Здавалка
Главная | Обратная связь

Выбор перспективных сфер бизнеса.



Акционеры

Бизнес-планирование следует понимать несколько более широко чем «чистое планирование.

Среди основных управленческих функций (планирование, организация, мотивация, контроль; плюс связывающие функции коммуникации и принятия решений) можно выделить три основных, являющихся сутью бизнес - планирования:

планирование (принятие решений);

коммуникации ;

контроль.

Методология бизнес - планирования - совокупность принципов, подходов, способов и методов определения и оценки эффективности путей решения проблем для достижения целей бизнеса.

Бизнес-планирование - одна из управленческих технологий, позволяющая облегчить труд руководителей, повысить качество принимаемых решений, способствующая разработке действий и мероприятий, направленных на "борьбу" с проблемами организации, составлению стратегии развития бизнеса и управления организации.

Технология бизнес- планирования, позволяет при минимуме затрат , ресурсов и времени (невозобновляемый ресурс), менеджерам различных функциональных областей по определенному алгоритму, определить коммерческий и социальный эффекты.

Владение технологией бизнес- планирования (знания о разработке бизнес- план, алгоритме, принципах, методах, осуществления операций и действий бизнес- планирования) позволяет менеджерам, различных функциональных областей, работать по заданному алгоритму.

Алгоритм бизнес - планирования - циклическая последовательность пяти основных операций, которые выполняют менеджеры различных функциональных областей (предприниматели).

Алгоритм бизнес - планирования - циклическая последовательность операций и действий, заключающихся в формулированиисостава предстоящих плановых проблем, определении ожидаемых опасностей и предполагаемых возможностей развития организации, обоснованиивыдвигаемых целей и задач, которые планирует осуществить организация в предстоящий период, проектировании желаемого будущего организации, планированиисредств достижения поставленных целей и задач, выборе или создании необходимых средств для приближения к желаемому будущему, определении потребности ресурсов, планировании объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления, проектировании внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.

 

Алгоритм бизнес - планирования приведен в приложении 1

Методология бизнес - планирования включает в себя:

выбор перспективных сфер бизнеса и компетенции(стадий жизненного цикла изготовления продукции), которые будет развивать организация для достижений целей бизнеса;

разработку пятилетней финансово-экономической модели бизнес-плана;

проверку модели по факторам устойчивости, чувствительности и финансовой реализуемости;

планирование вариантов годовых доходов и стоимости бизнеса (стоимостная характеристика цели);

отбор вариантов бизнес-плана по критериям коммерческой и общественной эффективности ;

оценка выполнения годовых бизнес-планов, разработка управленческих решений( альтернатив решения проблем) по корректировке и корректировка бизнес-плана.

Потребность в реализации/«запуске» процесса бизнес - планирования (или осуществлении каких-либо изменений вообще) возникает тогда, когда в организации выявлены проблемы (неудовлетворенность положением организации) и намечены альтернативы преодоления существующей проблемы (улучшения положения организации на рынке).

Технология бизнес – планирования - совокупность логико- временных операций, включает в себя :

Анализ (сопоставление текущего и желаемого состояния организации)

Постановка цели(выбор альтернативы преодоления проблем, постановки целей и задач перед персоналом по реализации альтернативы )

Планирование (расчет плановых( желаемых)показателей конечного состояния организации (цель) к которому организация стремиться перейти (достичь цели )Разработка планов (выработка решений)

Оценка плана( оценки эффективности решений

Контроллинг (контроль за выполнением плана).

Cодержание операций бизнес- планирования, приведены в приложении 2 методического пособия.

 

Выбор перспективных сфер бизнеса.

1.1. Исследование перспективности бизнеса

Для организации нового бизнеса необходимо выявить предпосылки перспективности определенных сфер бизнеса на основе компетенций, которыми на данный момент обладает или может привлечь предприниматель, начинающий бизнес и описать функциональную структуру бизнеса.

Исследование перспективности бизнеса проводится в несколько этапов:

определение предпосылок перспективности сфер бизнеса;

построение функциональной структуры бизнеса;

формирование стадий жизненного цикла изготовления продукции или предоставления услуг.

Определение предпосылок перспективности сфер бизнеса проводится методом установления взаимосвязи между перспективными рынками, предпосылками перспективности бизнеса и перспективными видами деятельности на рынках.

Типовой пример взаимосвязи между перспективными рынками, предпосылками перспективности и перспективными видами деятельности на рынках представлен в таблице 1

Таблица 1 Взаимосвязи перспективные рынки, предпосылки перспективности и перспективные виды деятельности

Рынки/ функциональные области менеджмента Предпосылки перспективности сфер бизнеса Перспективные виды деятельности на рынках
Рынок продаж(конкуренты) Неудовлетворенный спрос, расширение потребностей, увеличение емкости рынка, недостаток производственных мощностей, благоприятная конъюктура и т.д. Потребность GR – Компании, PR-компании, в совершенствовании системы продвижение и промоушина и т.д. Маркетинговые услуги, Торговля, консалтинг, производство Услуги по лоббированию, Услуги с PR-компаниями, Услуги по модернизации старой продукции
Финансовый рынок Потребность в финансовых и инвестиционных институтах, кредитных и инвестиционных продуктах , в реструктуризации задолженности , активов и бизнесов и т.д. Посреднические услуги по реструктуризации, долгов, активов, Организация финансовых институтов, разработка кредитных продуктов, организация инвестиционных институтов, разработка инвестиционных продуктов,
Рынок поставщиков ресурсов Неудовлетворенный спрос, расширение потребностей, увеличение емкости рынка, недостаток производственных мощностей, благоприятная конъюктура и т.д. Торговля, производство сырья , материалов и т.д.
Рынок поставщиков оборудования, инструмента и т.д.в Потребность в новых, сооружениях и оборудовании, в производительном оборудовании ,инструменте, приспособлениях Торговля, производство оборудования ,инструмента, приспособлений
Рынок технологий изготовления продукции Потребность в новых способах производства сырья, материалов, полуфабрикатов, деталей, изделий и т.д. Услуги по разработке новых способов изготовления сырья, материалов, полуфабрикатов, деталей, изделий
Рынок логистики Потребность в современных технологических переделах, торговом оборудовании, складском оборудовании, транспортных средств и т.д. Услуги закупки Услуги транспортировки Услуги хранения Услуги по продвижения готовой продукции Услуги по производству продукции
Рынок инфраструктуры Потребность в мощности и протяженности линий, дорог, средств связи и т.д. Торговля, производство, Услуги ремонта реконструкции, строительства, ликвидации, объектов
Рынок технологий управления Потребность в Функциональных областях менеджмента, видах деятельности, стадиях жизненного цикла изготовления продукции Консалтинг.

 

В результате выбирается перспективная деятельность на определенном рынке для организации бизнеса на основе исходных данных задания 1 методического пособия.

Пример выбора перспективной деятельности на определенном рынке для организации бизнеса, приведен в таблице2

Таблица2. Взаимосвязи перспективные рынки, предпосылки перспективности и перспективные виды деятельности

Рынки/ функциональные области менеджмента Предпосылки перспективности сфер бизнеса Перспективные виды деятельности на рынках
Рынок поставщиков оборудования и т.д. Потребность в новых, сооружениях и оборудовании, в производительном оборудовании ,инструменте, приспособлениях производство оборудования ,инструмента, приспособлений, торговля, консалтинг

 

На следующем шаге необходимо построить функциональную структуру бизнеса. Исходные данные. компетенции по стадиям жизненного цикла продукции , которыми на данный момент обладает(+), может организовать функциональную службу (О) или закупать на рынке (З)предприниматель, начинающий бизнес приведены в задании 1 методического пособия.

Пример, построения функциональной структуры бизнеса приведен в таблице3

Таблица 3 . Функциональная структура нового бизнеса.

Характеристика компетенций обладает(+), может организовать функциональную службу (О) или закупать на рынке (З)
Рынок продаж в т.ч.  
маркетинговые услуги +
консалтинг прогнозирования конъюктуры +
торговля ( )
система бенчмаркинга +
система продвижения продукции +
Система промоушина +
Рынок поставщиков в т.ч.  
маркетинговые услуги +
Мощности по производству сырья, материалов и т.д. +
Рынок технологий в т.ч.  
мощности производства продуктов питания и ТНП Н
Услуги по разработке новых способов изготовления сырья, материалов, полуфабрикатов, деталей +
Услуги по разработке нового оборудования, инструмента, приспособлений +
мощности производства оборудования ,инструмента, приспособлений +
Рынок инфраструктуры в т.ч.  
Мощности по производству энерго,тепло оборудование, дороги + (ТЕПЛО) орг.бизнес
Услуги по энергии, тепло, вода, и т.д. З
Услуги ремонта, реконструкции, модернизации и т.д. +
Рынок логистики в т.ч.  
Услуги закупок , перевозок, складирования, распределения, производства З
Финансовый рынок в т.ч.  
финансовый институт, разработка кредитных продуктов з
Инвестиционный институт. Разработка инвестиционных продуктов з
Рынок технологий управления в т.ч.  
консалтинг з
стадии жизненного цикла продукции О
Функциональные области менеджмента О
Организационно- правовая форма О
После выбора функциональной структуры бизнеса необходимо оценить правильно ли сделан выбор предпринимателем между организацией функциональной службы (О) и закупаемыми услугами на рынке (З) если известны следующие тенденции на рынках., приведенные в таблице 4. Таблица 4. Тенденции на рынках
Компетенции на рынках правильно ли сделана выбор: организовать функциональную службу (О) или закупать на рынке (З) Тенденции на рынках
Рынок продаж в т.ч.    
маркетинговые услуги +О (правильно) Рост цен, снижение компетенций
консалтинг прогнозирования конъюктуры +О (правильно) Рост цен, снижение компетенций
торговля   Снижение цен на услуги
система бенчмаркинга +О (правильно) Рост цен на услуги, повышение компетенций
система продвижения продукции +О ( неправильно) Снижение цен на услуги, повышение компетенций
Система промоушина +О ( неправильно) Снижение цен на услуги, повышение компетенций
Рынок поставщиков в т.ч.    
маркетинговые услуги +О ( неправильно) Снижение цен на услуги, повышение компетенций
Мощности по производству сырья, материалов и т.д. +О (неопределенность) Повышение цен, сокращение сроков изготовления
Рынок технологий в т.ч.    
мощности производства продуктов питания и ТНП Для бизнес не важно  
Услуги по разработке новых способов изготовления сырья, материалов, полуфабрикатов, деталей +О (правильно) Повышение цен, сокращение сроков разработок
Услуги по разработке нового оборудования, инструмента, приспособлений + (правильно) Повышение цен, сокращение сроков разработок
мощности производства оборудования ,инструмента, приспособлений +О (правильно) Повышение цен, сокращение сроков изготовления
Рынок инфраструктуры в т.ч.    
Мощности по производству энерго,тепло оборудование, дороги +О (орг.бизнес) правильно Повышение цен, сокращение сроков изготовления
Услуги по энергии, тепло, вода, и т.д. З (неправильно) Повышение цен
Услуги ремонта, реконструкции, модернизации и т.д. +О (неопределенность) Повышение цен, повышение качества ремонта
Рынок логистики в т.ч.    
Услуги закупок , перевозок, складирования, распределения, производства З (правильно) Снижение цен, снижение длительности цикла поставок
Финансовый рынок в т.ч.    
финансовый институт, разработка кредитных продуктов З (неопределенность) Повышение стоимости финансовых продуктов
Инвестиционный институт. Разработка инвестиционных продуктов З (неопределенность) Повышение стоимости инвестиционных продуктов
Рынок технологий управления в т.ч.    
консалтинг З (правильно) Повышение стоимости услуг, повышение эффективности
стадии жизненного цикла продукции о ( неправильно) снижение стоимости услуг, повышение эффективности
Функциональные области менеджмента О ( неправильно) Повышение стоимости услуг, повышение эффективности
Организационно- правовая форма О ( неправильно) Повышение стоимости услуг, повышение эффективности

 

После оценки правильности выбора предпринимателем между организацией функциональной службы (О) и закупаемыми услугами на рынке (З) необходимо сформировать стадии жизненного цикла изготовления продукции или предоставления услуг, которые составляют суть бизнеса.

Пример, описания стадий жизненного цикла изготовления продукции или предоставления услуг приведен на схеме 1.

маркетинговые услуги,прогнозирование конъюктуры рынка Разработка нового оборудования, инструмента, приспособлений Закупки, перевозки, складирование продукции Производство оборудования ,инструмента, приспособлений

 

Схема 1 Стадии жизненного цикла изготовления продукции нового бизнеса.

 

2.Разработка финансово-экономической модели бизнес-плана. Постановка цели

Этот этап позволит сформулировать цели для генерации бизнес – идей по переходу в желаемое состояние бизнеса. 2.1.Определение факторов воздействующих на цель (финансово-экономические показатели)Определение факторов воздействующих на цель (объем производства, цена, выпуск) производится на основе плановых темпов изменения факторов, приведенных в задании 2 методического пособия.

В основу планирования закладывают следующие темпы изменения факторов:

средних темпов достигнутых за прошлый период;

средних темпов по отрасли;

средних темпов , превышающих темпы конкурентов.

Плановое изменение объема производства( продаж) может происходить под воздействием 4 основных факторов:Цен на продукцию;Выпуска продукции;Численности персонала;Выработки персонала.Результаты факторного планирования изменения объема производства за счет цен и выпуска продукции приведены в таблице 5. Таблица 5.Плановое изменение объема производства за счет цен и выпуска продукции, млн.руб.
показатели Расчет абсолютного изменения  
Изменение объема производства за счет цен 84,1
Изменение объема производства за счет выпуска 123,6
Изменение объема производства 207,7
Результаты факторного планирования изменения объема производства за счет выработки и численности приведены в таблице 6.Таблица 6 Плановое изменение объема производства за счет выработки и численности, млн.руб.
Показатели Расчет абсолютного изменения  
изменение объема производства за счет годовой выработки 60,17
изменение объема производства за счет численности 23,9
изменение объема производства 84,1

 

Определение негативных факторов по закупаемым услугам и ресурсам, влияющих на появление будущих негативных симптомов в бизнесе, производится на основе типового набора факторов.Результатом этапа является определение наиболее важных факторов, которые могут повлиять на бизнес в будущем. Устанавливается взаимосвязь между рынками, негативными факторами и изменением финансово-экономических показателей бизнеса в будущем.Взаимосвязи между рынками, негативными факторами и изменением финансово-экономических показателей бизнеса в будущем приведены в таблице 7. Таблица 7. Взаимосвязи гипотез – негативных факторов- показателей
Рынки/ функциональные области менеджмента Негативные факторы Показатели бизнеса
Рынок поставщиков Повышение цены ресурса Рост условно-переменных затрат, снижение прибыли, уменьшение потока свободных денежных средств
Технология изготовления продукции Повышение норм расхода на ед. продукции Рост условно-переменных затрат, снижение прибыли, уменьшение потока свободных денежных средств
Рынок логистики Повышение тарифов, цен, длительности цикла увеличение производственных запасов, незавершенного производства, запасов готовой продукции, , уменьшение потока свободных денежных средств, снижение выручки
Рынок технологий управления Снижение численности, выработки, ФОТ Рост затрат,. снижение прибыли, уменьшение потока свободных денежных средств,
Рынок продаж(конкуренты) Снижение цен, выпуска продукции уменьшение потока свободных денежных средств, снижение выручки
Финансовый рынок Повышение процентной ставки уменьшение потока свободных денежных средств,
Рынок инфраструктуры Повышение тарифов Рост условно-переменных затрат, снижение прибыли, уменьшение потока свободных денежных средств
Определение негативных факторов воздействующих на цель (Повышение цены ресурса, повышение норм расхода на ед. продукции, снижение численности, выработки, ФОТ) производится на основе плановых темпов изменения , приведенных в задании 2 методического пособия.Плановое изменение издержек производства может происходить под воздействием 3 основных факторов:Нормы расхода ресурсов;Цены ресурсов;Выпуска продукции.Результаты факторного планирования изменения издержек производства за счет нормы расхода, цены ресурсов и выпуска продукции приведены в таблице 8.Таблица 8 .Плановое изменение условно-переменных затрат за счет цен на ресурсы, нормы расхода, выпуска продукции, млн.руб.
Показатели Расчет абсолютного изменения
Плановый период Начальный период Абсолютное изменение
условно-переменные затраты 137,5 73,5 64,0
Изменение условно-переменных затрат за счет нормы расхода   23,65
Изменение условно-переменных затрат за счет цен на ресурсы   -3,6
Изменение условно-переменных затрат за счет выпуска продукции   43,9
Нахождение абсолютных и относительных изменений набора финансово-экономических показателей бизнеса за планируемый период времени, позволяет увидеть , угрозы и вызовы, возможные негативные отклонения от запланированных( ожидаемых) показателей.Пример результатов планирования приведен в таблице 9.Таблица9 Результаты планирования
Показатель Начальный период Плановый период относительное изменение , % абсолютное изменение
Физический объем, шт. 1645,65 46,9% 525,6
Цена, тыс. руб. 160,0 235,09 46,9% 75,1
Выручка, млн. руб. 159,5 321,1 101,3% 161,6
Объем производства, млн. руб. 179,2 386,88 115,9% 207,7
Запасы готовой продукции, млн. руб. 19,7 65,8 233,7% 46,1
запасы готовой продукции, % 11,0% 17,00% 54,50% 0,1
Переменные затраты % 41,00% 35,50% 8569,3 35,1
Переменные затраты, млн. руб. 73,50 137,5 87,2% 64,0
Постоянные затраты % 26,00% 12,00% -53,7 -0,1
Постоянные затраты, млн. руб. 46,59 46,60 0,00% 0,0
Прибыль % 33,00% 52,4% 58,8% 0,2
Прибыль, млн. руб. 59,1 202,77 242,9% 143,6
Норма расхода на ед. продукции, кг/шт. 18,7 33,80% 4,7
Цена ресурса, тыс. руб. 4,69 4,5 -4,90% -0,2
Объем пр-ва в сопоставимых ценах, млн. руб. 179,2 263,30 46,90% 84,10
Списочная численность, чел. 9,1% 30,0
Численность, чел. 10,00% 30,0
Выработка годовая, тыс. руб. 597,3 797,9 33,6% 200,6
Отработано чел-дней/чел. 30,00% 63,0
Выработка дневная, тыс. руб. 2,80 2,9 2,8% 0,1
Отработано чел-часов/чел. 7,5 7,9 5,00% 0,4
Выработка часовая руб. 379,3 371,1 -2,1% -8,1
ФОТ год, млн. руб. 23,30 35,52 69,6% 16,2
ФОТ дневной, тыс. руб. 110,9 144,8 30,5% 33,8
ФОТ часовой руб. 14,8 18,4 24,3% 3,6
Годовая заработная плата тыс.руб. 70,59 109,77 55,5% 39,2%
Дневная заработная плата руб. 336,2 402,1 19,6% 65,9%
Часовая заработная плата, руб. 44,8 51,1 13,9% 6,2%
Пример результатов планирования финансовых показателей из таблицы приведен в таблицах10 и 11. Таблица10.Результаты планирования активов баланса
Показатель Начальный период Плановый период абсолютное изменение активов относительное изменение активов
Внеоборотные активы (ВОА) 134,8 90,00 -10,00 -10,00%
Текущие активы в т.ч.   153,44 129,44 539,35%
Расчетный счет 91,16 87,16 2178,88%
Дебиторская задолженность 0,00
Запасы готовой продукции 20,00 30,39 10,39 51,93%
Производственные запасы 31,90 31,90 -
Всего активов 243,4 1,49 1,20%
Чистые активы базисного года 390,2 119,44 96,33%
Таблица 11. Результаты планирования пассивов баланса
Показатель Начальный период Плановый период абсолютное изменение пассивов относительное изменение пассивов
Уставной капитал (УК), в т.ч. 390,2 125,49 1,49 1,20%
Уставной фонд (УФ)   0,00 0,00%
Чистая прибыль (ЧП) 25,49 1,49 6,19%
Кредиты 31,90 31,90 -
Кредиторская задолженность в т.ч. 86,05 86,05 -
Оплата поставщикам (ОП) 63,81 63,81 -
ФОТ 10,00 10,00 -
Проценты 3,19 3,19 -
Авансы 0,00 -
Налоги 40,55 9,06 9,06 -
Итого: 243,44 119,44 96,33%
Дополнительные плановые финансовые показатели приведены в таблице 12.Таблица 12.Дополнительные финансовые плановые показатели
Индекс чистых активов Кос Ктл ЧА  
1,71 7,30 7,3 162,2  
рост чистых активов профицит собственных средств платежеспособно капитализация  

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.