Здавалка
Главная | Обратная связь

Периодизация процесса формирования внутреннего мира



С учетом стохастичности формирования внутреннего мира трудно провести жесткую периодизацию данного процесса. Однако, на макроуровне анализа можно выделить две тенденции: эгоцентрическую и моральную направленность развития внутреннего мира.

Как уже отмечалось ранее, первый период развития внутреннего мира связан с отражением внутренних состояний младенца, его потребностями и связанными с ними переживаниями. Ребенок переживает себя и свои состояния. Этот период продолжается от рождения до 2-3 месяцев жизни. Главным факторов, формирующим внутренний мир ребенка на этом периоде, является сам ребенок и его ощущения.

Второй этап начинается с обращения ребенка к внешнему миру, который совместно с внутренними переживаниями определяет дальнейшее развитие внутреннего мира. В субъективном образе внешний мир раскрывается как «мир для меня».

Как и на первом этапе здесь продолжает доминировать эгоцентрическая позиция. Ребенок знакомится с окружающим миром под углом зрения удовлетворения своих потребностей. Основу внутреннего мира составляют опредмеченные чувственные данные. Этот этап продолжается от 2-3 месяцев до приблизительно 2 лет.

Третий этап начинается с овладения ребенком устной речью и с освоения языка. В содержании внутреннего мира включаются не только информации и переживания, связанные с организацией бытового поведения, но и информация, передаваемая словом. С освоением языка и речи начинает формироваться сознание ребенка. Это принципиально важный момент. Психика начинает функционировать как уровневая система, в которой выделяется сознательное и бессознательное. В этот же период начинают предъявляться первые ограничения на проявление эгоцентрической позиции. На основе предъявляемых к ребенку требо­ваний начинает развиваться волевая регуляция поведения. Ведущей формой активности выступает игра. Исключительно важно, что объект игры частично берется из действительного мира, а в главной своей ча­сти творится воображением. Это придает новое качество внутреннему миру – ребенок начинает свободно манипулировать в своем внутреннем мире, начинает творить, обогащая внутренний мир продуктами своего творчества. Для этого периода характерна чрезвычайная тяга к эстетической жизни. Дети любят рисовать и лепить. Действия становятся все более произвольными, в то время как эмоции сохраняют непроизвольность и яркость выражения. Данный этап можно отнести к дошкольному возрасту от 2 до 6-7 лет.

Четвертый этап – начало школьного образования. Внутренний мир начинает обогащаться систематическими знаниями. Продолжают развиваться волевые качества, основы будущих свободных поступков. Ребенок переходит к систематическому усвоению моральных норм. На этой основе осуществляется дальнейшее ограничение эгоцентрической позиции. Развивается интеллект практического действия. В совокупности знаний и умственных действий совместно с волей создаются условия для проявления себя в качестве самостоятельной личности.

Важнейшим фактором формирующейся духовности является стремление к проникновению в сферу смыслов. Ребенок осознает себя среди других детей, формируется система межличностных отношений. Период длится с 6-7 лет до 10-11 лет.

Пятый период с 10-11 лет до 14-15 лет. В это время внутренняя жизнь определяется двумя факторами: становлением морального сознания и половым созреванием. К 11 -12 годам поведение ребенка все в большей мере определяется моральной нормой, которая может перерасти в нравственный закон внутри личности. Внутренняя жизнь характеризуется различного рода внутренними конфликтами между желанием и нравственными ограничениями. Вместе с моральным сознанием в жизни ребенка развивается и чувство ответственности за свои поступки, формируется совесть человека. Подросток все глубже стремится проникнуть в сферу смыслов и ценностей, у него начинает формироваться научное мировоззрение, что делает духовную жизнь беднее, суше и скованнее. Значительная часть психической жизни уходит в подсознание.

Важнейшим фактором становления внутренней жизни является половое созревание. Новая сила – пол – выступает на первый план. У подростка рушится устоявшийся порядок мира, меняются сложившиеся вкусы и привычки. Обостряется эгоцентрический характер духовного мира. Весь мир вращается вокруг личности подростка. Лишь в этот период начинается настоящее самосознание, вкус и влечение к своему внутреннему миру, острое самоподчинение своих желаний и порывов. Подросток начинает ощущать безграничность и иррациональность своего внутреннего мира, моральный конфликт и свою противопоставленность социальному миру, переживает действия мощной, темной, неяс­ной силы в глубине себя. Воображение подростка занято сексуальными сюжетами, которые проявляются в явлениях «влюбленности». Одновременно для этого периода свойственно чувство одиночества, которое придает внутренней жизни своеобразную окраску. В дальнейшем это сильное чувство может присутствовать и на других этапах жизни человека.

Шестой этап – ранней юности (14-15 лет 17-18) – характеризуется идеализированной духовной жизнью. Это период увлечений и вдохновений, энтузиазма и доверчивого отношения к миру и людям. Юность характеризуется творческими планами, надеждами на доброе и светлое, моральной чистотой. Мировоззрения этого периода, в основном, складывается на основе книг, в большинстве случаев не прошло через столкновения с повседневной жизнью. Юность стремится к абсолюту, не знает компромиссов, старается быть добродетельной, нерасчетлива, не ищет личной выгоды, склонна к жертвенности. В этот период в яркой форме проявляется стремление к свободе, самовыражению, самоутверждению, веры в идеалы.

Седьмой период – профессионального самоутверждения (18-35). Здесь уже невозможно указать точные сроки. У одних он наступает в начале трудовой карьеры, у других – этому предшествует длительный поиск, у третьих – человек никогда не находит себя в профессиональной деятельности и работают только потому, что надо жить и зарабатывать. Люди профессионально самоутвердившиеся получают определенный жизненный стержень, в их жизни появляется смысл, они могут реализовать себя в профессии и через профессию. Это вносит стабильность во внутреннюю жизнь, способствует формированию стереотипов поведения и конкретных личностных качеств, отражающих эти стереотипы.

Вступая в этот период на путь широких социальных отношений, человек склонен сомневаться в правильности сделанных им выборов, принятых решений. Сомнения заполняют внутреннюю жизнь, делают ее неопределенной. Человек старается не замечать своих проблем, но их искусственное отрицание не придает уверенности. Сомнения требуют разрешения. Для этого периода характерны состояния внутреннего конфликта и раздвоения. Эти состояния возникают, когда одно влечение идет вразрез с другими. В результате возникает конфликт с самим собой. Несомненно, что отдельные конфликты могут возникать и в более раннем возрасте, но именно на этапе профессионального самоутверждения требования жизни резко возрастают. Стойкий конфликт с собой порождает чувство неполноценности.

Общество поощряет результат, достижения, полезность индивида, тем самым дает вектор разрешения личных проблем. Но этот путь часто вступает в конфликт с личностными установками и ценностями.

При этом следует помнить, что серьезные жизненные проблемы никогда не разрешаются полностью, и человек вынужден обращаться к ним на протяжении всей жизни неоднократно.

«Чем ближе середина жизни и чем больше удалось утвердиться в своей личной установке и социальном положении, тем сильнее кажется, что найдена правильная линия жизни, верные идеалы и принципы поведения... Однако, остается без внимания тот факт, что утверждение социальной цели происходит за счет цельности личности»[58]. В определенные моменты жизни, приблизительно, к сорока годам, могут наступать моменты осознания, что жизнь прожита напрасно. Наступают периоды депрессии.

Период профессионального самоутверждения совпадает по времени с вступлением человека в брак. Это событие накладывает отпечаток на всю внутреннюю жизнь, насыщая ее глубокими эмоциями, проблемными ситуациями и конфликтами. Как правило, мотивы вступления в брак не осознаются во всей своей полноте. В этот период человек еще мало сознает себя и еще меньше осведомлен о мотивах другого. В брак вступают под влиянием чувства влюбленности (если нет расчета или влияния родите­лей). Нормальная сексуальность, одинаковые переживания усиливают это чувство влюбленности и единства. Это состояние переживается как огромное счастье. В дальнейшем женщина становится матерью, а мужчина отцом, возникает ответственность перед ребенком, взаимное ограничение свободы, изменения личных ценностей и смыслов жизни.

Но брак редко развивается без кризисов и конфликтов. Люди в браке должны приспосабливаться друг к другу, ведь они очень разные по устройству своего внутреннего мира, по своим установкам и мировоззрению, обладают часто несовместимыми чертами характера, разным объемом духовного развития. В каждом из них живет образ идеальной женщины (мужчины). С одной стороны, в процессе совместной жизни, женщина (мужчина) осуществляют проекцию качеств своего идеала на своего супруга (жену). В результате образ мужа (жены) становится еще более привлекательным. Но, одновременно, может оказаться, что образ мужа (жены) глубоко расходится с бессознательным идеалом. Следствием этого является неизбежная переоценка всех действий и мыслей, связанных с браком. Эти переоценки наполнены глубокими переживаниями, они во многом меняют весь внутренний мир человека.

Восьмой период (50-далее) – зрелый возраст, когда человек начинает задумываться о смерти, о конечности своего жизненного пути. Смерть ставит вопросы, а что будет за ней? для чего жил? так ли жил? обостряет вопрос о смысле жизни. Она ставит вопрос о вечности. В этот период человек часто обращается к мысли о Боге. Все это наполняет духовную жизнь человека новым содержанием, приводит к переосмыслению и переоцениваю всего предшествующего периода. Многое из того, что казалось важным, теряет свое значение. Другие ценности и смыслы начинают определять поведение человека. Изменяется весь строй духовности личности. Смерть усугубляет тайну бытия человека. К этому времени человек часто оставляет свою работу, в которой видел смысл своего существования, и вновь вынужден обретать себя. Вместе с мыслями о смерти это образует принципиально новую смысловую среду жизнедеятельности и ведет к глубоким перестройкам во внутренней жизни.

Важно, чтобы человек осознавал, что старость он не может прожить по той же программе, что и зрелые годы. В этот период человек должен больше внимания уделять себе. Искусству жить в старости необходимо учиться.

Мы отметили лишь принципиальные критические точки (фазы, периоды) в жизни человека, которые имеют биологическую или социальную природу.

Вместе с тем, как следует из изложенных выше законов функционирования психики большую роль в формировании внутренней жизни играет случай, отдельный поступок, высказанная мысль. Наиболее ярким примером может выступать вера (в Бога, в революцию, в героя) или крушении веры. Внутренняя жизнь находится в постоянном движении, развитии, переструктуризовании. Вместе с тем она сохраняет определенные структурные компоненты, отражающие прежде всего деятельностный характер существования человека, и уровневое строение психики. На каждом этапе жизненного пути, в любом возрасте, на любой ступени психического развития, человек имеет свой образ мира, свою собственную психологическую истину и свою правду. Душевная жизнь может остановиться в своем развитии на любой ступени. Человек может не только духовно развиваться, но и деградировать.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.