Тема 4. Обработка и интерпретация данных (2 часа)
Цель – усвоение принципов анализа данных, полученных в ходе сбора информации. План 1.Анализ и оценка эффективности применения метода. 2. Степень соответствия полученных данных целям исследования. 3. Подготовка отчета. Вопросы и задания. 1. Сравнивая объем внимания Ростовского телевидения к проблемам экономической реформы в течение 3 лет, была получена картина, представленная в табл. 5.1. Таблица 5.1 Объем внимания телевидения к проблемам экономической реформы по периодам
Источник: Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн.2. Организационно-методические проблемы опроса. Анализ документов. Наблюдение. Эксперимент / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. М., 1990. Какие тенденции можно отметить, анализируя эту таблицу? 2. В Ленинграде в 70-х гг. было проведено исследование аттестационных характеристик инженеров. В двух проектных институтах были взяты 109 характеристик, из текстов которых последовательно выделяли развернутые или краткие суждения,содержащие оценку различных качеств работника, а также высказывания о предъявляемых к нему требованиях. Близкие по смыслу формулировки и понятия объединяли в гнезда под общей рубрикой, которые в дальнейшем образовали «смысловые единицы анализа». Например, техническая грамотность, аккуратность в работе, выполнение оригинальных (нестандартных работ), участие в рационализаторской и изобретательской деятельности и т. д. В процессе контент-анализа аттестационных характеристик были выделены следующие комплексы качеств: С - качества, свидетельствующие о творческом отношении к работе. С1 - контрольный подкласс той же группы, включающий упоминания свидетельств об особо выдающихся достоинствах, например о наличии изобретений. О - ответственность, организованность. И - исполнительские качества. Р - данные, необходимые для успешного руководства другими сотрудниками. Э - оценки общей эффективности и продуктивности работника, в частности соблюдение сроков и объем выполненных заданий, качество работы. По количеству упоминаний в характеристике соответствующих качеств были вычислены аттестационные оценки сотрудников по каждому из выделенных классов и были рассчитаны коэффициенты корреляции между разными классами аттестационных оценок по всей совокупности инженеров и руководителей групп. Эти корреляции приводятся в табл. 5.2. Какие выводы можно сделать из этой таблицы относительно связи различных групп качеств? С какими качествами теснее всего связаны творческие способности (С и С1)? Организованность (О)? Исполнительность (И)? Способности к руководству (Р)? Как Вы объясните эти результаты? Какие качества сильнее всего влияют на эффективность работников? Какие слабее всего? Обратите внимание на суммарные корреляции в последней графе. Какие качества сильнее всего связаны с остальными? Какие слабее всего? Таблица 5.2 Корреляции между классами аттестационных оценок (N=602)
* Коэффициенты незначимы. Источник: Социально-психологический портрет инженера. М.,1977. 3. По аттестационным характеристикам было вычислено среднее число упоминаний качеств каждого класса для каждой из должностей: инженера, руководителя группы, главного инженера проекта. В табл. 5.3 приведены эти данные. Таблица 5.3 Среднее число аттестационных оценок по классам качеств
Какие выводы можно сделать из этой таблицы о требованиях, предъявляемых организацией к людям, занимающим каждую из этих должностей? 4. Исследуя данные по тематической наполненности английских изданий 1964 г., приведенные в табл. 5.4, можно сделать выводы об их информационной политике. К какой группе читателей обращены газеты? Какие выводы можно сделать, исходя из тематики газет? Таблица 5.4 Содержание английских общенациональных ежедневных газет
Источник: Федотова Л.Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М., 2001. С.144. 5. Исследование, проведенное в рамках проекта «Общественное мнение», дает возможность сравнить различные каналы информации. Прокомментируйте табл. 5.5. 6. Что изменилось и что осталось по-прежнему в современных учебниках отечественной истории по сравнению с учебниками 1988 г. [10]? Таблица 5.5 Распределение информации по степени оперативности в анализируемых СМК (в % к общему числу материалов)
Источник: Федотова Л.Н. Анализ содержания - социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М., 2001. С.146. 7.Чем обоснованы выводы исследователя в публикации [7]? Как можно использовать данную методику для измерения соотношения сил участников политических процессов? Как можно прогнозировать исход политической борьбы в современных условиях? 8. Проведите обработку результатов анализа местной печати, определите, к каким слоям населения Вы обратитесь за поддержкой, какие проблемы найдут отражение в Вашей предвыборной программе. 9. Проанализируйте программы различных кандидатов на последних выборах главы городской администрации. К каким слоям населения обращается каждый кандидат, какая в связи с этим ему может быть оказана поддержка, учитывая численность соответствующих социальных групп и степень их активности при голосовании? Сопоставьте Вашу предвыборную программу и программы кандидатов, реально участвовавших в выборах. Какой кандидат, с Вашей точки зрения, наиболее грамотно построил свою программу? ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|