Здавалка
Главная | Обратная связь

Методы исследования в психологии.



Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос. Для исследования таких тонких явлений, которыми занимается психология, методы естественных и точных наук во многих случаях не годятся. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

 

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие.

Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступное. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе

Ощущение- это простейший психический процесс, состоящий в отра­жении отдельныхсвойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздей­ствии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.

Органы чувств накапливают информацию и ежесекундно переда­ют ее в мозг. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма. Физиологической основой ощуще­ния является нервный процесс, возникающий при воздействии раздра­жителя на анализатор. Анализатор - анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражи­телей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения. Каждый анализатор состоит из трех частей:

1. Периферического отдела, или рецептора. В нем проходит преоб­разование определенного вида воздействия энергии в нервный процесс.

2. Афферентных, или центростремительных проводящих путей, по которым возбуждение передается в центральный отдел анализатора, и эффе­рентных, центробежных нервов, по которым передается ответная реакция.

3. Центрального отдела анализатора - специализированного участ­ка коры головного мозга, где происходит преобразование нервных им­пульсов, приходящих из периферических отделов. Ответная реакция пе­редается по эфферентному нерву.

В зависимости от расположения рецепторовощущения принято делить на три группы:

Экстерорецептивные- это ощущения, которые отражают свойства предметов и явлений окружающей среды и имеют рецепторы на поверх­ности тела.

Интерорецептивные(органические), — это ощущения, которые вос­принимаются с помощью рецепторов, находящихся во внутренних орга­нах и тканях тела и отражают состояние организма.

Проприорецептивные(кинестетические) -это такой вид ощущений, который воспринимается с помощью проприорецепторов, расположен­ных в мышцах и связках. Они дают информацию о движении и положе­нии нашего тела.

Экстерорецепторыподразделяются на две большие группы: контак­тные и дистантные.

Контактные рецепторыпередают раздражение при непосредственном соприкосновении с раздражителем, например, вкусовые и осязательные.

Дистантные рецепторы— воспринимают информацию на рассто­янии, например, зрительные, слуховые, обонятельные

Слуховыеощущения вызываются действием на слуховой рецептор звуковой волны с частотой колебаний от 16 до 20 000 Гц. Слуховые ощущения различаются по высоте, силе и тембру. Высотазвука определяется в основном количеством колебаний в секунду.

Сила звуковых ощущений называется громкостью.Громкость свя­зана с интенсивностью звука, зависит от высоты. Тембрзвука — это спе­цифическое качество, которое отличает звуки друг от друга.

Зрительныеощущения возникают в результате действия электромаг­нитных волн длиной от 380 до 770 миллимикронов, которые преобразуются в зрительном анализаторе в нервный процесс, вызывающий зрительное ощущение.

Кожныеощущения вызываются действием механических и терми­ческих свойств предмета на поверхность кожи. К кожным ощущениям принадлежат: температурные, тактильные, болевые ощущения.

Вкусовыеощущения вызываются действием химических свойств веществ, растворенных в слюне или воде, на вкусовые рецепторы (вку­совые почки), расположенные на поверхности языка, задней поверхнос­ти глотки, небе, надгортаннике. Разные участки языка по-разному чув­ствительны к разным веществам.

Обонятельныеощущения вызываются действием химических свойств летучих веществ на рецепторные клетки.

Отдельные органы чувств могут работать вместе, обусловливая новый вид чувствительности. Это явление переноса качеств одной мо­дальности на другую называется синестезией.

Различные виды ощущений характеризуются общими для всех ви­дов ощущений свойствами.

Такими свойствами являются: качество, интенсивность, продолжи­тельность и пространственная локализация.

Качество- специфические особенности данного ощущения, отли­чающие его от других видов. Например, слуховые ощущения характери­зуются тембром, высотой, громкостью; зрительные - цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.

Интенсивность— определяется силой действующего раздражите­ля и функциональным состоянием рецепторов.

Длительность- определяется состоянием органов чувств, време­нем действия раздражителя и его интенсивностью.

Пространственная локализация раздражителей -пространствен­ный анализ производится дистантными рецепторами, которые дают нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых слу­чаях ощущение соотносится с той частью тела, на которую воздействует раздражитель.

Восприятие- это отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ це­лостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощуще­ний, хотя и включает их в свой состав. В акте восприятия всякий предмет приобретает обобщенное значение и выступает в определенном отноше­нии к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида.

Восприятие — результат деятельности системы анализаторов. Пер­вичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется слож­ной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анали­заторов. Физиологической основой восприятия является условно-рефлек­торная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комп­лекса нервных связей, обусловливающих целостность, предметность от­ражаемых явлений.

Восприятие различается по видам в зависимости от преобладаю­щей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности.

Свойства восприятия.

Предметностьвыражается в отношении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру.

Целостность.Восприятие всегда есть целостный образ предмета.

Структурность.Восприятие не является простой суммой ощуще­ний. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощуще­ний обобщенную структуру.

Константность.Благодаря константности мы воспринимаем окру­жающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, вели­чине и т.д.

Осмысленность.Восприятие у человека тесно связано с мышле­нием, с пониманием сущности предмета.

Избирательностьпроявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

 

Память - форма психического отражения, заключающаяся в зак­реплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсоз­нания.

Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроиз­водим, называются представлениями.

Представления памяти делятся на единичные и общие.

Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то воздействовавших на наши органы чувств.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встре­тившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то — значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зре­ния ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различа­ют два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту.

Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанных во времени или пространстве.

Ассоциации по сходству связывают два явления, имеющих сход­ные черты: при упоминании об одном из них вспоминается другое. Ассоциации опираются на сходство нервных связей, которые вызыва­ются в нашем мозге двумя объектами.

Ассоциации по контрасту связывают два противоположных явле­ния. Этому благоприятствует то, что в практической деятельности эти противоположные объекты обыкновенно сопоставляются и сравниваются, что и приводит к образованию соответствующих нервных связей.

Кроме этих видов существуют сложные ассоциации — смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоян­но связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоци­ации являются основой наших знаний.

Принято считать, что образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запо­минаемый материал, а прежде всего тем, что с ним делает субъект. То есть деятельность личности — основной фактор, определяющий формирование всех психических процессов, в том числе и процессов памяти.

Виды памяти:

Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе рабо­ты над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

Произвольная память (информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов).

Выделяют четыре вида памятив соответствии с типом запоминаемого материала.

1. Двигательная память,т. е. способность запоминать и производить систему двигательных операций.

2. Образная память- под ней подразумевается возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. Она бывает (в зависимости от принимающего анализатора) слуховой, зрительной, осязательной, обонятельной и вкусовой.

3. Эмоциональная памятьзапечатлевает пережитые нами чувства, особенность эмоциональных состояний и аффектов.

4. Вербальная память - высший вид памяти, присущий только человеку, с ее помощью осуществляются большинство мыслительных действий и операций (счет, чтение и т.д.) образуется информационная база человеческого интеллекта.

Сохранение информации. Основное требование, предъявляе­мое к памяти. Выделяют несколько уровней памяти,различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация.

Сенсорный (непосредственный) тип памяти.Системы этой памяти удерживают точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Данные сохраняются в течение 0,1—0,5 секунды.

Кратковременная памятьпозволяет перерабатывать колос­сальный объем информации, не перегружая мозг, благодаря тому, что она отсеивает все ненужное и оставляет полезное, необходи­мое для решения актуальных (сиюминутных) проблем.

Долговременная памятьобеспечивает длительное сохранение и применение информации. Емкость и длительность хранения ин­формации в долговременной памяти могут быть безграничными.

Промежуточная памятьнаходится между кратковременной и долговременной памятью. Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов. В бодр­ствующем состоянии в течение дня человек накапливает инфор­мацию. Чтобы мозг не перегружался, необходимо освободить его от излишней информации. Информация, накопленная за про­шедший день, очищается, катетеризируется и закладывается в дол­говременную память во время ночного сна. Ученые установили, что для этого требуется как минимум три часа ночного сна.

Оперативная память— это вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности и обслуживающей эту деятельность.

Забываниеявляется оборотной стороной сохранения памяти. Это процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема данных, которые могут быть актуализированы в психике.

Информация в нашей памяти не хранится в неизменном виде, как документы в архиве. В памяти материал подвергается измене­нию и качественной реконструкции.

Воспроизведение.Требования, предъявляемые к процессу вос­произведения памяти, — точность и своевременность.В психоло­гии выделяют четыре формы воспроизведения:

1) узнавание— это проявление воспроизведения, которое воз­никает при повторении восприятия объектов и явлений;

2) воспоминание— это форма воспроизведения, осуществляю­щегося при реальном отсутствии воспринимаемых объектов. Обычно воспоминания осуществляются посредством ассоциаций, которые обеспечивают автоматическое, непроизвольное воспро­изведение;

3) припоминание— это форма воспроизведения, которая осу­ществляется при отсутствии воспринимаемого объекта и связа­на с активной волевой деятельностью по актуализации инфор­мации;

4) реминисценция— отсроченное воспроизведение ранее вос­принятого и казавшегося забытым. При данной форме воспро­изведения памяти более давние события вспоминаются легче и точ­нее, чем произошедшие в недалеком прошлом.

Теории памяти.Анатомические теории памяти. Нейронные и физико-химические. Биохимические теории. Ассоциативная теория памяти. Понятие ассоциации и ее основные виды: по смыслу, смежности, сходству и контрасту. Гештальттеория памяти. Смысловая концепция памяти. Психоаналитическая теория памяти.

 

 

Внимание- это свойство психики человека, выражающее направ­ленность и сосредоточенность ее на определенных объектах, при одно­временном отвлечении от других объектов в течение определенного пе­риода времени

Основные функции внимания:

1. Отбор значимых воздействий, которые бы соответствовали по­требностям данной деятельности.

2. Игнорирование других, несущественных, конкурирующих воз­действий.

3. Регуляция деятельности и контроль: удержание, сохранение и выполнение действия до тех пор, пока не будет получен результат.

Физиологический механизм внимания получил достаточно полное объяснение в работах И. П. Павлова и А. А. Ухтомского.

С точки зрения И. П. Павлова, концентрация психической деятель­ности при одновременном отвлечении от всего остального достигается благодаря закону взаимной индукции нервных процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга. Возникший под действием внешнего сигнала очаг возбуждения в коре вызывает тормо­жение в других участках мозга. Так обеспечиваются оптимальные усло­вия для восприятия, запоминания или обдумывания чего-либо.

А. А. Ухтомский этот очаг возбуждения в коре больших полушарий головного мозга, который на определенное время подчиняет все остальные участки, назвал доминантой. Доминанта - временная господствующая реф­лекторная система, обуславливающая работу нервных центров в данный момент и тем самым придающая поведению определенную направленность. Как господствующий очаг возбуждения доминанта существует и накаплива­ет импульсы, текущие в центральную нервную систему, одновременно по­давляя активность других центров.

Современные представления о физиологических механизмах вни­мания сводятся к следующим положениям:

1. Внимание выражает собой общее бодрствующее состояние моз­га, и оно связано с работой ретикулярной формации.

2. Раздражение восходящей части ретикулярной вызывает появле­ние быстрых электрических колебаний в коре головного мозга, повыша­ет подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности.

3. Активация нисходящей части ретикулярной формации ответствен­на за стимулирование связанных со вниманием двигательных компонен­тов. Волокна ретикулярной формации начинаются во всех областях коры головного мозга, особенно их много в лобных частях.

4. Лобные доли коры головного мозга являются ведущим аппара­том, регулирующим состояние произвольного внимания.

5. Непроизвольное внимание тесным образом связано с ориентиро­вочным рефлексом.

Различают три вида внимания:

1. Непроизвольное внимание- внимание направляемое на объект без сознательных волевых усилий личности.

Таким образом, причиной включения непроизвольного внимания являются прежде всего внешние раздражители, которые в силу своих особенностей привлекают внимание. Большое значение имеет интенсивность раздражителя. Сильный звук, острый запах, яркий свет всегда заставят невольно обратить внимание на предмет, обладающий данным качеством. Привлекает внимание все но­вое, необычное, контрастное, пульсирующее, движущееся.

2. Произвольное внимание- это сознательное, регулируемое, на­правляемое волей сосредоточение на объекте.

Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать.

Произвольное внимание требует волевого усилия, которое пережи­вается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной зада­чи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте дея­тельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях.

3. Послепроизвольное внимание- сосредоточение человека на том или ином объекте, явлении в соответствии с заранее поставленной це­лью, но не требующее волевых усилий. Его исток - произвольное внимание: чело­веку необходимо сделать какую-то работу, он ставит перед собой опреде­ленную цель и направляет на ее достижение волевые усилия, концентри­рует внимание. Но через определенное время деятельность настолько увлекает человека, что дальше для ее совершения уже не требуется воле­вых усилий.

Свойства внимания

1. Концентрациявнимания есть степень сосредоточения на объек­те. Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок восприни­маемой формы, тем концентрированнее внимание. Концентрация внима­ния обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явле­ний, вносит ясность в представление человека о том или ином предмете, его назначении конструкции, форме.

2. Распределяемостьвнимания - это возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколь­ко видов деятельности.

3. Объемвнимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно.

Величина объема может зависеть и от хорошего распределения вни­мания, и от быстрого включения. Для определения объема внимания ис­пользуется чаще всего тахистоскопический метод.

4. Устойчивостьвнимания определяется длительностью, в тече­ние которой сохраняется концентрация внимания.

Необходимым условием устойчивости внимания является разнооб­разие впечатлений или выполняемых действий. Предмет на наших глазах должен развиваться, обнаруживать перед нами новое содержание. Лишь изменяющееся и обновляющееся содержание способно поддерживать вни­мание. Однообразие притупляет внимание, монотонность угашает его.

5. Свойством противоположным устойчивости, является отвлекаемость,которая выражается в колебаниях внимания - периодических ослаблениях внимания к конкретному объекту или деятельности.

Физиологическое объяснение отвлекаемости - это или внешнее тор­можение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжитель­ное действие одного и того же раздражителя.

Результаты экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колеба­ниям равным 2-3 секундам, доходя до 12 секунд.

6. Переключаемостьвнимания заключается в способности быст­ро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответству­ющие изменившимся условиям.

Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека. Непред­намеренное переключение обычно протекает легко, без особого напря­жения и волевых усилий.

Способность к переключению означает гибкость внимания - весь­ма важное и ценное качество.

Рассеянностьв житейском смысле слова является по преимуще­ству плохой переключаемостью. Рассеянность ученых является, наобо­рот, выражением максимальной собранности и сосредоточенности на предмете своих мыслей.

 

 

Мышление- это обобщенное, опосредованное отражение действи­тельности в ее существенных связях и отношениях. Мышление - это процесс, с помощью которого формирует­ся новая мысленная репрезентация (представление). Это происходит пу­тем преобразования информации, достигаемого в сложном взаимодей­ствии мысленных операций суждения, абстрагирования, рассуждения, воображения и решения задач. Мышление характеризуют тремя основ­ными моментами:

• Мышление когнитивно (т.е. оно - познавательный процесс). Мыш­ление представляет собой важнейшую часть познания; оно происходит «внутренне», в уме, но о нем судят по поведению.

• Мышление - это процесс, при котором в когнитивной (познава­тельной) системе происходит некоторая манипуляция знаниями.

• Мышление направленно, и его результаты проявляются в поведе­нии, которое «решает» некоторую проблему и направлено на ее решение.

Виды мышления:

1. Наглядно-действенное мышление- вид мышления, опираю­щийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразо­вание ситуации в процессе действий с предметами.

2. Наглядно-образноемышление - вид мышления, опорой которо­му служат представления и образы. В процессе наглядно-образного мыш­ления человек представляет ситуацию как в наличном ее состоянии, так и в тех изменениях, которые он хотел бы получить в результате своей будущей деятельности.

3. Абстрактно-логическое мышление- вид мышления, осуще­ствляемый при помощи логических операций с понятиями.

Основные операции мышления:.

Сравнение- это сопоставление вещей, явлений, процессов, в ходе которого вскрывается их тождество и различие. Выявляя тождество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации. Клас­сификация является существенной частью познания; она подразумевает деление предметов, процессов и явлений на классы по тем или иным су­щественным признакам.

Анализ— это мысленное расчленение предмета, явления, процесса, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несуще­ственных связей, в которых они часто даны нам в восприятии.

Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином про­цессе мысленно переходить от частей к целому. Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов. Анализ и синтез неотделимы друг от друга и постоянно переходят друг в друга.

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Обобщение выделяет повторяемость общего, его общность для целого ряда или класса единичных предметов. Обобщение может совер­шаться путем сравнения, выделяющего общее в ряде предметов или яв­лений, и его отвлечения.

Абстрагирование - это выделение, вычленение и извлечение од­ной какой-либо стороны, свойства, момента данного предмета, процесса или явления, и отвлечение от остальных. Абстрагирование служит для выделения существенных свойств и связей предмета и отвлечения от не­существенных.

Основные формы логического мышления. К основным формам логического мышления относятся: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие- это символическое обобщенное представление предме­тов, людей или событий, имеющих по меньшей мере одну общую черту, которая проявляется независимо от каких-то частных ситуаций.

Различаются простые понятия и сложные понятия.

Простые понятия характеризуются только одним общим свойством («Твердый», «Синий», «Подвижный» и т. п.).

Сложные понятия делятся на три разновидности:

1. Конъюнктивные понятия - определяются по меньшей мере двумя признаками.

2. Дизъюнктивные понятия - определяются либо одним, либо дру­гим признаком, либо обоими одновременно.

3. Соотносительные понятия - включают все связи или отношения, которые существуют между какими-то элементами некоторой совокуп­ности.

Суждение- форма мышления, отражающая связи между предме­тами или явлениями. Это отрицание или утверждение чего-либо. Сужде­ния могут быть истинными и ложными. Сужде­ние является основным актом или формой, в которой совершается мыслительный процесс. Результатом про­верки истинности суждения, или рассуждения, является умозаключение.

Умозаключение- форма мышления, при которой на основании не­скольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаклю­чения индуктивные, дедуктивные, а также умозаключения по аналогии.

Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Индуктивное понятие предполагает обобщение, означающее выход за пределы того, что нам дано в качестве непосредственного зна­ния. Такое обобщение может быть разумным и обоснованным, но не все­гда дает правильные результаты.

Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному. Дедуктивное мышление логически непротиворечиво и при вер­ных исходных посылках всегда дает правильные результаты.

Аналогия - логический вывод в процессе мышления от частного к частному, то есть сравнение двух частных предметов между собой на основании имеющихся между ними элементов сходства.

Американский психолог Дж. Гилфорд (1959) выделил два типа мышления: конвергентное и дивергентное.

Конвергентное мышлениенеобходимо для нахождения единствен­ного, совершенно точного решения задачи. Все усилия концентрируются на достижении этого единственно правильного решения.

Дивергентное мышлениепредусматривает поиск решений по всем возможным направлениям, с тем, чтобы рассмотреть как можно больше возможных вариантов. Этот «веерообразный» поиск чаще всего приво­дит к появлению оригинальных, нестандартных решений. Творческим людям свойственно как раз в большей степени дивергентное мышление.

Мышление тесно связано с речью. Речь- это сово­купность произносимых и воспринимаемых членораздельных звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им си­стема письменных знаков.

Язык - система условных сигналов, имеющих для людей определен­ное значение и смысл. Язык объединяет всех людей, которые им пользуют­ся, речь человека обладает индивидуальным своеобразием.

«Интеллект - это способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде».

Модели интеллекта.

Тёрстоун (1938) предполагал, что интеллект луч­ше всего представить как совокупность нескольких факторов, которые он назвал «Первичные умственные способности». Он выделил и иссле­довал при помощи статистических методов семь таких способностей, представляющих собой разные стороны интеллекта. Они составляют:

1. Счетную способность, т. е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

2. Вербальную (словесную) гибкость, т. е. легкость, с которой чело­век может объясняться, используя для этого наиболее подходящие слова;

3. Вербальное восприятие, т. е. способность понимать письменную или устную речь;

4. Пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;

5. Память;

6. Способность к рассуждению;

7. Быстроту восприятия сходств и различий между предметами или их изображениями, а также их деталей.

Воображение — познавательный психический процесс создания но­вого образа (представления) предмета или ситуации путем перестройки или преобразования имеющихся у человека представлений.

Воображение как своеобразная форма отражения действительности осу­ществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего, «оживляет» то, что было ранее.

Воображение — это созидательный процесс. В нем принимают уча­стие многие психические процессы, особенно мышление, память и вос­приятие. Одновременно само воображение вмешивается в течение пси­хического акта, как бы пронизывает его и придает ему свои черты.

Если воображение рисует сознанию картины которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фан­тазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой.

Подобно мышлению, воображение - это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием со­знательно поставленной цели, либо чувств и переживаний, которые вла­деют человеком в данный момент.

Воображение является основой наглядно-образного и теоретического образного видов мышления. Оно позволяет мысленно изменить предметы и явления окружающего мира, помогает человеку в случаях, когда практичес­кие действия невозможны, затруднены или просто нежелательны.

Воображение характерно только для человека. Оно явля­ется необходимым условием его трудовой деятельности, важнейшей час­тью творческого процесса.

Представления разделяют по ведущему органу чувств (зрительные, слуховые, двигательные и др.), по содержанию (технические, топографические, музыкальные и т. д.).

Предполагают, что физиологическую основу воображения составля­ют образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой работу обеих сигнальных систем. Все наглядные обра­зы неразрывно связаны с воображением. Как правило, слово служит ис­точником появления образов воображения, контролирует путь их станов­ления, является средством их удержания, закрепления их изменения.

Воображение всегда есть определенный отход от действительнос­ти. Но в любом случае, источник воображения - объективная реальность.

Виды воображения. Воображение может быть пассивным или активным. Активное во­ображение разделяют на воссоздающее (репродуктивное) и творческое (продуктивное).

Пассивное воображениевозникает спонтанно, непроизвольно, без специального намерения со стороны человека и проявляет себя в снови­дениях и грезах.

Отличительная черта пассивного воображения - это полный или почти полный отрыв его от практической деятельности человека. Грезы служат человеку средством «ухода» от различных жизненных трудностей, выступая в этой роли как особый механизм психологической защиты.

Активное воображениехарактеризуется произвольностью. Чело­век при этом специально намеревается создать что-то конкретное, уси­лием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное вообра­жение более ориентировано на практическую деятельность.

При воссоздающем, репродуктивном воображении, образ предмета или явления создается по его словесному описанию. Это необходимо че­ловеку при чтении книг, изучении различных схем, карт и чертежей.

Творческое, продуктивное воображение - это самостоятельное со­здание новых, оригинальных образов без опоры на готовое описание. Оно требует отбора из запасов памяти соответствующих представлений и их реконструкции в соответствии с замыслом. Образуются новые образы, ко­торые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Функции воображения.

По Р. С. Немову (1995) в жизни человека воображение выполняет ряд специальных функций:

1. Представление действительности в образах, возможность пользо­ваться ими, решая задачи.

2. Регулирование эмоциональных состояний. При помощи вообра­жения можно хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, сни­мать стрессовые состояния.

3. Произвольная регуляция познавательных процессов (восприятие, внимание, память, речь). С помощью вызываемых образов человек мо­жет обращать внимание на нужные события, управлять восприятием, памятью, высказываниями.

4. Формирование внутреннего плана действий - способность вы­полнять действия в уме, манипулируя образами.

5. Планирование и программирование деятельности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.