Здавалка
Главная | Обратная связь

Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор.



Модель написания сочинения-рассуждения

 

1.Анализ текста начинаем с выявления темы(о чём текст?). Для этого выделяем

ключевыеслова(слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и

словосочетания).

2.Выделив ключевые слова, можно определить темутекста. Часто бывает трудно

обозначить тему. В этом нам помогут клише:

... - вот тема, к которой обращается автор текста.

 

Эта статья о...

 

Автор обращается к актуальной теме - теме...

 

Этот текст о ...

 

Советы:

 

Слово "проблема" (или "вопрос") обязательно должно прозвучать в тексте.

Причем не надо путать проблему с авторской позицией. Позиция обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже. Кроме того, очень важно различать проблему, над которой размышляет автор текста, и проблемы, которые возникают в его собственной жизни. Мы пишем о первой. (Многие путают и пишут: «У автора есть проблема»... Звучит довольно забавно). Проблем в одном тексте может быть поднято несколько.Важно заметить и прокомментировать одну из них. И комментировать в дальнейшем не весь текст, а ту проблему, которую вы заявили вначале. Какой вопрос выбрать для рассмотрения? Тот, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция. Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция автора должна звучать как ответ на этот вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции. И еще один совет. Положим, вам сложно обозначить проблему.Попробуйте идти от обратного. Прочитайте текст внимательно и подумайте, ради какой идеи (мысли, концепции) тратил усилия автор? Что он хотел вам сказать? Нашли? Попробуйте задать к этому тезису вопрос, а лучше несколько вопросов об одном общем предмете. Помните, что вопрос не должен быть риторическим (то есть не требующим ответа). Нужно несколько раз прочитать текстс карандашом в руке и подчеркнуть в тексте ключевые понятия (НА ЛИСТАХ С ЗАДАНИЯМИ ПИСАТЬ МОЖНО! НЕ ВЕРЬТЕ ЭКЗАМЕНАТОРАМ, КОТОРЫЕ УТВЕРЖДАЮТ ОБРАТНОЕ!).

 

Клише:

Над ним (этим вопросом) задумывается автор текста.

 

Автора интересует вопрос (:...) о ...

 

Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор.


Возможные проблемы:

 

•Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?); •Проблеме роли детства в жизни человека (почему детство - важнейший этап жизни человека?);

•Проблема исторической памяти (зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину7); •Проблеме отчего дома (почему нельзя забывать отчий дом7); •Проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (действительно ли детство - «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?);

•Проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?);

•Проблема развития и сохранения русского языка (обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);

•Проблеме влияния человека на природу (какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния); •Проблеме восприятия человеком природы как живой материи (должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?); •Проблеме несправедливости социального устройства общества (естественно ли деление людей на богатых и нищих, правильно ли устроено общество?); •Проблеме отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (думают ли сытые и богатые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?);

•Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилию и не озлобиться?); •Проблеме выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?)

•Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом (может ли человек быть свободным от общества, от других людей?); •Проблеме коммерциализации культуры.

Шаблоны:автором проблема может быть:

•поставлена •изложена •рассмотрена •выдвинута •затронута •поднята

•сформулирована •исследована •проанализирована


3. Комментируемпроблему. Комментарий от простого пересказа текста отличается тем, что в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. Это - самое сложное. Здесь не пройдут ни пересказ, ни сплошное цитирование. Проще всего поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:

Кому адресован текст (узким специалистам или широкой публике, молодежи или людям среднего возраста, интеллектуалам или всем, кто интересуется этой проблемой)? Здесь хорошо бы отметить, на основании чего вы сделали такой вывод. Почему эта проблема им интересна?

• Можно оценить степень актуальности поднимаемой проблемы и объяснить, в чем ее актуальность?

• Как автор текста подходит к решению этой проблемы? На каком жизненном/литературном материале строится текст? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя?

• С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) Нужно указать, в чем это проявляется (желательно основываться на выборе писателем (или публицистом) конкретных слов, деталей).

Если есть слова в необычном словоупотреблении (метафоры, эпитеты), которые остановили ваше внимание, и вы понимаете, что именно благодаря их выбору автору удалось донести до читателя свою мысль, неплохо обратить на них внимание.

Что автор подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя?

 

Просмотрите, как вы прокомментировали проблему. Важно заявить и прокомментировать одну и ту же проблему, а не разные - автор в тексте может поднимать несколько проблем, вам важно говорить только об одной!

Комментируя, можно отметить:

 

новизна Злободневность «вечность»
Можно порассуждать о причинах, побудивших автора задуматься над ней. Насколько часто проблема «повторяется».   Можно вспомнить, как до него решалась эта проблема (например, в литературе, истории) , отметить приверженность традиции или оригинальность автора.

 

2.) комментируя проблему, необходимо выявить авторское отношение к ней.

непосредственно выраженное выражено опосредованно
Поможет лексика! Глаголы в 1-м лице ед. ч., эпитеты, метафоры, образы подскажут, как относится автор (лирический герой) к тому, что происходит. Например, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами передаду т нежность лирического героя (автора) Некоторые суффиксы придают слову негативно-пренебрежительные оттенки

ВЫВОД: При комментировании можно ответить на следующие вопросы: • К какой категории относится эта проблема (нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая)? Какова степень ее актуальности? (актуальная, второстепенная, животрепещущая, острая, важная, злободневная, насущная, давно назревшая, вечная и т. п.) Что дает основание утверждать о ее злободневности?

■ Насколько освещена эта проблема в литературе (публицистике), кто из авторов касался ее?

■ Как автор подошел к своей задаче? (Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?) (Здесь возможно обращение к средствам выразительности, при условии, если они помогают определить авторскую позицию).

■ Какова точка видения писателя, если это художественный текст (автор рисует происходящее с позиции всеведения, показывает глазами рассказчика, говорит от имени героя прямо или неявно (несобственно-прямая речь)?

Какой материал выбирает автор, чтобы заявить свою позицию?

■ Если есть какие-либо критические замечания по поводу прочитанного, можно их высказать.

 

Клише:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.