Проблема соотношения свободы и необходимости.
а)Ключевыми в этике Спинозы являлись проблемы: - детерминизма(обусловленности всего в природе); - соотношениясвободы и необходимости. б)Исследуя их философ пришел к следующим выводам: - свобода и необходимостьв субстанции соединяются в одно целое; - Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует - модусы (проявления субстанции- единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении необходимости; - модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления,и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в «тисках» необходимости; желая в душе быть свободным,человек зачастую плывет по течению необходимости, не может справиться с этим - путь к свободе- это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю; свобода - это познанная необходимость. в) Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо: - максимально познатьнеобходимость в виде субстанции - освободиться от аффектов(печали, радости, влечений Nb: По этим причинам девиз Спинозы:«Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать». ВопросII. Английская философия Нового времени (материализм, эмпиризм, социально-политическая направленность). 1) Предпосылки и общая характеристика английской философии Нового Времени. а) Новое время стало периодом расцвета философии в Англии. Английская философияXVII - XVIII вв.имела свою специфику: - материалистическую направленность(большинство философов Англии, в противоположность философам других стран, например Германии, предпочитало материалистически объяснять проблемы бытия и резко - господство эмпиризманад рационализмом (Англия стала редкой для своего времени страной, где в вопросах познания победил эмпиризм - направление философии, которое при познании ведущую роль отводило опыту и большой интерес к социально-политическим проблемам(философы Англии не только пытались объяснить суть бытия и познания, роль человека в мире, но и искали причины возникновения общества и государства, выдвигали проекты оптимальной организации реально существующих государств). б) ФилософияАнглии была для XVII в. очень прогрессивной. Большое влияние на ее характер имели следующие политические события: - революция Оливера Кромвеля середины XVII в. (свержение и казнь короля, непродолжительное существование республики, движение индепендентов); - «славная революция» 1688 года; - окончательная победа протестантизма над католицизмом, достижение внутренней автономии англиканской Церкви, ее независимость от Папы , Римского; - упрочение роли парламента; - развитие новых буржуазных общественно-экономических в) Наибольшийслед в философии Англии нового времени - Фрэнсис Бэкон- считается родоначальником эмпирического (опытного) направления в философии; - Томас Гоббс(уделал большое внимание проблемам - Джон Локк(изучал проблемы государства, продолжил ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|