Здавалка
Главная | Обратная связь

Познавательные процессы



В большинстве случаев в психологии человек рассматривается с позиций внешнего наблюдателя, который выделяет у наблюдаемого отдельные качества, проявляющиеся в деятельности и поведении. Но не менее важно, а может быть и более, посмотреть на внешний мир с позиции субъекта, познающего этот мир и действующего в этом мире. Человек не просто воспринимает столько-то предметов, с такой-то полнотой и точностью. Восприятие – не есть простое впечатление. Человек воспринимает предмет с позиций своего внутреннего мира, включая его в этот мир, устанавливая отношения с другими элементами этого мира, и в этом процессе устанавливается знание об этом предмете, значении это­го предмета и его личностный смысл. Восприятие внутренним миром и есть процесс познания. Прав был У. Джемс, когда писал, что «мы должны признать, что определенные образы традиционной психологии составляют лишь наименьшую часть нашей душевной жизни «…всякий определенный образ в нашем сознании погружен в массу свободной, текущей вокруг него «воды» (психических обертонов) и замирает в ней. Значение, ценность образа всецело заключается в этом дополнении»[68]. Внутренний мир направляет внимание, обеспечивает понимание, отбор информации для запоминания, определяет содержание мыслей, представлений. В психологии еще предстоит описать основные понятия с позиций внутреннего мира человека. Первой удачной попыткой в этом отношении, с нашей точки зрения, являются работы В. А. Барабанщикова[69], А.А. Крылова[70], Е.Б. Старовойтенко[71] и др.

Прав К. Юнг, когда утверждает, что восприятие внешнего мира осуществляется через бессознательные установки индивида и его мировоззрение, включающее субъективные содержания сознания. Любое наше восприятие и действие осуществляется под влиянием сложных психологических предусловий, составляющих содержание внутреннего мира человека. Вместе с тем, создавая образ мира, человек одновременно изменяет и самого себя, так как этот образ становится частью его внутреннего «Я». Строя свое поведение, мы ориентируемся на образ мира, который есть у нас, корректируя этот образ и изменяя себе. Формируя образ мира, мы одновременно узнаем себя. Осознавая свой образ мира и самого себя, субъект поднимается над бессознательными установками и мотивациями, хотя они от этого не исчезают и продолжают влиять на поведение. Образ мира меняется постоянно, каждая новая мысль придает ему новое лицо, и вместе с меняющимся образом мира меняемся мы и другими глазами смотрим на мир.

 

Восприятие

Традиционно под восприятием понимают познавательный психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном действии их на органы чувств. Основные виды восприятия представлены на рис.2.

 

 


Рис. 2. Основные вида восприятия

 

Функциональное назначение восприятия состоит в познании действительности. В процессе этого познания предметы и явления действительности воспринимаются целостно и структурно. В восприятии целое определяет свои части (Вертгеймер, Коффка, Келер). Целое не только не сводимо к отдельным, составляющим его элементам, но его структура определяет свойства входящих в него частей. Современные нейропсихологические исследования показывают, что нельзя рассматривать процесс восприятия как безобразный анализ признаков. Этому есть три причины: во-первых, анализируемые признаки не являются какими-то особыми, отличными от других. Во-вторых, богатство феномена восприятия не объясняется теми детекторами признаков, которые открыты. В-третьих, в механизмах восприятия различают эффекты, возникающие в детекторах признаков, и эффекты, продуцируемые в системе анализирующей эти признаки. Механизмом образного восприятия могут выступать структуры и процессы в головном мозге, осуществляющую топографическую запись внешне воспринимаемого объекта. Образы восстанавливаются, когда их представительства в виде систем с распределенной информацией приходятся в соответствующее активное состояние. При этом восстановление образа осуществляется практически мгновенно (К. Прибрамм). Восприятие – есть процесс чувственного познания, так как осуществляется при воздействии предметов и явлений непосредственно на органы чувств. Наконец, восприятие характеризуется предметной отнесенностью. Мы воспринимаем не формы и структуры, а предметы, которые имеют определенное значение. Его осмысленность заключается в отнесенности его чувственного содержания к предметам объективной действительности (С.Л. Рубинштейн). Значение предметов восприятия определяется через функциональную отнесенность, через включенность восприятия в деятельности и поведение, соотношение воспринятого с потребностями человека. Таким образом, традиционно подчеркивается объективность восприятия, детерминация образов предметами объективной реальности. Но это только одна сторона восприятия. Не менее важно, что этот образ является субъективным, т.е. в не меньшей степени зависящий от воспринимаемого субъекта, чем от действи­тельности. «У мудрого глаза его – в голове его, а глупый ходит во тьме», – сказано Экклесиастом[72]. Восприятие всегда в той или иной степени опосредуется и дополняется имеющимися у субъекта знаниями и опытом. А так как все люди обладают разным опытом и знаниями то и восприятие одних и тех же предметов у различных людей различно и у одного и того же человека отличается в зависимости от возраста. Не только предмет воздействует на субъекта, но происходит и обратный процесс, активное принятие или непринятие образа субъектом. При определенных условиях происходит внутреннее отталкивание образа, стремление ослабить его, погасить, отделаться от него (Франк)[73]. Как мы видим, здесь картина разворачивается в обратную сторону по сравнению с фрейдизмом. Образ, мысль, связанная с образом, не вытесняется из сознания в подсознание, а просто не допускается во внутренний мир. Духовная жизнь, подсознание принимают или не принимают образ и мысль. Чувственное познание подчинено стремлениям человеческой души. Мы знаем лишь то, что хотим знать или что нам нужно знать, более этого, мы полагаем, что знаем то, во что нам нужно или хочется верить. Знание человека всегда субъективно, каждый человек имеет свою особую чувственно-наглядную картину мира, в центре которой стоит сам человек. Из всего потока чувственных впечатлений предмет­ный смысл приобретает то, на что обращено наше внимание. Каждый человек из бесконечного богатства окружающей его среды подбирает свой особый мир. Таким образом формируется внутренний мир человека, который в свою очередь оказывает влияние на отражение внешнего предметного мира. Душевная жизнь пополняется предметным содержанием и, одновременно, выступает в качестве формирующей силы в строений предметного сознания. В этом процессе формируется предметно-духовная жизнь, а предметное сознание выступает в тесном единстве с переживанием. Внутренняя жизнь человека: его страсти, порывы, любовь озаряют человека, открывают глубины бытия, недоступные рассудку. В указанных процессах формируются способности личности.

Обусловленность восприятия внутренним миром человека в последние годы получила подтверждение в нейропсихологических исследованиях. Как экспериментально показал К. Прибрам, «входные системы (реализующие восприятие – В.Ш.) представляют собой некий фильтр для входных сигналов, экран, непрерывно настраивающийся на входные воздействия. Одной из характерных особенностей этого фильтра является то, что он создает самоадаптирующиеся системы, параметры адаптации которой находятся под контролем его собственной истории»[74].

С учетом сказанного следует рассматривать механизм основных свойств восприятия: осмысленности, избирательности, категориальности.

На осмысленности и избирательности мы уже останавливались. Рассмотрели свойства категориальности. Восприятие предметов у человека связано с отнесением воспринятого к определенной словесно обозначаемой категории предметов. Таким образом осуществляется категоризация восприятия. Единичный предмет воспринимается как частный случай общего понятия. Одновременно, в восприятие предмета привносятся свойства, связанные в памяти с данной категорией. В силу этого наше восприятие зависимо от интеллектуального контекста, в который оно включено. По мере того как мы иначе понимаем действительность, мы иначе и воспринимаем ее (С.Л. Рубинштейн). Предметная отнесенность и категоризация превращают восприятие в форму предметного сознания.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.