Здавалка
Главная | Обратная связь

Этическая кодификации как тенденция в развитии профессиональных этик на современном этапе



Тема 9. Профессионально-этический кодекс педагога

 

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Этическая кодификации как тенденция развития профессиональных этик.

2. Понятие профессионально-этического кодекса педагогов, его назначение и источники формирования.

3. Структура и функции профессионального этического кодекса педагогов.

4. Проблема интеграции профессиональной и корпоративной этик в модели этического кодекса.

5. Этические комитеты как формы корпоративной ответственности и контроля деятельности профессионалов.

 

Литература

1. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Университетская этика: заповедная? корпоративная? профессиональная? // Философские науки. – 2009. - № 8. – С. 29-44.

2. Кодекс профессиональной этики преподавателя-экзаменатора // электронный ресурс:

3. Кодекс профессиональной этики сообщества философского факультета МГУ // электронный ресурс: http://censura.ru/articles/ffmsucode.htm

4. Прокофьев А.В. Этический кодекс академического сообщества – параллельный опыт разработки // электронный ресурс:

http: penh.tsogu.ru/nii/folder.2006-12-18.7122125891/ATDocument.2008-12-30.141…

5. Этический кодекс педагогов // электронный ресурс: http://osvita-ua.net/teacher/personality/3281/print/

6. Этический кодекс центра образования // электронный ресурс: http://centrobr.stavedu.ru/norma/kodeks.htm

 


Этическая кодификации как тенденция в развитии профессиональных этик на современном этапе

 

Этическое регулирование в организациях может осуществляться на спонтанной основе, опираясь на общие стандарты честного, человечного и достойного поведения, а также на стихийно сложившиеся представления о нравственных критериях, относящихся к той или иной профессии. Однако, как показывает практика (прежде всего, практика бизнес-корпораций и учреждений государственной службы), централизованные усилия со стороны коллектива и руководства способны сделать этическое регулирование более действенным или поддержать в случае ослабления.

Существует два основных направления таких усилий:

1) кодификация принципов и норм (разработка этических документов);

2) создание инфраструктуры, стоящей «на страже» норм и принципов этического поведения сотрудников.

Необходимость кодексов в деятельности педагогических учреждений определяется предельной ответственностью, которую несут педагоги, поскольку от их действий в значительной степени зависит жизненный сценарий другого человека. Это обусловливает необходимость дополнительной (помимо правовой и административной) регламентации поведения педагога. Наличие этического кодекса повышает вероятность совпадаемости фактического поведения педагога с ожидаемым. В кодексе первейшее значение придается утверждению ответственности как гаранта доверия, а, следовательно, надежности педагога-профессионала.

Особенность кодификации педагогической этики состоит в том, что такая организация, как школа (университет), включает в себя не только работников, но и учащихся разных ступеней обучения. Последние являются получателями услуг организации и в то же время входят в состав педагогического сообщества. В отличие от других клиентов (пациентов больницы, покупателей магазина и т.д.), которые выступают исключительно как одна из внешних заинтересованных сторон, учащиеся сами попадают под действие внутреннего этического регулирования той организации, услугами которой они пользуются. Учет этой специфики требует создания гибких этических кодексов, позволяющих избежать как анархических, так и авторитарных тенденций, препятствующих выполнению педагогической миссии.

 

Зарубежный опыт (США, Канада, Англия) свидетельствует о существовании трех моделей этического регулирования учреждений образования. Две из них соответствуют двум основным подходам к обеспечению профессионально-этической регуляции в целом: подходу, ориентированному на «согласие» (compliance), и подходу, ориентированному на «честность» (integrity). Третья модель является попыткой совместить их между собой.

Первая модель предполагает глубокую интегрированность этического регулирования в комплекс механизмов управления учреждением образования и поддержания дисциплины. Она предполагает: 1) чрезвычайно развернутую кодификацию, фиксирующую обязанности преподавателей и учащихся на основе описания должных и недолжных действий, 2) приоритетное внимание к санкциям и их широкую дифференциацию, 3) расширенные полномочия этических органов (по сути, передачу им части административно-дисциплинарных функций), 4) столь же подробную регламентацию процедур принятия решений внутри этической инфраструктуры. Нормативная документация включает при этом десятки и даже сотни страниц, снабжена специальными приложениями по конкретным вопросам регулирования и развернутыми кейсами из прошлого опыта работы комиссий и уполномоченных.

Вторая модель опирается преимущественно на декларации принципов и ценностей. Обязанности преподавателей и учащихся сформулированы в виде целей индивидуальных действий или даже желаемых индивидуальных свойств, которые должны проявляться в тех или иных практических контекстах. Назначение и применение санкций оставлено в сфере полномочий администрации. Нормативная документация чрезвычайно лаконична. В деятельности этических комиссий и уполномоченных по этике присутствует акцент на консультационной и образовательной работе.

Третья модель носит смешанный характер. Она предполагает сочетание ценностных деклараций и набора конкретизированных норм. Однако, регламентация, осуществляемая на основе последних, не является очень подробной. Значительное пространство предоставляется индивидуальной способности членов сообщества выносить оценки и принимать решения. Предполагаемая этой моделью система регулирования не сосредоточена на контроле и санкциях, однако, допускает возможность их использования в случае вынесения соответствующих решений этическими комиссиями или уполномоченными. Представляется, что наиболее оптимальной выступает именно третья модель.

Важной чертой зарубежных этических документов является их постоянное развитие. Они призваны разрешать те конкретные проблемы, которые стоят перед педучреждениями «здесь и сейчас». С этим связана постоянная смена редакций кодексов и правил поведения, а также введение в них специальных разделов, посвященных болевым точкам ученической и преподавательской жизни или тем проблемам, которые наиболее остро воспринимаются общественным мнением (например, разделы, касающиеся сексуальных домогательств, огнестрельного оружия, школьной «дедовщины», связанной с функционированием школьных клубов и т.д.).

 

Существует несколько бросающихся в глаза недостатков отечественных этических документов, регламентирующих педагогическую работу.

Во-первых, это чрезмерная краткость, иногда сопровождающаяся стремлением выразить нормативное содержание в псевдо-художественной, пафосной и афористической форме.

Во-вторых, это менеджериальный уклон, ведущий к потере из виду специфики преподавательской профессии.

В-третьих, это очевидно морализаторский, этикетный уклон, выражающийся в избыточном внимании к регулированию таких вопросов как дресс-код и т.д.

Задача тех, кто сегодня участвует в кодификации педагогической этики – обойти данные недостатки.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.