Здавалка
Главная | Обратная связь

Перевоплощения, карма и бессмертие души



Кто кого вяжет в узлы: карма меня или я ее? В зависимости от того, как человек отвечает на этот вопрос, можно судить о том, в какой модальности он понимает карму — иньской или янской.

Иньский взгляд делает человека марионеткой кармы, во многом беспомощной жертвой последствий своих поступков. Если карма прошлых воплощений была наработана хорошая, то он опять-таки не имеет никакого выбора и сталкивается с положительными последствиями в виде различного рода привилегий, талантов, способностей, удачи и тому подобное.

Янский взгляд предполагает, во-первых, что человек может активно участвовать в переработке кармических последствий своих прошлых воплощений, то есть его задача заключается не столько в том, чтобы пассивно терпеть и приспосабливаться к кармическим результатам своих прегрешений, сколько в том, чтобы на их материале что-то делать и облагодетельствовать при этом человечество или хотя бы узкий круг близких и знакомых. Кроме того, янский взгляд на карму предполагает возможность работы на будущие воплощения, когда душа берет на себя нагрузку, не соответствующую своим наработкам в прошлых воплощениях, то есть человек живет более тяжелой жизнью, чем он мог бы, но он это делает с целью создания фундамента для работы в следующих жизнях.

Пристально изучая обстоятельства прошлых жизней, насколько это ему доступно, посвящая этому вопросу иногда много сил и энергии, человек в иньской позиции не склонен ничего делать с полученной информацией, что вызывает естественное недоумение его знакомых с янской позицией. Они говорят: «Ну, скажи, ну зачем тебе это, ну был ты в прошлом воплощении Тутанхамоном или его слугой, и как это повлияет на твое поведение в этой твоей жизни?» Адекватного ответа на заданный вопрос в иньской модальности обычно не следует, однако это не значит, что его нет. Для человека, находящегося под влиянием иньского архетипа, знание (хотя бы, в общем) обстоятельств его прошлой жизни нужно не для того, чтобы конкретно использовать в его нынешней жизни. Эти знания и даже туманные ощущения играют совершенно иную роль: они оформляют общий фон его жизни, дают ему ощущения непрерывности, связности существования и его глобальной осмысленности; и этот фон распространяется на всю его жизнь и на все ее обстоятельства. Ему может быть важно знать, что неприятности, которые он в данный момент переживает, логически не вытекают из его неправильного поведения в этой жизни, и это знание совершенно по-новому окрашивает ему достаточно неприятный сюжет, делая его более переносимым и терпимым. Почему так получается, он сказать не может, но сам факт влияния этого знания на его текущее настроение вполне очевиден.

Янский подход означает совершенно иное отношение к обстоятельствам прошлой жизни, и человек использует их, например, в качестве аргументов в проведении своих жизненных программ, аргументов как для самого себя, так и для окружающих людей: «Два воплощения назад я был инквизитором в Испании, поэтому психология женщин, а особенно ведьм, известна мне доподлинно и ничего нового вы мне про нее рассказать не можете. В прошлом воплощении я умер, утонув в бурной реке, поэтому я совершенно не переношу купаний, не умею плавать и боюсь любых мостов и ничего с этим не сделаешь. Так что не надо заставлять меня учиться плавать и отучать меня от моих фобий, или лечить мои фобии». Для человека с иньской акцентуацией учение о перевоплощении и бессмертии души является сильным соблазном, он всегда может сказать: «А куда торопиться, успеется и в следующем воплощении». Для человека с янской акцентуацией концепция бессмертия души вступает в противоречие с христианской идеей о вечных муках: идея бесконечного страдания как результата конечных ошибок, если стоять под янскими позициями, представляется несправедливой. Но сама идея оценки Божьего промысла, который по мысли человека может быть справедливым или не справедливым, отчетливо носит янский характер, в то время как для иньской психологии она просто невозможна. Иньскую позицию хорошо иллюстрирует средневековый тезис о том, что добро, любовь и справедливость есть воля Божья, то есть то, что повелевает и делает Бог, по определению есть исполнение принципов добра любви и справедливости, и не дело человека выносить об этом самостоятельные суждения.

Иньское понимание кармической задачи — это идея приспособления, адаптации к окружающей среде, выращивание в себе плода, забота о себе и своем окружении, восприятие программ из внешней реальности и их самостоятельная реализация за счет внутренних резервов, постижение законов природы и жизни в соответствии с этими законами.

Кармическая задача в янской модальности обычно понимается как осуществление планов, как оплодотворение внешнего объекта, внесение себя и своих идей во внешнюю реальность с целью ее трансформации, улучшения, эволюционного развития, правильный внешний выбор для реализации своего потенциала и отдача своих сил на внешние программы.

Вопросы к читателю. Чувствуете ли вы иногда, что живете чужую жизнь, что сюжеты, навязанные вам жизнью, не вполне ваши? Ощущаете ли вы в связи с этим протест? Считаете ли вы возможным прямо вмешиваться в жизнь другого человека? Или вы считаете такое вмешательство морально сомнительным вне зависимости от его мотивов? Верите ли вы в то, что закон возмездия реализуется через определенных людей? Ощущаете ли вы свободу воли в нестерпимых для себя обстоятельствах?

Основные ценности

Ценности, основной акцент которых является иньским или, наоборот, янским качественно отличаются друг от друга. У каждого человека есть, разумеется, ценности обоих видов, но, как правило, они не равнозначны и даже первый взгляд на то, как окрашены основные ценности — иньским архетипом или янским, — даст вам глубокое проникновение в ваш основной жизненный сюжет. Иньские ценности в первую очередь относятся к образу жизни, в то время как янские — к деятельности человека, к способам и целям его воздействия на мир. Например, богатство само по себе — ценность иньская, так как представляет собой состояние человека; честолюбие или стремление к богатству — ценности янского оттенка. Иньские ценности относятся к идее поддержания чего-либо, охраны, сохранения устойчивости, удержания равновесия на данном уровне, поддержания стабильности; янские ценности, наоборот, направлены на изменение положения вещей, иногда на разрушение, на вмешательство, на реализацию собственных идей.

Последнюю ценность нужно хорошо понимать людям, у которых ее нет. В действительности все люди довольно четко и бескомпромиссно делятся на две категории: к первой относятся люди, ведомые янским архетипом, для которых основное содержание жизни заключено в реализации идей, которые у них появляются; ко второй — люди иньского типа, для которых основное содержание жизни это проживание ее как таковой, и к идеям свершения, которые появляются у них в голове, эти люди относятся как к совершенно вспомогательным и не имеющим самостоятельной самодовлеющей ценности. Для них основной авторитет это жизнь (внешняя и внутренняя), которую они проживают, а их мышление и их воля помогают им в этой жизни или отчасти мешают, но они суть не более чем частные и не слишком значимые ее фрагменты. Для человека, ведомого иньским архетипом, важно то, как он живет, в какой квартире, куда выходят ее окна, на каком диване он спит, из каких чашек пьет утренний чай или кофе, каким воздухом дышит на вечерней прогулке, где отдыхает летом и в каких отношениях состоит с сотрудниками на работе. Никаких особенных идей, касающихся описанных выше тем, у него нет или он довольствуется общераспространенными и общепринятыми идеями, не придавая им, впрочем, особенного значения, а концентрируясь преимущественно на своих переживаниях каждого участка и каждого кусочка своей жизни и находя в них такие тонкости и оттенки, какие, вероятно, совершенно недоступны человеку с преимущественно янскими ценностями, касающимися достижения целей и реализации планов.

Вопросы к читателю. Будет ли для вас комфортной прогулка без определенной цели? Если вы идете в лес, предпочитаете ли вы созерцать окружающую природу или же вам скучно без того, чтобы собирать грибы или ягоды? Стремитесь ли вы во всяком состоянии иметь какую-либо полезную цель? Возникает ли у вас иногда чувство, что все дети до семи лет — хронические бездельники? Любовь, добро, благодать, милость — для вас состояние или занятие? Попробуйте ответить на тот же вопрос применительно к остальным вашим жизненным ценностям. Что вы больше цените в жизни — комфорт или возможность заботиться о ком-либо еще? Способны ли вы расслабленно молчать в течение получаса подряд?

Жизненные позиции

Существуют жизненные позиции, непосредственно относящиеся к архетипам инь и ян; все остальные в большей или меньшей степени окрашены этими архетипами. Чисто иньская позиция выглядит например так: «Все в моей жизни должно происходить само, я должен прикладывать усилия лишь тогда, когда внешняя ситуация ставит меня в совершенно императивное положение, но и в этом случае мои усилия должны быть точно согласованы с теми требованиями, которые предъявляет ко мне окружающий мир. В ином случае я немедленно получаю по шапке или хуже того». Типично янская позиция выглядит противоположным образом: «Под лежачий камень вода не течет; если ты хочешь остаться на плаву, надо бить лапами; только ты сам знаешь, как тебе нужно прожить жизнь; то, что ты по-настоящему хочешь, ты всегда сделаешь, если же у тебя нет желания, ты не сделаешь ничего». К янским позициям можно отнести такую: «Мир не может долго сопротивляться твоей воле»; к иньским: «Меняя точку зрения на мир, ты меняешь его или, во всяком случае, свое место в нем».

Существуют, однако, жизненные позиции или принципиальные установки, которые не имеют отчетливого иньского или янского характера, — однако в психике каждого конкретного человека они обычно достаточно четко относятся или к модальности инь или к модальности ян, и если вы не выяснили, куда именно, то вы можете понимать человека совершенно превратно. Например, жизненная позиция: «следует жить честно» в иньском понимании означает определенное отношение, например человек дает себе правило не лгать намеренно, не обманывать других ни словом ни делом и тому подобное. Что однако, будет он делать в случае нарушения своих принципов? Иньская позиция, вероятно, заставит его огорчиться по этому поводу и как-то внутренне отпереживать свое нарушение; если же эта позиция понимается янским образом, то нарушение скорее всего повлечет за собой интенсивную деятельность человека, который постарается искупить делом свою вину и лишь после этого сочтет, что все в порядке.

Другой пример — жертвенная позиция (установка). «Человек должен жертвовать собой» — это точка зрения, на которой стоят многие люди, считающие, что мало просто жить и работать — нужно, чтобы в жизни был существенный момент перенапряжения, работы выше всяких человеческих возможностей и без вознаграждения за свои усилия. Если этого нет, жизнь кажется им проходящей мимо, бессмысленной и бесполезной. Однако жертвенность такой человек может понимать совершенно по-разному. В иньском понимании жертвенность это способность терпеть непереносимые условия, которые, однако, создаются окружающими людьми и средой. Свою преданность идеалу жертвенности человек в этом случае видит в своем тяжелом приспособлении к тем условиям, в которых он оказался, и выживании в них — возможно, даже сохранении хорошего настроения и бодрости духа. Жертвенность под янским архетипом выглядит совершенно иначе — здесь человек самостоятельно и осознанно берет на себя программу, которую он заведомо не может выполнить без перенапряжения своих сил, и это перенапряжение сам волевым образом себе организует, поскольку, по его мнению, оно необходимо для достижения его целей (которые он сам себе поставил). При этом характерно, что внешние наблюдатели, как правило, больше сочувствуют жертвенности иньского типа, находя жертвенность по янскому типу как бы организованной самим человеком, и пусть он сам за свою инициативу и расплачивается; взгляд, прямо скажем, поверхностный и несправедливый.

Еще один пример — установка: «человек всегда должен учиться (развиваться, совершенствоваться)». В янской модальности это означает, что человек должен постоянно искать и находить все новые и новые темы для изучения, техники для освоения, учителей для того, чтобы у них учиться. В иньской постановке эта позиция выглядит совершенно иначе: человек старается найти себе ситуацию, которая вынудит его обучаться. Это не означает, что обучение для него станет волевым актом и сознательной целью, на которую он выделяет определенное количество усилий; совсем нет, он просто окажется в ситуации, в которой он будет вынужден по ходу дела выучиться тому или иному. Если ситуация заканчивается, он ищет себе другую ситуацию, которая будет учить его чему-то еще. Если человека, стоящего на иньской позиции, спросить: «Почему ты сам не учишь иностранный язык?» — он вас просто не поймет. Как можно самому выучить язык? Можно оказаться в языковой среде, в которой этот язык выучится сам по себе, но выучить его самостоятельно — это выше его сил.

Вопросы к читателю. В какой модальности находятся ваши основные жизненные позиции? Попробуйте оценить их внутри себя; сформулируйте их, напишите на бумаге и определите модальность этих письменных позиций. Попросите кого либо из ваших друзей, чтобы он сделал то же самое, то есть определил модальность ваших позиций, и сравните полученные результаты. Как вы считаете, ваша религиозная вера или ваш атеизм — иньские или янские жизненные позиции? Попробуйте дать иньскую и янскую интерпретации следующих жизненных позиций: «никому нельзя верить», «людям следует отвечать добром на добро», «хорошо смеется тот, кто смеется последним», «береженого Бог бережет», «не зная брода, не суйся в воду», «лучше синица в руках, чем журавль в небе».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.