Здавалка
Главная | Обратная связь

Бог и религиозность



Иньский взгляд на Бога ставит человека в позицию полной зависимости от Его воли, будь она понятной человеку или нет. Главная добродетель в данном случае это внимательное соблюдение воли Божьей, смирение перед ней, отсутствие бунта независимо от тяжести судьбы, которая человеку выпадает. «Раб Божий», «ничтожный червь, не смеющий поднять головы» — типичные самохарактеристики человека в иньской модальности, относящего себя к Богу. Бог предстает в таком своем величии, что человеку просто не остается никакой другой возможности, кроме как смиренно принять Божественную волю и ей подчиниться, более или менее удачно адаптировав ее к своей судьбе.

Янский взгляд на Бога нередко делает человека если не равным Богу, то, по крайней мере, сопоставимым с Ним, и дает ему возможность на Бога тем или иным способом влиять, например, с помощью молитвы. Сама по себе идея, что молитва может доходить, уже предполагает возможность влияния человека на Бога, и этот взгляд поддерживается, по-видимому, всеми религиями без исключения. Другой вопрос — насколько точно Бог выполнит мою просьбу: вполне возможно, что он ее как-то скорректирует, урежет, модифицирует, а иногда может даже сделает и назло, но, в любом случае, я могу на Него влиять. Это — типичное проявление янского архетипа.

Иньский взгляд на Бога выделяет в Нем такие качества, как любовь, милосердие, понимание, милость, заботу о мире и о человеке; янский же взгляд выделяет в Нем способность сотворить и поддерживать мир, активно вмешиваться в его дела. К янской модальности относятся такие аспекты Бога, как разрушающие, карающие, несущие справедливое возмездие, вершащие Божественный суд над земными делами и обстоятельствами. Янский Бог может быть и жесток и даже несправедлив по человеческим понятиям, но основной Его атрибут — сила или могущество — есть не что иное, как способность вмешиваться в земные дела, и даже в каком-то смысле Он представляет эту способность как архетип: когда говорится что Бог всемогущ, имеется в виду, что вся сила, которая есть в мире, — от Бога. Это типично янский взгляд. Наоборот, приписывание Богу таких атрибутов, как всеведение, мнение, что «Бог правду видит, да не скоро скажет»,— это иньское Его понимание.

Янская религиозность связана в первую очередь с исполнением воли Божьей человеком — так, как он ее понимает — и претворением ее в жизнь. При этом если воля Божья заключается в работе над собой или над своей жизнью, то человек обычно разделяет свою психику на две части: на свое высшее начало, то есть область, которая находится под непосредственным действием религиозного чувства, с одной стороны, и остальную психику, с другой; при этом он считает, что его высшее начало управляет жизнью всей остальной его психики, и реализует на ней свои программы. Таков янский подход к религиозности. Иньский подход, наоборот, заключается в том, что человек видит свою религиозность в максимальном восприятии воли Божьей и именно в этом восприятии и адаптации к ней видит свою главную религиозную задачу. Воля Божья может звучать внутри него, а может проявляться и в каких-то внешних обстоятельствах, и он должен к ним приспособиться, пусть даже ценой притеснения остальной, так сказать, профанной части своей психики и своей жизни, которые могут иметь свои цели и могут даже бунтовать против Божественной воли, но их следует смирять или, в крайнем случае, подавлять, и организовать свою внутреннюю и внешнюю жизнь в соответствии с религиозными требованиями.

Религиозность человека может очень сильно меняться в зависимости от того, в какой модальности он в данный момент находится. Есть, например, люди чрезвычайно религиозные под архетипом инь и совершенно теряющие эту религиозность, как только у них включается ян. Бывает и обратная ситуация, например, человек может полностью признавать, уважать и бояться Бога устрашающего, активно вмешивающегося в судьбу, и в то же время совершенно не понимать и не принимать Бога милосердного, Бога любви, сострадания, прощения и милости. «Ну, — скажет он, — я с такими проявлениями Бога просто никогда в жизни не сталкивался, ни внутри, ни снаружи. Мне всегда приходится платить по своим счетам, что-то я не замечаю много милости и доброты в окружающем мире. Если Бог действительно хочет от меня чего-то добиться, то Он всегда говорит мне об это прямо — разит в лоб, а иначе я, видимо, не понимаю».

Вопросы к читателю. Какие качества Бога с вашей точки зрения свойственны Ему в первую очередь? А без каких Он мог бы и обойтись? Какие Божественные функции существенны для мира, а с какими может справиться и человек сам? В каких ситуациях ваши религиозные чувства проявляются наиболее сильно? В чем с вашей точки зрения состоят главные недостатки вашей религиозности? Оцените ваши ответы с точки зрения модальностей инь и ян.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.