Здавалка
Главная | Обратная связь

Дополнение. Роспись, керамика.



Самое раннее шумерское искусство начинается с росписи керамических изделий. Уже на примере керамики из Урука и Суз (Элам), дошедшей от конца 4 тыс. до н.э; можно увидеть основные черты переднеазиатского искусства, для которого характерен геометризм, строго выдержанная орнаментальность, ритмическая организация произведения и тонкое чувство формы. Иногда на сосудах изображаются ритмичные орнаменты, в некоторых же случаях мы видим стилизованные изображения козлов, собак, птиц, даже алтаря в святилище. Вся керамика этого времени расписана красным, черным, коричневым и фиолетовым узором по светлому фону. Синего цвета еще нет (он появится только в Финикии II тыс. до н.э; когда научатся получать краску индиго из морских водорослей), известен лишь цвет камня лазурита. Зеленый в чистом виде тоже не был получен - шумерский язык знает "желто-зеленый" (салатный), цвет молодой весенней травы.

Что означают изображения ранней керамики ? Прежде всего, желание человека овладеть образом внешнего мира, подчинить его себе и приноровить к своей земной цели. Человек хочет вместить в себя, как бы "въесть" посредством памяти и навыка то, чем он не является и что не является им. Отображая, древний художник не допускает и мысли о механическом отражении объекта - напротив, он сразу включает его в мир собственных эмоций и раздумий по поводу жизни. Это не просто овладение и учет - это практически сразу системный учет, помещение внутрь "нашего" представления о мире. Объект - будь то козел, птица или собака - будет симметрично и ритмично размещен на сосуде, ему будет указано место в порядке расположения вещей и линий. При этом собственная личность объекта, за исключением фактуры и пластики, никогда не принимается во внимание.

Переход от орнаментальной росписи сосудов к керамическому рельефу совершается в начале III тыс. до н.э. в произведении, известном под названием "Алебастровый сосуд Инанны из Урука".Здесь мы видим первую попытку перейти от ритмичного и бессистемного расположения предметов к некоему прообразу рассказа. Сосуд разделен поперечными полосами на три регистра, и "рассказ", изображенный на нем, нужно читать по регистрам снизу вверх. В самом нижнем регистре - как бы обозначение места действия: река, изображенная условными волнистыми линиями, и чередующихся колосьев, листьев и пальм. Следующий ряд - шествие домашних животных (длинношерстных баранов и овец) и затем ряд обнаженных мужских фигур с сосудами, чашами, блюдами, наполненными фруктами. Верхний регистр изображает заключительную фазу шествия - дары сложены перед алтарем, рядом с ними символы богини Инанны, жрица в роли Инанны, в длинном одеянии встречающая процессию, и фигура направляющегося к ней жреца в одежде с длинным шлейфом, который поддерживает следующий за ним человек в короткой юбочке.

Следующим по значению и развитию видом шумерского искусства была глиптика, т.е. резьба на печатях цилиндрической формы. Форма цилиндра, просверленного насквозь, изобретена в Южном Двуречье. К началу III тыс. до н.э. она становится распространенной, и резчики, совершенствуя свое искусство, размещают на малой плоскости печати довольно сложные композиции. Уже на первых шумерских печатях мы видим, помимо традиционных геометрических орнаментов, попытку рассказа об окружающей жизни, будь то избиение группы связанных обнаженных людей (возможно, пленных), или постройка храма, или изображение пастуха перед священным стадом богини. Кроме сцен повседневной жизни, встречаются изображения луны, звезд, солярные розетки и даже двухуровневые печати, в верхнем уровне которых помещены символы астральных божеств, а в нижнем - фигурки животных.

Позднее возникают сюжеты, имеющие отношение к ритуалу и мифологии. Прежде всего, это "фриз сражающихся" - композиция, изображающая сцену битвы двух героев с неким чудовищем. Один из героев имеет человеческий облик, черты другого представляют собой смесь черт животного и дикого человека. Вполне возможно, что перед нами одна из иллюстраций к эпическим песням о подвигах Гильгамеша и его слуги Энкиду. Широко известно также изображение некоего божества, сидящего на троне в ладье. Круг интерпретаций этого сюжета довольно широк - Бог Эа творит суд над Зуот гипотезы путешествия лунного бога по небосводу до гипотезы традиционного для шумерских богов ритуального путешествия к отцу. Большой загадкой для исследователей до сих пор остается образ бородатого длинноволосого великана, держащего в руках сосуд, из которого извергаются два водных потока. Именно это изображение впоследствии трансформировалось в образ созвездия Водолея. В глиптическом сюжете мастер избегал случайных поз, поворотов и жестов, но передавал наиболее полную, общую характеристику образа. Такой наиболее полной характеристикой человеческой фигуры оказался трехчетвертной или полный поворот плеч, профильное изображение ног и лица, изображение глаз анфас. При таком видении речной ландшафт вполне логично изображался волнистыми линиями, птица - в профиль, но с двумя крыльями, животные - также в профиль, но с какими-то деталями фаса (глаз, рога). Цилиндрические печати древнего Двуречья способны о многом рассказать не только искусствоведу, но и историку общества. На многих из них, помимо изображений, есть надписи, состоящие из трех-четырех строк, в которых сообщается о принадлежности печати определенному лицу (названо имя), являющемуся "рабом" такого-то бога (следует имя бога). Цилиндрическая печать с именем владельца прикладывалась к любому правовому или административному документу, выполняя функцию личной подписи и свидетельствуя о высоком социальном статусе владельца. Люди бедные и нечиновные ограничивались приложением бахромчатого края своей одежды или оттиском своего ногтя.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.