Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 4. Обработка и интерпретация данных (2 часа)



Цель – усвоение принципов анализа данных, полученных в ходе сбора информации.

План

1.Анализ и оценка эффективности применения метода.

2. Степень соответствия полученных данных целям исследования.

3. Подготовка отчета.

Вопросы и задания.

1. Сравнивая объем внимания Ростовского телевидения к проблемам экономической реформы в течение 3 лет, была получена картина, представленная в табл. 5.1.

Таблица 5.1

Объем внимания телевидения к проблемам экономической реформы по периодам

Показатель 1965 г. 1966 г. 1967г. Всего
Количество материалов
Объем эфирных материалов, мин.
Удельный вес в общем объеме информации, % 5,1 2,1 1,8 3,0
Средний размер материала 17,4 15,8 13,4  

Источник: Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн.2. Организационно-методические проблемы опроса. Анализ документов. Наблюдение. Эксперимент / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. М., 1990.

Какие тенденции можно отметить, анализируя эту таблицу?

2. В Ленинграде в 70-х гг. было проведено исследование аттестационных характеристик инженеров. В двух проектных институтах были взяты 109 характеристик, из текстов которых последовательно выделяли развернутые или краткие суждения,содержащие оценку различных качеств работника, а также высказывания о предъявляемых к нему требованиях. Близкие по смыслу формулировки и понятия объединяли в гнезда под общей рубрикой, которые в дальнейшем образовали «смысловые единицы анализа». Например, техническая грамотность, аккуратность в работе, выполнение оригинальных (нестандартных работ), участие в рационализаторской и изобретательской деятельности и т. д.

В процессе контент-анализа аттестационных характеристик были выделены следующие комплексы качеств:

С - качества, свидетельствующие о творческом отношении к работе.

С1 - контрольный подкласс той же группы, включающий упоминания свидетельств об особо выдающихся достоинствах, например о наличии изобретений.

О - ответственность, организованность.

И - исполнительские качества.

Р - данные, необходимые для успешного руководства другими сотрудниками.

Э - оценки общей эффективности и продуктивности работника, в частности соблюдение сроков и объем выполненных заданий, качество работы.

По количеству упоминаний в характеристике соответствующих качеств были вычислены аттестационные оценки сотрудников по каждому из выделенных классов и были рассчитаны коэффициенты корреляции между разными классами аттестационных оценок по всей совокупности инженеров и руководителей групп. Эти корреляции приводятся в табл. 5.2.

Какие выводы можно сделать из этой таблицы относительно связи различных групп качеств?

С какими качествами теснее всего связаны творческие способности (С и С1)? Организованность (О)? Исполнительность (И)? Способности к руководству (Р)? Как Вы объясните эти результаты?

Какие качества сильнее всего влияют на эффективность работников? Какие слабее всего?

Обратите внимание на суммарные корреляции в последней графе. Какие качества сильнее всего связаны с остальными? Какие слабее всего?

Таблица 5.2

Корреляции между классами аттестационных оценок (N=602)

Классы С С1 О И Р Э Сумма в строке
С (творческое отношение к работе)   0,61 0,27 0,12 0,24 0,24 1,48
С1 (наличие изобретений, научных трудов и т. п.) 0,61   0,22 0,07 0,16 0,44 1,50
О (организованность) 0,27 0,22   0,02 0,38 0,16 1,05
И (исполнительность) 0,12 0,07* 0,02*   -0,05* -0,05* 0,31
Р (руководство другими) 0,24 0,16 0,16 -0,05*   0,15 0,98
Э (общая эффективность) 0,24 0,44 0,16 -0,05* 0,15   1,04

* Коэффициенты незначимы.

Источник: Социально-психологический портрет инженера. М.,1977.

3. По аттестационным характеристикам было вычислено среднее число упоминаний качеств каждого класса для каждой из должностей: инженера, руководителя группы, главного инженера проекта. В табл. 5.3 приведены эти данные.

Таблица 5.3

Среднее число аттестационных оценок по классам качеств
в зависимости от должности

  Классы Инженер Рук. группы Гл. инж. Проекта
С (творческое отношение к работе) 4,0 5,0 5,5  
С1 (изобретения, научные труды и т. п.) 0,7 1,2 1,9  
О (организованность) 0,6 1,0 1,1  
И (исполнительность) 1,7 1,3 1,0  
Р (руководство другими) 0,6 2,0 2,0  
Э (общая эффективность и продуктивность) 1,5 2,1 1,5  
                 

Какие выводы можно сделать из этой таблицы о требованиях, предъявляемых организацией к людям, занимающим каждую из этих должностей?

4. Исследуя данные по тематической наполненности английских изданий 1964 г., приведенные в табл. 5.4, можно сделать выводы об их информационной политике.

К какой группе читателей обращены газеты? Какие выводы можно сделать, исходя из тематики газет?

Таблица 5.4

Содержание английских общенациональных ежедневных газет
(в % к общему объему)

Тематика Газеты
Daily Sketch Daily Mirror Daily Express Daily Worker The Times
Реклама
Международная информация
Спорт
Экономика
Происшествия
Политика
Персоналии
Критика (кино, литературы) - -
Карикатуры -
Очерки (Features, human interest)
Редакционные статьи - -
Иллюстрации, фото

Источник: Федотова Л.Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М., 2001. С.144.

5. Исследование, проведенное в рамках проекта «Общественное мнение», дает возможность сравнить различные каналы информации. Прокомментируйте табл. 5.5.

6. Что изменилось и что осталось по-прежнему в современных учебниках отечественной истории по сравнению с учебниками 1988 г. [10]?

Таблица 5.5

Распределение информации по степени оперативности в анализируемых СМК (в % к общему числу материалов)

Время сообщения СМК
Областная партийная газета Областное радио Областное телевидение
Сообщение о событии дается в день свершения
Сообщение о событии дается на другой день
Сообщение о событии дается через два-семь дней и более
Сообщение касается события, дата которого не указывается

Источник: Федотова Л.Н. Анализ содержания - социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М., 2001. С.146.

7.Чем обоснованы выводы исследователя в публикации [7]? Как можно использовать данную методику для измерения соотношения сил участников политических процессов? Как можно прогнозировать исход политической борьбы в современных условиях?

8. Проведите обработку результатов анализа местной печати, определите, к каким слоям населения Вы обратитесь за поддержкой, какие проблемы найдут отражение в Вашей предвыборной программе.

9. Проанализируйте программы различных кандидатов на последних выборах главы городской администрации. К каким слоям населения обращается каждый кандидат, какая в связи с этим ему может быть оказана поддержка, учитывая численность соответствующих социальных групп и степень их активности при голосовании?

Сопоставьте Вашу предвыборную программу и программы кандидатов, реально участвовавших в выборах. Какой кандидат, с Вашей точки зрения, наиболее грамотно построил свою программу?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.