Здавалка
Главная | Обратная связь

Вопрос Ш. Социально-политическая философия эпохи Возрождения



1) Сущность социально-политической философии:

а) для этой эпохи было характерно повышение интереса к
человеку, к проблеме государства, устройству общества,
взаимоотношению Церкви и государственных институтов,
верующих.

б) основные направления:философия Реформации; политическая философия; философия социалистов- утопистов.

 

 

2) Философия Реформации, ее вектор и значение:

а) цель философии Реформации:реформа католицизма,
демократизация Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими.

б) предпосылки возникновения данного направления:
кризис
феодализма; зарождениеи укрепление класса торгово-промышленной буржуазии; ослаблениефеодальной раздробленности, становление европейских государств; незаинтересованностьруководителей данных государств,
политической элиты в чрезмерной, национальной, негосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви; кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание
от жизни, практика выдачи индульгенций; распространениев Европе идей гуманизма; ростсамосознания личности, индивидуализм; рост влиянияантикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма.

в) в Реформации выделяются два основных течения:
бюргерско-евангелическое и народное.

Nb: Лидерами бюргсрско-евангелической Реформации являлись М. Лютер, У. Цвипгли, Ж. Кальвин.Народная Реформация была представлена движением Т.Мюнсера, анабаптистами, диггерами и др. Основоположником Реформациисчитается доктор богословия Мартин Лютер (1483-1546). 31октября 1517 года на дверях Витгенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма. Основные идеи М, Лютера сводились к следующим: общениемежду Богом и верующими должно происходить напрямую; между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая Церковь; необходимо упрощение обрядов; церковьдолжна стать демократичной, а обряды - понятными людям; необходимоуменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства; долженбыть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти; дело служения Богу - не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан; необходимоосвободить культуру и образование от засилья католических догм; необходимозапретить индульгенции.

Жан Кальвин (1509 - 1564)- другой крупный лидер бюргерско-евангелической Реформации.Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи. Согласно Кальвину: ключеваяидея протестантизма - идея предопределения(смысл которой в том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не состояться в жизни; все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению; выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия; профессия - это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу); добросовестное отношение к своемуделу - путь к спасению; успех в работе- признак богоизбранности (вне работы необходимо быть скромным и аскетичным). Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое религиозно-философское учение и систематизировал идеи Лютера, но и воплотил протестантизм на практике: возглавил

реформационное движение в Женеве; добился признанияреформированной (кальвинистской) Церкви в качестве официальной, упразднилв Женеве католическую Церковь и власть Римского Папы (сам Кальвин получил прозвище «Женевский Папа»); подчинилкальвинистской Церкви светскую власть; провел реформыкак внутри собственной Церкви, так и в городе (были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пуританизма, добросовестного отношения к работе); результатом сталауниверсализация Реформации, превращение ее из узкогерманского в международное явление. Томас Мюнцер(1490 -1525) возглавил Народное направление Реформации.Будучи священником он первоначально примкнул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г., через три года после начала Реформации, разошелся с учителем. В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации: необходимо реформироватьне только Церковь, но общество в целом; цель изменения общества-достижение всеобщей справедливости, «Божьего царства» на земле; главная причина всех зол-неравенство, классовое разделение, в основе которого лежат частная собственность и частный интерес; частный интерес необходимо подавить; все должно стать общим(имелось в виду прежде всего имущество, новый способ организации производства); жизнь и деятельностьчеловека должны быть полностью подчинены интересам общества как угодно Богу; власть и собственность должны принадлежать простому народу - «ремесленникам и пахарям»; в 1524 - 1525 гг. Томас Мюнцер возглавилантикатолическую и революционную по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб.

Значение философии Реформациив том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы. Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе: торжество различных направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Европе - Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии; сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Европы - Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.