Здавалка
Главная | Обратная связь

Архитектура, градостроительство.



Древняя Месопотамия была страной городов, т.е. больших территориальных конгломератов, окруженных, как правило, крепостной стеной и распланированных на жилые или общественные кварталы системой городских улиц. Довольно примитивные на первых порах городские постройки к сер. 1 тыс. до н.э. превратились в благоустроенные центры жизнедеятельности десятков и сотен тысяч людей разных национальностей и разного соц. положения. Одним из самых благоустроенных городов можно по праву считать Вавилон. По последнему слову тогдашней строительной техники здесь были построены: комплекс роскошных царских дворцов со знаменитыми «висячими садами»; величественный храмовый квартал Эсагила с самым высоким зданием, так называемой Вавилонской башней Библии – 91-метровым сооружением Этеменанки; величественное сооружение в честь главного божества Вавилонии – бога-творца Мардука. Город был обнесен двойной кирпичной стеной с многочисленными башнями. Система специальных каналов в случае военной осады могла затопить всю округу и похоронить осаждавших врагов. Несколько обширных площадей, многочисленные складские помещения, портовые сооружения, офисы для ведения различных деловых операций обеспечили активную торговую деловых операций обеспечивали активную торговую деятельность. Городскую застроку прорезали несколько прямых улиц, удобных для движения людей и транспорта. Особенно красиво была оформлена широкая «дорога процессий» длиной свыше 5 км, мощеная плитами из белого и розового камня. Наряду с массовой и беспорядочной застройкой в Вавилоне были построены двухэтажные коттеджи, снабженные канализацией, водопроводом и др. бытовыми удобствами.

Большая часть построек, включая крепостные сооружения, возводилась, как правило, из сырцового кирпича, хотя строители знали и применяли обожженный кирпич. Рыхлость и непрочность материала компенсировалась монументальностью постройки: толщина крепостных стен, например, достигала в некоторых местах 10 м, а стены относительно скромных особняков имели двухметровую толщину. При строительстве различных зданий вавилонские зодчие использовали прямоугольные конструкции, однако знали и изредка применяли арку, арочные и купольные перекрытия, довольно часто использовали столбы (террасы, например), но колонны применяли мало.

В области строительства и архитектуры шумеры известны, главным образом, как активные храмостроители. Надо сказать, что в шумерском языке "дом" и "храм" называются одинаково, и для шумерского архитектора "построить храм" звучало так же, как "построить дом". Бог-хозяин города нуждался в жилище, соответствовавшем представлению людей о его неиссякающем могуществе, большой семье, воинской и трудовой доблести и богатстве. Поэтому строился большой храм на высокой платформе (в какой-то мере это могло защищать от разрушений, причиняемых наводнениями), к которой с двух сторон вели лестницы или пандусы. В ранней архитектуре святилище храма было сдвинуто к краю платформы и имело открытый внутренний дворик. В глубине святилища находилась статуя божества, которому посвящался храм. Из текстов известно, что сакральным центром храма был престол бога (бара), который нужно было ремонтировать и всячески оберегать от разрушения. К сожалению, сами престолы не сохранились.

До начала III тыс. до н.э. доступ во все части храма был свободным, но позднее в святилище и во дворик перестали впускать непосвященных. Вполне возможно, что храмы расписывались изнутри, но во влажном климате Двуречья росписи не могли долго сохраняться. Кроме того, в Месопотамии основными строительными материалами были глина и формованный из нее сырцовый кирпич (с примесью тростника и соломы), а век сырцовой постройки недолог - поэтому от самых древних шумерских храмов до наших дней дошли лишь развалины, по которым мы пытаемся реконструировать устройство и убранство храма.

К концу III тыс. до н.э. в Двуречье засвидетельствован еще один тип храма - зиккурат, храм на нескольких платформах. Причина его возникновения доподлинно неизвестна, но можно предположить, что здесь сыграла свою роль привязанность шумеров к священному месту, следствием которой было постоянное обновление недолговечных сырцовых храмов. Обновленный храм должен был возводиться на месте старого с сохранением прежнего престола, так что новая платформа возвышалась над старой, и в течение жизни храма такое обновление повторялось множество раз, в результате чего число храмовых платформ увеличивалось до семи. Есть, однако, как будто еще одна причина для строительства высоких многоплатформных храмов - это астральная ориентация шумерского интеллекта, любовь шумера к верхнему миру как носителю свойств высшего и неизменного порядка. Количество платформ (не более семи) могло символизировать число известных шумерам небес - от первого неба Инанны до седьмого неба Ану. Лучшим примером зиккурата является храм царя III династии Ура Ур-Намму, прекрасно сохранившийся до наших дней. Огромный холм его до сих пор возвышается на 20 м. Верхние, сравнительно невысокие ярусы опираются на громадную усеченную пирамиду высотой около 15 м. Плоские ниши расчленяли наклонные поверхности и смягчали впечатление массивности здания. Процессии, двигались по широким и длинным сходящимся лестницам.

Сплошные сырцовые террасы имели разные цвета: низ - черный (обмазка битумом), средний ярус - красный (облицовка обожженным кирпичом) и верхний - выбеленный. В более позднее время, когда стали строить семиэтажные зиккураты, вводились желтые и голубые ("лазуритовые") цвета.

Из шумерских текстов, посвященных строительству и освящению храмов, мы узнаем о существовании внутри храма покоев бога, богини, их детей и их слуг, о "бассейне Абзу", в котором хранится освященная вода, о дворике для принесения жертв, о строго продуманном декоре ворот храма, которые сторожат изображения львиноголового орла, змей и страшных драконообразных чудовищ. Увы, за редким исключением, ничего из этого нельзя посмотреть.

Жилье для людей строилось не столь тщательно и продуманно. Застройка производилась стихийно, между домами были не мощеные камнем кривые и узкие переулки и тупики. Дома в основном были прямоугольными по плану, без окон, освещались сквозь дверные проемы. Обязателен был внутренний дворик. Снаружи дом окружался глинобитной стеной. Во многих зданиях была канализация. Поселение обычно обносилось снаружи крепостной стеной, достигавшей значительной толщины. Первым по преданию поселением, обнесенном стеной (т.е. собственно "городом"), был древний Урук, получивший в аккадском эпосе постоянный эпитет "Урук огражденный".

Скульптура.

Особенностью месопотамской пластики было преобладание малых форм и популярность рельефных изображений. Небольшие фигурки из белого камня, изображавшие людей и дом. Животных, обычно помещались в культовых нишах храма. Фигурки животных удивительно точны, людей же, напротив, абстрактны.

Шумерская скульптура начинается для нас со статуэток из Джемдет-Насра - изображений странных существ с фаллообразными головами и большими глазами, чем-то похожих на земноводных. Назначение этих статуэток до сих пор неизвестно, и самая распространенная из гипотез - их связь с культом плодородия и воспроизводства. Кроме того, можно вспомнить маленькие скульптурные фигурки животных этого же времени, очень выразительные и точно воспроизводящие натуру. Гораздо характернее для раннего шумерского искусства глубокий рельеф, почти горельеф. Из произведений этого рода самым ранним является, пожалуй, голова Инанны Урукской.

Голова эта размером была немного меньше человеческой, плоско срезана сзади и имела отверстия для крепления на стену. Вполне возможно, что фигура богини была изображена на плоскости внутри храма, а голова выступала в направлении молящегося, создавая эффект устрашения, вызванный выходом богини из своего изображения в мир людей. Рассматривая голову Инанны, мы видим крупный нос, тонкий длинный рот, маленький подбородок и большие глазницы, в которых некогда помещались инкрустированные огромные глаза - символ всевидения, проницательности и мудрости. Мягкой, едва уловимой моделировкой подчеркнуты носогубные линии, придающие всему облику богини выражение надменное и несколько мрачное.

Свой подлинный расцвет скульптура переживает только после Аккадской династии. От времени правления другого лагашского правителя Гудеа (ум. ок. 2123 г.), правившего через три столетия после Эанатума, дошло множество монументальных статуй этого правителя, выполненных из диорита. Статуи эти иногда достигают размеров человеческого роста. На них изображен человек в круглой шапочке, сидящий со сложенными в молитвенной позе руками. На коленях он держит план какого-то сооружения, а внизу и по бокам статуи идет клинописный текст. Из надписей на статуях мы узнаем, что Гудеа обновляет главный городской храм по заданию лагашского бога Нингирсу, и что статуи эти ставятся в храмах Шумера в месте поминовения усопших предков - за свои деяния Гудеа достоин вечного загробного кормления и поминовения.

Можно выделить два типа статуй правителя: одни статуи более приземистые, с несколько укороченными пропорциями, другие - более стройные и изящные. Некоторые искусствоведы полагают, что различие типов связано с различием ремесленных технологий у шумеров и аккадцев. По их мнению, аккадцы более умело обрабатывают камень, более точно воспроизводят пропорции тела - шумеры же стремятся к стилизации и условности из-за неумения хорошо работать по привозному камню и точно передавать натуру.

Признавая разницу между типами статуй, вряд ли можно согласиться с приведенными выше доводами. Шумерское изображение стилизовано и условно по самой своей функции - статуя ставится в храме для того, чтобы молиться за поставившего ее человека, для того же предназначена и стела. Нет фигуры как таковой - есть действие фигуры: молитвенное преклонение. Нет лица как такового - есть выражение: большие уши - символ неустанного внимания к советам старших, большие глаза - символ пристального созерцания невидимых тайн. Магических требований сходства скульптурных изображений с оригиналом не было - передача внутреннего содержания была важнее передачи формы, и форма разрабатывалась лишь в той мере, в какой отвечала этой внутренней задаче ("думай о смысле, а слова придут сами"). Аккадское же искусство с самого начала посвящено разработке формы и в соответствии с формальными требованиями способно исполнить на камне и глине любой заемный сюжет. Именно этим и можно объяснить разницу между "шумерским" и "аккадским" типами статуй Гудеа.

Рельеф.

Шумерский рельеф середины III тыс. до н.э. представлял собой небольшого размера доску - палетку или плакетку из мягкого камня, сооруженную в честь какого-либо торжественного события: победы над врагом, закладки храма. Иногда такой рельеф сопровождался надписью. Для него, как и в ранний шумерский период, характерно горизонтальное членение плоскости, порегистровый рассказ-повествование, выделение центральных фигур правителей или должностных лиц, причем размер их зависит от степени общественного значения персонажа.

Типичным примером такого рельефа является стела царя города Лагаша Эанатума (XXV в. до н.э.), сооруженная в честь победы над враждебной Уммой. Одну сторону стелы занимает крупное изображение бога Нингирсу, который держит в руках сеть с барахтающимися в ней маленькими фигурками пленных врагов. На другой стороне - четырехрегистровый рассказ о походе Эанатума. Сцена начинается с печального события - оплакивания погибших. Два последующих регистра изображают царя в главе легковооруженного, а затем - тяжеловооруженного войска (возможно, это связано с порядком действия войсковых родов в битве). Верхняя сцена (хуже всего сохранившаяся) - коршуны над опустелым полем битвы, растаскивающие трупы врагов. Все фигуры рельефа подчинены плоскости и, возможно, выполнены по единому трафарету: одинаковые треугольники лиц, горизонтальные ряды копий, сжимаемых в кулаках. По наблюдению В.К.Афанасьевой, кулаков гораздо больше, чем лиц - этим приемом достигается впечатление многочисленности войска.

К шедеврам ранних рельефов принадлежит стела с изображением похода Нарам-Суэна. Во главе цепочки воинов царь Аккада карабкается по черным кручам, его фигура дана в большем размере, чем др. воинов, над его головой сияют Солнце и Луна, его покровители. Художественно точно передана благочестивая поза царя Хаммурапи в рельефе, выбитом на вершине базальтового столба с его законами.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.