мерзость некогда смотреть на других и озлобляться. Жаждущий же правды, прежде всего, жаждет исполнения правды Божией, оправдания, не только в себе, но и в ближних, дабы грешник не погиб, но обратился и был жив. Также это и жажда праведности, стремление жить по заповедям Господним, что вытекает из предыдущего. Увы, в нас того нет, мы с вами, живя по своей гордости, вовсе не горим желанием жить по повелениям Божиим. Жаждущий же правды и смиренный человек и в ближнем видит Творение Божие и по слову апостола Иоанна Богослова, любя Бога, любит и творение Его и всячески помогает всякому из ближних не из страха перед заповедью «если вы что сделали малым сим, вы сделали это мне», но из любви, подражая Богу, всегда творящему добро и помогающему людям. Плод же заботы о спасении души есть чистота сердца, которая не собственными силами дается, но с помощью Божией и такой человек также будет любить мир, мир в себе, который с очищением и будет нисходить на него от Бога, мир с ближними, к которому он будет стремиться, не по менторскому стремлению поучать других, но по любви, не терпящей злобы и вражды. И такой человек, любя Бога, вкусив мир Божий, вкусив сладкого, не сможет уже питаться горечью, которую дает мир сей и ради этой сладости будет готов терпеть всевозможные поношения и даже гонения, какие не способен претерпеть ни один человек и читая жития святых, иные даже не верят, что человек такое может претерпеть (даже некоторые рационалисты-богословы и те подвергают жития мучеников сомнению). Он и не может, но благодатью Божией он обретает эту силу претерпевать скорби от людей и всякие вообще и разумеет их, как поучения…. Таковы эти заповеди. Читая их еще раз, понимаешь, сколь ты сам далек от того пути, к которому призваны мы все. «Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершенен» - Так говорит Господь, заграждая уста говорящим, что святые – это какие-то другие люди, а нам им даже подражать не нужно…. Другого пути в Царство Божие нет. Боже, настави мя на путь правый!

Малый вход. Это описание будет похоже на предыдущие, но уж очень красив он при архиерейском богослужении. Открываются северные двери и как всегда при этом чине, в центр устремляется процессия, состоящая из пономаря с подсвечником, а затем иподиаконов с архиерейским жезлом, дикирием и трикирием и рипидами, затем оба молодых диакона с кадилами и старший диакон с Евангелием, а потом и все остальное духовенство. Пономарь с подсвечником и иподиакон с жезлом становятся у амвона, иподиаконы с дикирием и трикирием – по обе стороны от архиерея. Все выстраиваются в центре, кое-кого строит сам архиерей. Наконец, протодиакон Евгений испрашивает благословение на вход и следует возглас: «Премудрость прОсти». Затем духовенство традиционно начинает петь «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти. Аллилуиа.» При этом предстоятель благословляет верующих на 4 стороны дикирием и трикирием. Это один из торжественных моментов архиерейской литургии. Заканчивается время, когда архиерей, символизируя нахождение Христа среди людей, пребывал в центре храма и после благословения духовенство, продолжая петь, направляется в алтарь и с амвона предстоятель снова благословляет народ. В этот момент хор подхватывает пение и снова, в который раз, начинает слов «Спаси ны…», после этого духовенство снова поет… По окончании пения архиерей кадит алтарь и солею, держа дикирий в предшествии диакона с трикирием под протяжное пение «бокового» хора «Исполла эти дэспота». Потом хор поет его уже более величественным напевом, а затем многолетие повторяет духовенство и снова хор. Начинается пение тропарей и кондаков. Верхний хор поет воскресный тропарь и тропарь Божией Матери в честь чтимого ныне Ее образа, а затем регентский хор поет кондак воскресного дня, а в конце – духовенство в алтаре поет… кондак храма все тем же необычным распевом, при этом в хоре доминирует голос архиерея. И после этого сразу же следует традиционный призыв диакона к молитве и славословие, которое воспевает уже сам архиерей, а затем, как и на всякой полной литургии, звучат традиционные слова: «Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны…», повторяемые духовенством в алтаре и затем попеременно, нет, не двумя, а уже тремя хорами, а затем, во весь голос воспевая «И во веки веков», уходит в алтарь. И начинается пение Трисвятого, как всегда, попеременно хором и духовенством. После третьего пения архиерей выходит на амвон с крестом и дикирием и произносит особую молитву: «Услыши Боже с небесе и виждь и посети виноград сей (это про паству) и утверди и (его) его же насади десница Твоя» и благословляет народ на 3 стороны под протяжное пение хора, продолжающего петь Трисвятое протяжным распевом.

Возглашал прокимны и читал апостольские послания о.Антоний Кригер, для которого было непривычно, что чтения праздника иконы Божией Матери «Скоропослушница» не были опущены. Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из послания апостола Павла к Эфесянам: 1Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, 2со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, 3стараясь сохранять единство духа в союзе мира.

4Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; 5один Господь, одна вера, одно крещение, 6один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

7Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.

8Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.

9А "восшел" что́ означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?

10Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.

11И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, 12к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, 13доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; 14дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, 15но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, 16из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.

Апостол призывает исполнять написанное в Евангелии не на словах, но на деле. Ниже он будет писать и более конкретно: «кто крал – больше не кради», «всякий гнев и кри и и ярость и злоречие со всякой злобой да будут удалены от вас…» и так далее. Если призыв не красть не тяжел для большинства, то призыв не гневаться, но проявлять любовь к ближним, противоречит падшей человеческой природе. Для падшего человека естественно гневаться и озлобляться на ближних, но апостол повторяет слова Христа о том, что это – дело недопустимое. «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас…» - Госворит Господь и все это в полной мере возможно лишь с помощью Божией, но дорогу осилит идущий. Апостол же в другом месте призывает к сострадательности, описывая таковую очень сильными словам: «ибо вы – тело Христово, а порознь – члены. Страдает ли один член – страдает с ним и все тело». К таковой взаимопомощи призывает апостол, а в другом месте он призывает заботиться друг о друге «с нежностью». Христиане тех веков и правда являли такую любовь друг к другу, на деле открывая всем людям красоту веры, так что молва о жизни христиан действовала лучше всякой проповеди. Если же наши дела с вами – злые, то виноваты в этом только мы. И тогда для нас, да и для меня, эти слова «умоляю вас поступать достойно звания» становятся укором в нерадении. Но да не будем хулителями веры нашей делами нашими….

И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам (традиционные чтения Богородичных праздников): 1Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, 2то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; 3ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.

4Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.

5Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

9Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10дабы пред именем Иисуса

преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

На тему любви, о которой апостол пишет постоянно, призывая вместо соперничества и ссор взаимно помогать друг другу. Страшно, что мы с вами. зная это, внимательно слушая и читая все это. не делаем так. Боже, спаси ны!

Заканчивается чтение, а затем Аллилуиарий. На архиерейский амвон ставится аналой и в который раз сюда направляется процессия, состоящая из иподиаконов с подсвечником и архиерейским жезлом, с дикирием и трикирием и рипидами, и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой, иподиаконы держат рипиды по обе стороны от Евангелия, дикирий и трикирий также держат вблизи. С архиерея в это время снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый, в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии. Иподиаконы с дикирием и трикирием становятся у иконы, так что люди подходить к ней пока не могут. Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангелие (от Луки): 40Когда же возвратился Иисус, народ принял Его, потому что все ожидали Его.

41И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, 42потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.

43И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, 44подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.

45И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит,- и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

46Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.

47Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.

48Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.

49Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.

50Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.

51Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.

52Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.

53И смеялись над Ним, зная, что она умерла.

54Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.

55И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.

56И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

Два случая явления Божественного могущества Христа. Сперва Господь исцеляет женщину, страдающую кровотечением. В другом Евангелии описывается, что Господь сразу, как она прикоснулась к одежде Его, оборачивается, ублажая ее веру. Несомненно, эта женщина, много лет страдавшая от болезни своей, много и молилась и это чудо явилось плодом ее многих тайных подвигов, о которых мы с вами не знаем, но видим, что Господь явил ей помощь, так что она исцелилась. Вторым же было воскресение умершей девочки, причем, еще в Ветхом Завете много раз описываются случаи, как Бог воскрешает умерших, но так подчеркивается, что сам Бог совершает это чудо и даже приводится текст тех молитв, которыми люди Божии просят Бога помочь страждущим. Здесь же Христос со властью говорит, повелевая подростку встать и дочь встает. И даже после этого ожесточенные иудеи не вразумились, но, даже видя чудеса, они ожесточались еще больше. Тут очевидна слепота их. Но главное то, что Господь не совершает чудеса просто так. Бесы склонны поражать воображение людей, совершать бесполезные фокусы просто ради обольщения людей, Бог же совершает дела свои единственно ради пользы человека и если один человек исцелился, а другой – воскрес, то так захотел Бог. Более того, подавая пример смирения, Господь велит родителям никому об этом не говорить, но такие чудеса не могли утаиться совершенно и многим послужили в укрепление веры и назидание. Боже, укрепи веру нашу!

Евангелие (от Луки): 38В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 39у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Глава 11.

1Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.

2Он сказал им: когда мо́литесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 3хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; 4и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

5И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, 6ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; 7а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.

8Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.

9И Я скажу вам: проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, 10ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

11Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?

12Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?

13Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.

14Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.

15Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.

16А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.

17Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; 18если же и сатана разделится сам в себе, то ка́к устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов; 19и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.

20Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.

21Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; 22когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.

23Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

24Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; 25и, придя, находит его выметенным и убранным; 26тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там,- и бывает для человека того последнее хуже первого.

27Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

29Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; 30ибо ка́к Иона был знамением для Ниневитян, та́к будет и Сын Человеческий для рода сего.

Заканчивается чтение и протодиакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ дикирием и трикирием. Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. После этого снова была прочитана молитва о прекращении междоусобицы в Малороссии и вразумлении людей, озлобленных друг на друга. После этого была и ектения с молитвой об усопших, которая была довольно длинной. Начинается ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним, оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким-то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность… Следуют еще две ектении. В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу¸ ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Диакон о.Антоний Кригер кадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий, трикирий и рипиды, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие, а также напрестольные кресты. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. Рипиды иподиаконы держат по обе стороны Царских врат и когда протодиакон вручает сначала дискос, а затем чашу, опускают их, держа над ними. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. После этого Владыка снова благословляет народ и дальше служба не отличается от обычной, ни пасхальное торжество, ни архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. Не изменяется от пасхального торжества и момент Евхаристического канона и претворения хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа Спасителя… После этого предстоятель воспоминает всех святых, благодаря Бога за то, что дал их нам, как помощников и молитвенников и вслух воспоминает Божию Матерь, после чего хор поет все то же «Достойно есть…..». После этого правящий архиерей возносит молитву, прося Бога помянуть (вспомнить) Святейшего патриарха Кирилла и митрополита Исидора, как главу Кубанской митрополии, после чего один из священников возносит такую же молитву о правящем архиерее. До пения Молитвы Господней и закрытия Царских врат литургия идет, как и всегда. По закрытии их боковой хор поет избранные песнопения.

Причастников в этот день было много, так что причащали на три чаши, а в центр причащал народ сам правящий архиерей. Причащение длится не так долго, как могло быть, но все же довольно продолжительное время. И вот, заканчивается причащение. Как и всегда, частицы, вынутые во время поминовения на литургии, погружаются в Чашу с прошением к Богу омыть грехи всех, здесь поминаемых, Кровью Своей. Именно поэтому поминовение на литургии выше, чем на любой другой из служб и треб. И вот, заканчивается причащение и наступает заключительная часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению и ты, не причащающийся на литургии, чувствуешь себя лишним и скорбишь о том, что не подготовился. Читается заамвонная молитва, в которой священник просит помощи Божией всем молившимся в храме, дабы Господь сохранил их после того, как они после службы пойдут в мир с его злом.

Произнеся отпуст, Владыка произнес проповедь на тему праздника. До сих пор мы созерцали идейских служителей и священников, исключительно, как хулителей Христа. Здесь же начальник синагоги сам приступает ко Христу, прося исцелить его единственную дочь, вероятно, тяжело больную. Мы не знаем предысторию этого повествования. Возможно, на лечение подростка (12 лет) потрачено много сил, денег и любви, но воля Господня была другая. Не приводит Евангелие и внутренних молитв несчастного отца и матери девочки, но видим то, как этот имеющий сан и положение отец приходит и кланяется в ноги Господу, что необычно на фоне его собратьев по цеху, хулящих и поносящих Христа, коих Евангелисты во множестве описывают. Так, Господь, не желая смерти грешника, но спасения, призывает его к себе. По дороге же ко Господу приходит еще и женщина, страдающая от кровотечения. Закон Моисеев считал таковых нечистыми, но она, возможно, зная, что Он не отказывает в помощи никому, даже если этому, казалось бы, препятствуют «заповеди человеческие», введенные иудеями за века после того, как Моисей дал им от Бога Закон, приступила к Нему. Здесь ситуация еще более сложная, так как женщина долгие годы лечилась и расточив на лечение все имение свое, не получила никакой пользы. Снова мы не знаем то, как она молилась и взывала эти годы к Богу. Но теперь она, по причине своей нечистоты, с точки зрения Ветхозаветного Закона, не прикасалась к Нему, но к краю одежды. Но Господь являет ее веру всем. В другом Евангелии описывается, что Он просто оборпачивается к ней, говоря: «Смелей дочь, вера твоя спасла тебя…». Здесь же Он изображает недоумение: «кто прикоснулся ко мне?», будучи Богом, зная это и так. Так или иначе, но она вынуждена была исповедовать пред всеми ту помощь, которую она получила. Ее вера была приведена всем в пример, в том числе, возможно, и отцу девочки, просившему Его помощи. Господь призывает не терять веру. В другом месте Он приведет притчу о неправедном судье, которого некая вдова просила помочь ей и так надоела, что он решил помочь ей. После этого Господь говорит: «Видите ли, что сказал судья неправедный? Господь ли не защитит чад своих, зовущих к Нему день и ночь?!» Господь же часто дает просимое нами не когда мы хотим, а когда это будет нам полезно, если только это нам, вообще, полезно. Но Бог никогда не оставляет чад своих, помогая им, исцеление же подавая, когда это человеку полезно. Подчас же болезнь нам попускается, дабы мы, будучи ослаблены, отвратились от многих зол наших или избежали совершения греха.

Пока же все это происходит перед нашим взором, к несчастному отцу приходит служитель, говоря, что дочь умерла. Господь же все равно идет, так как для Него нет ничего невозможного. Когда же Он, для которого нет мертвых, но все живы, говорит, что она не умерла, но спит, это вызывает смех всех прочих, как и доныне плотской ум смеется над верой и отрицает все, что не может потрогать. Господь, входя к постели умершей, выгоняет всех этих, ожесточенных людей, оставляя лишь немногих учеников – троих: Петра, Иоанн и Иакова (Иакова Зеведеева), да родителей. Пред ними же и совершено это чудо воскрешения умершей, знак явления Божественного могущества Христа. Господь велит им никому не говорить об этом, но чудо такое не могло утаиться. Явив это чудо, Господь укрепил веру этого отца, начальника синагоги, укрепив его на правильном пути, на пути «белой вороны» среди иудейских начальников, ожесточившихся и восставших на Христа. Господь ничего не делает напрасно, не совершает никаких чудес, если они не могут послужить пользе человека, а если оно совершилось, значит польза должна быть…

В конце он сказал и несколько слов о нынешнем празднике иконы Божией Матери «Скоропослушница». Название это знаменательно, ведь сия Дева Мариам, родившая плотью Бога и прежде всех учеников слагавшая все слова Его в уме и сердце своем, претерпевшая душевные муки пре Кресте Его, имеет нас чадами, поскольку всех верующих во христа Господь усыновил ей. Поэтому мы имеем Ее скорой заступницей, имеющей великое дерзновение пред Богом. Поэтому да не теряем веру…

Поздравив всех с праздником и пожелав всем помощи Божией, он под пение многолетия ушел в алтарь. Царские врата закрылись, а вышедший о.Евгений Кузнецов сказал о том, что в четверг – память святителя Иоанна Златоуста. Накануне этого дня в соборе будет всенощное бдение, а в сам день литургия. Обещано было архиерейское служение. Также он сказал, что после литургии будет молебен со специальным покаянным последованием о прощении греха аборта….

На этом праздник заканчивается и после целования Креста мы расходимся по домам.

Уже позднее я узнал, что в Свято-Троицком храме в этот день намечался благодарственный молебен по случаю заливки фундамента на начало строительства нового храма. Общая площадь храма составит 356 кв. м., высота 25м., вместит храм 350-400 человек.

Сейчас полностью завершена заливка фундамента, проведены коммуникации. Все работы ведутся на пожертвования неравнодушных жителей города внесших свой вклад в строительство – финансами, трудом, молитвою. Следующий этап строительства - возведение стен.


[1] Легион, напомню, это римский полк. Первичной военной единицей была contunbernia (буквально — «сопалатки», так как все её члены жили в одной палатке), то есть десятка, составляющая центурию или сотню (не всегда она составляла 100 воинов, но их могло быть как больше, так и меньше, в зависимости от возможностей мобилизации). Две центурии составляла манипулу, а несколько манипул – когорту, 5 или 10 когорт и составлял легион….

[2] Эрби́ль (араб. اربيل‎‎ — Arbīl; курд. Hewlêr; ново-ассирийск. Arbīl, аккадск. Arba-Ilu, др.-греч. Άρβηλα), также Арбиль и Ирбиль — город в Северном Ираке, столица Иракского Курдистана. Город населением около 1,5 млн. (2013), четвёртый по величине город в Ираке после Багдада, Басры и Мосула.

Городская жизнь в Эрбиле может быть датирована по крайней мере, 6000 лет до н. э.[источник не указан 127 дней], и это делает его одним из старейших непрерывно населённых городов в мире. В центре города находится древняя цитадель Эрбиль. Хурриты были первыми, кто расширил свое господство по всей северной Месопотамии. С тех пор город находился под властью многих региональных держав, в том числе ассирийцев, вавилонян, курдов, персов, греков, арабов и сельджуков и османских турок. В Археологическом музее Эрбиля находится большая коллекция исламских артефактов, и он является центром археологических проектов в этой области.

Эрбиль — столица арабского туризма в 2014 году

[3]Диоклетиан - Кай - Аврелий - Валерий, римский император.

Родился в Далмации, был простым солдатом, однако выдвинулся, и был избран императором в 284 году. Разделив империю на 4 части, поселился в Никомидии. Первое время проявил себя справедливым и добрым правителем. Под влиянием одного из своих соправителей, Галерия, возобновил жестокое гонение на христиан, издав 4 эдикта, запрещавшие христианам совершать богослужения, иметь храмы, приказывавшие сжечь святые книги, заставлявшие христиан приносить жертву языческим богам, под угрозой лишения должности и жизни, наконец, все христиане должны были вернуться к язычеству, к протестующим применялись пытки.

Умер Диоклитиан в 313 году.

[4] Лод (ивр. ‏לוֹד‏‎‎‎, араб. 'اَلْلُدّْ‎‎; в прошлом Лидда и Георгиополь) — город в Израиле, расположенный в 20 км юго-восточнее Тель-Авива. Центр национальной аэрокосмической индустрии; рядом расположен крупнейший в стране аэропорт имени Давида Бен-Гуриона.

[5] [Жития святых Димитрия Ростовского: Третий день (16.11), С. 27. Жития святых, С. 12418 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 532-533)]

[6] От Георгиевской церкви не уцелело до настоящего времени никаких остатков.

[7] Тиун - управитель от князя, низший судья; а здесь - как надсмотрщик при княжеской отройке.

[8] Ногата - род древнерусской монеты, равнявшейся половине четвертака, т. е. 12,5 коп.

[9] Иларион - первый митрополит на Руси из природных русских. Он избран был самим князем и собором епископов и почтен саном митрополита за свою подвижническую жизнь и учительность; управлял Русскою Церковию с 1051-1054 г. Им написано "Слово о Законе и Благодати", "Исповедание веры", а также сохранились и другие поучительный послания его и слова.

[10] Декий или Деций, как правильней его имя звучит на латыни - Римский император, жестокий гонитель христиан; царствовал с 249-251 г.

[11] Под этим именем известно несколько городов. Здесь говорится о Севастии Армянской.

[12] Персия – древнее название страны в Юго-Западной Азии, которая с 1935 официально называется Ираном.

[13] Арбелы – современный Эрбиль (также был известен как Хевлер или Хаулер) в Иракском Курдистане, четвёртый по величине город в Ираке после Багдада, Басры и Мосула. Изначально город назывался Урбилум (или «Город четырех святилищ»). Расположен на равнине, у подножия гор, примыкающих к нему с севера и запада, посередине между реками Большой и Малый Заб. Один из древнейших городов мира: городская жизнь в Эрбиле может быть датирована по крайней мере, 6000 лет до н. э. В центре города находится древняя цитадель Эрбиль. Хурриты были первыми, кто расширил свое господство на всей северной Месопотамии. С тех пор город находился под властью многих региональных держав, в том числе ассирийцев, вавилонян, курдов, персов, греков, арабов и сельджуков и османских турок. Именно рядом с ним свершилась легендарная битва между Александром Македонским и Дарием III, увековеченная в истории как битва при Гавгамелах-Арбелах в 331 году до н.э.

[14] Шапур II (дата рождения неизвестна, ум. 379) — царь Персии с 309 года. Был покровителем зороастризма. Постоянно вел войны с Римской империей, которые завершились присоединением к государству Сасанидов множества территорий, включая Армению, Месопотамию и некоторые области Средней Азии. Во время его правления начались гонения на христиан из-за того, что христианство стало государственной религией в Римской империи.

[15] "Учащиеся РДС 1864/65 – 1906/07 учебные годы. Часть 3-я (Д-Ж)" - http://www.history-ryazan.ru/node/6115

[16] Информация об определении на священническую должность - Рязанские епархиальные ведомости 1888, № 6

[17] Послушник Сергий (Осокин) «Святый священномучениче Николае, Даневский чудотворче, моли Бога о нас!» - http://kaseparh.ru/index.php?option=com_content&view=article...d=4

[18] Церковные ведомости 1900, № 19, http://www.history-ryazan.ru/node/7503?page=0%2C1

[19] Под хлебом небесным можно разуметь или действительную пищу, которая чудесно посылаема была святым мученикам в темнице, или вообще подкрепление их свыше, при котором они не нуждались и в пище.

[Жития святых Димитрия Ростовского: Четвертый день (17.11), С. 51. Жития святых, С. 12478 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 543)]

[20] Ныне Поццуоли, город на берегу одноимённой бухты Неаполитанского залива в Италии, в регионе Кампания, в центре знаменитой зоны сейсмической активности (см. «Флегрейские поля»), то есть, близ знаменитого города Неаполя, что на юге Италии. Ранее город назывался Дикеархией (как город Великой Греции) и Путеолами (после основания римской колонии в 194 до н. э.).

[21] Ныне Пловдив, город на юге Болгарии.

[22] Эфе́с (греч. Ἔφεσος, лат. Ephesus, тур. Efes) — древний город на западном побережье Малой Азии, при впадении реки Каистр (совр. Малый Мендерес), южнее Смирны (совр. Измир) и западнее города Сельчук (современная территория Турции). Население города достигало 225 тыс. жителей. был важной торговой город в Малой Азии, Первый. Начала веры христианской положены были в нем учениками Иоанна Крестителя; уже Апостол Петр нашел здесь христиан, но главным образом Евангелие проповедано здесь Апостолом Павлом; потом ученик его, Тимофей, был здесь епископом; наконец, Эфес был местом пребывание Апостола и Евангелиста Иоанна, который тут и скончался. Город был заложен на берегу Эгейского моря как портовый и быстро развивался за счёт торговли. В 500-годах н. э. город перенесён на холм Айясолук вблизи нынешнего города Сельчук, поскольку бухта заилилась и полностью обмелела. Впоследствии море продолжило отступать от города, что и стало причиной его упадка. Землетрясения и оползни окончательно похоронили руины под землёй, тем самым сохранив их для археологов. Сегодня развалины Эфеса, большей частью реконструированные, находятся на расстоянии около 6 км от берега моря на седловине между двух холмов.

[23] Синоны, город на южном берегу Черного моря.

[24] Лев Армянин - с 813 по 820 г. Феодор Студит так описывает те несчастья, которые Церковь испытывала в это царствование: "О страшно слышать! Досточтимая икона Спасителя, которой и бесы страшатся, подвергается поношению и унижению, не только в царствующем граде, но и во всех местах и городах, жертвенники истреб­лены, святыни осквернены. Умолкли все уста благочестивые от страха смерти, открылся противный и богохульный язык". 25 декабря (7 января по-нашему) 820 года убит приверженцами Михаила Аморианина (Михаил II Травл («Травл» — косноязычный; ок. 770 — 2 15 октября 829. Известен тем, что проводил политику относительной терпимости в отношении православных….) — византийский император в 820—829, основатель Аморийской династии.) во время рождественской службы в соборе св. Софии .

[25] Синклит - правительство воинское и гражданское из самых важных царских советников и сановников.

[26] исторически этим словом именовали обедневших испанских дворян, переселившихся в Южную и Центральную Америку, но ныне так часто именуются метисы - помесь белых и индейцев

[27] Василий Темный был великим князем от 1425 до 1462 г., а его сын Иоанн III от 1462 до 1505 года.

[28] Легочная чума, распространяемая воздушно-капельным путем.

[29] Бубонная чума.

[30] Храм в честь святителя Николая чудотворца, некогда существующий в Московском Кремле, в восточной части Ивановской площади, и снесенный по царскому указу в 1817 г…… для пущего удобства проведения военных парадов (не только в советские годы храмы сносили в целях большего удобства мирских дел, коим храм, по мнению властей, мешал – прим. моя).

[31] То есть, 1 0,668 км., или по до реформе XVIII века - 1 0,66781 км. по нынешним меркам.

[32] 7,37122338 кг.

[33] 3,27609928 кг.

[34] Галатия. Самый центр полуострова Малая Азия, примерно там находится современная Анкара, столица Турции……

[35] Таорми́на (итал. Taormina, сиц. Taurmina), древн. Тавроме́ний (греч. Ταυρομένιον, лат. Tauromenium) — исторический город на восточном побережье Сицилии (Италия), на склоне горы Тауро (Monte Tauro), на террасе, 206 м над уровнем моря, на полпути между Мессиной и Катанией.

Население — 10863 жителя (2004 год). Поселение у горы Тавра основано в конце V — начале IV века до н. э. Греческое поселение Тавроменион (греч. Ταυρομένιον) возникло на берегу Ионического моря после уничтожения близлежащего портового города Наксос (403 до н. э.). По сообщению Диодора Сицилийского город был основан в 356 до н. э. изгнанными жителями Наксоса во главе с Андромахом, отцом историка Тимея. В 210 до н. э. город сдался римлянам. Арабам город сопротивлялся 62 года, оставаясь последним островком Восточной Римской империи на Сицилии. Два года выдерживал плотную осаду. В ночь на Рождество 902 года город пал, когда мессинский наёмник предательски открыл ворота. Тавромений был сравнён с землёй. Всех захваченных в плен мужчин арабы обезглавили, в том числе и епископа св. Прокопия (сведений о нем не нашел).

Разграбленный арабами в 902 и 962 годах, Тавромений получил арабское имя Муизия в честь арабского эмира аль-Муиза. Арабы отстроили южную часть города, за чертой греко-римской застройки. Там были устроены многочисленные фонтаны, сады. Город был переименован в честь халифа: Альмоэзия.

Столетие спустя (1078) Таормина была завоёвана норманнами (викингами). Рожер Алтавилла при поддержке Понтифика, взял Альмоэзию осадой (вокруг города были построены стена и 22 крепости, перекрывавшие коммуникации), возвратив её в лоно христианской церкви и возвратил городу его первоначальное название.

[36] БАН. Собр. В. Г. Дружинина. № 975. Л. 29

[37] Знаменский П.В. Сергий Шелонин - один из малоизвестных писателей XVII века//Православное обозрение. М., 1882 г. Февраль. «Пантократор» - pantokrator (греч.) - Всевластитель, т.е. Христос; «понт» - море (церк.-сл.); «отток» - остров (церк.-сл.).

[38] Иеромонах Митрофан (Баданин). Преподобный Варлаам Керетский: неизвестные страницы жития

[39] Так по данным Православной энциклопедии. По БД ПСТГУ, родился в селе Селихове Конаковского района Тверской обл.

[40]Построен в 1727 г., перестроен в 1898 г. Закрыт в 1937 г., разрушен в 1937 г.

[41] Каппадоки́я (греч. Καππαδοκία, лат. Cappadocia, арм. Գամիրք, тур. Kapadokya, перс. کاپادوکیه‎, Katpatuka — «Страна прекрасных лошадей») — историческое название местности на востоке Малой Азии на территории современной Турции (часть земель провинций Невшехир, Кайсери, Аксарай и Нигде), употребляющееся со времён античности вплоть до наших дней. Характеризуется чрезвычайно интересным ландшафтом вулканического происхождения, подземными городами, созданными в 1 тыс. до н. э. и обширными пещерными монастырями, ведущими свою историю со времён ранних христиан. Национальный парк Гёреме и пещерные поселения Каппадокии входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

[42] Магнесия у Сипила (не путать с близлежащей Магнесией на Меандре). Ныне на этом месте находится турецкий город Маниса, расположен в западной части Анатолии, центр турецкой провинции Маниса. Почти примыкает к побережью Эгейского моря Античный город, существовавший уже в V в. до н. э., был стёрт с лица земли неоднократными землетрясениями. В древней истории он упоминается Ливием в связи с битвой 190 г. до н. э., в ходе которой римляне во главе с Луцием Сципионом нанесли страшное поражение сирийской армии Антиоха III.

В 1313 году Сару-хан Бей отвоевал Манису у византийцев и сделал её столицей своего государства Саруханогуллары. В 1390 году Маниса стала частью Османского государства, однако впоследствии потомки Сару-хана выступили против Османов на стороне Тамерлана, который восстановил их государство. Окончательно Маниса вошла в состав Османской империи в 1410 году. В 1912 году в городе проживали греки — 38,926 чел., турки — 37,900 чел., армяне — 2,000 чел., евреи — 1,000 чел. Ныне от греков очищен…

[43] Улья́новск (до 1924 - Симби́рск), город в России, административный центр Ульяновской области, кафедральный город Симбирской епархии и центр Симбирской митрополии. Расположен на Приволжской возвышенности, на берегах рек Волги и Свияги в месте их максимального сближения, в 893 км к востоку от Москвы. Население - 615 306 человек (2013).

[44] Нынешний Ногинск

[45] То есть, по-нашему – 22.

[46] Левая рука

[47] Доблестный.

[48] Селение Пангианское, иначе Панкеан, лежало в Македонии, около горы Пангей, от которого и получило свое нименование. О пребывании святых мощей из в этом селении и об истекавших от них чудесах есть упоминание в 9-ой песни канона, составленного Иосифом Песнописцем (тропарь 3-й).

[49] Апамея Сирийская находилась в юго-западной Сирии, при самой большой реке Сирии Оронте. Апамея в древности была главным городом области Сирии Апамены и получила свое наименование по Апаме, жене Селевка I, правителя Сирии.

[50] Этот Арсений, патриций по происхождению, прибыл в пустыню прямо от императорского двора, где он был наставником детей импера­тора Феодосия Великаго: Гонория и Аркадия. Оставив двор, где его окружали великие почести, он, будучи сравнительно еще молодым (ему было тогда около сорока лет), но уже духовно опытным подвижником, решил для продолжение своего духовного развитие и дальнейшего совершенствования отдать свою волю в безусловное распоряжение преподобного Иоанна. Некоторым из братий на первых порах казалось странным, что муж столь высокообразованный и столь знатного происхождения пришел для своего дальнейшего просвещения к простым и неученым старцам. Один из братий не мог скрыть своего любопытства и спросил его однажды:

- Как это ты, изучивши греческие и римские науки, про­сишь наставления у простого и непросвещенного старца?

- Правда, что я владею научным образованием, - отвечал Арсений, - но я не знаю даже азбуки того, что знает этот про­стой и неучёный человек, потому что (пояснил он) смирение есть начало всех добродетелей, как азбука - начало книжного бытия.

Так ценил он смирение, процветавшее в обители некогда пылкого и горделивого Иоанна. Лишь после нескольких лет совместной подвижнической жизни, когда Арсений услышал таин­ственный голос, призывавший его бежать от людей и пребы­вать в молчании, потому что "молчание есть корень безгрешности", преподобный Иоанн благословил его оставить сожительство и предаться полному уединению и безмолвию в пустыне. Но сильная любовь к своему смиренному наставнику и всем его ученикам заставляли его не раз оставлять свое пустынное уединение и вновь возвращаться на некоторое время в обитель. Жития святых в изложении святителя Димитрия Ростовского….

[51] Блаженная Сосипатра уже прежде того начала приучать себя к евангельской жизни. Тетка её Дашана был







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.