Дошкольные и общеобразовательные учреждения
При разработке отраслевого перечня услуг[19] в сфере образования, целесообразно ориентироваться на рекомендованный отраслевой перечень услуг, при этом рекомендованный отраслевой перечень может быть расширен, дополнен в случае, если это необходимо, по мнению органа государственной власти, органа местного самоуправления осуществляющего функции и полномочия учредителя (далее – учредителя). При этом следует учитывать, что Перечень услуг должен включать: услуги, предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с учетом типа и вида образовательного учреждения; услуги, не противоречащие основным видам деятельности, предусмотренным учредительными документами образовательного учреждения. Вместе с тем, при формировании ведомственного перечня услуг стоит обратить внимание, что образовательное учреждение – это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Таким образом, в рамках формирования Перечня услуг, оказываемых образовательными учреждениями в соответствии с их типами и видами должны быть отнесены следующие услуги: реализация образовательных программ дошкольного образования; реализация общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования; реализация общеобразовательных программ дошкольного образования; содержание и воспитание обучающихся. При формировании показателей качества государственных (муниципальных) услуг следует учитывать также тип и вид образовательного учреждения. Показатели качества оказания государственной услуги могут быть рассмотрены как общие, так и специальные. К общим показателям качества предоставления государственной услуги по обучению, воспитанию и содержанию в образовательных учреждениях, независимо от их типа и вида могут быть отнесены: укомплектованность кадрами; наличие качественного педагогического состава; доля педагогического состава, повысившего квалификацию; наличие оснащенной библиотеки (методического кабинета) образовательного учреждения; наличие в образовательном учреждении общей (единой) системы оценки индивидуальных образовательных результатов, обоснованное использование разных оценочных шкал, процедур, форм оценки и их соотношение; наличие свободного доступа к ресурсам сети Интернет; охват детей горячим питанием; материально-техническое обеспечение; применение и использование различных методик и технологий обучения (в том числе и инновационных); отсутствие обоснованных жалоб обучающихся (воспитанников) и их родителей (законных представителей) на действия работников учреждения; уровень освоения обучающимися основной общеобразовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; полноту реализации указанных программ; уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством образования; привлечение родителей к управлению образовательным учреждением. К специальным показателям качества могут быть отнесены: а) для образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования: качество присмотра и ухода за детьми, обеспечение их безопасности, сохранения и укрепления физического и психического здоровья; создание условий для различных видов деятельности детей – физической, познавательно-речевой, художественно-речевой – совместной со взрослым или самостоятельной, обеспечение социально-личностного развития каждого ребенка, укомплектованность кадрами, в том числе наличие логопеда и психолога, удовлетворенность родителей качеством образования, посещение детьми групп полного пребывания, соблюдения рациона питания, заболеваемость; б) для образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования - качество знаний (ГИА, ЕГЭ, промежуточная аттестация, результаты плановых и внеплановых проверок в рамках контроля качества подготовки), наличие органа самоуправления, количество детей участвующих в кружках, секциях, в различных конкурсах, смотрах и фестивалях в рамках реализации программ дополнительного образования; в) для образовательных учреждений, реализующих услугу по содержанию и воспитанию (детские сады, кадетские школы, школы интернаты и др.) - количество детей участвующих в кружках, секциях; наличие детских объединений (организаций); наличие органа самоуправления; г) создание современных условий обучения. В качестве показателя объема (содержания государственной услуги) возможно, рассматривать количество обучающихся (воспитанников) общеобразовательных учреждений, количество детей посещающих дошкольные образовательные учреждения, а также количество детей, посещающих кружки и секции в общеобразовательных учреждений, реализующих программы дополнительного образования, доля обучающихся в современных условиях. Специальные образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, образовательные учреждения дополнительного образования детей Для образовательных учреждений дополнительного образования детей предусматривается услуга «Реализация образовательных программ дополнительного образования детей». Рекомендуемыми показателями объема этой услуги являются[20]: количество обучающихся по дополнительным образовательным программам по различным формам обучения (очной, очно-заочной, заочной); количество образовательных программ дополнительного образования детей разной направленности, реализуемых в образовательных учреждениях; количество педагогических работников учреждения, обеспечивающих реализацию образовательных программ дополнительного образования детей. Рекомендуемые показатели, характеризующие качество услуги: доля обучающихся, принявших участие в региональных массовых мероприятиях с обучающимися; доля обучающихся, ставших победителями и призерами региональных мероприятий с обучающимися; доля обучающихся, принявших участие во всероссийских массовых мероприятиях с обучающимися; доля обучающихся, ставших победителями и призерами всероссийских массовых мероприятий с обучающимися; доля родителей (законных представителей), удовлетворенных условиями и качеством предоставляемой услуги. Для образовательных учреждений, осуществляющих образование обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, наряду с услугами, связанными с реализацией образовательных программ дошкольного, общего и профессионального образования, в перечень предоставляемых услуг следует включать услугу «Реализация программы коррекционной работы». Это касается как образовательных учреждений, в которых получают образование только дети (граждане) с ограниченными возможностями здоровья (например, дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья), так и общеобразовательных и других обычных образовательных учреждений, обеспечивающих совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. В качестве показателей объема услуги в этом случае могут рассматриваться[21]: количество обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; количество педагогических и других работников учреждения, осуществляющих обучение, психолого-медико-педагогическое сопровождение и оказывающих техническую помощь обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья. В качестве показателей, характеризующих качество услуги, могут использоваться: доля обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, для которых в полном объеме созданы специальные условия для получения образования в образовательном учреждении; доля родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, удовлетворенных условиями и качеством получения образования детьми; доля обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, успешно прошедших государственную (итоговую) аттестацию. В случае если психолого-медико-педагогическая комиссия, созданная и функционирующая на основании статьи 50 Закона Российской Федерации «Об образовании», статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и приказа Минобрнауки России от 24 марта 2009 г. № 95 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогическое комиссии» Рекомендуемые показатели объема услуги «Выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания»[22]: количество детей, проживающих на территории, обслуживаемой ПМПК; количество детей, прошедших обследование в ПМПК; количество родителей (законных представителей) детей, работников образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, которым ПМПК оказана консультативная помощь; количество работников учреждения, обеспечивающих деятельность ПМПК. Рекомендуемые показатели качества услуги: доля выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, успешно освоивших образовательную программу (программы) в соответствии с данными ПМПК рекомендациями; доля выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, в отношении которых заключение и рекомендации ПМПК по результатам повторного обследования не подтвердились; доля родителей (законных представителей) детей, удовлетворенных условиями и качеством проведения обследования детей в ПМПК и данными ПМПК рекомендациями. Для образовательных учреждений интернатного типа, с учетом положений пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации «Об образовании», рекомендуется выделять в качестве самостоятельной услуги содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. В качестве показателей объема услуги в этом случае могут рассматриваться[23]: количество детей, содержащихся и воспитывающихся в учреждении; количество детей, находящихся на полном государственном обеспечении в учреждении; количество педагогических и других работников учреждения, осуществляющих деятельность по содержанию и воспитанию детей. Показателями, характеризующими качество услуги, могут являться: количество случаев самовольного ухода воспитанников из учреждения; количество правонарушений, совершенных воспитанниками; количество случаев жестокого обращения с воспитанниками; доля воспитанников, совершивших самовольный уход из учреждения; доля воспитанников, в отношении которых выявлены случаи жестокого обращения в учреждении; доля воспитанников, обеспеченных в полном объеме одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем в соответствии с нормативами; доля родителей (законных представителей) воспитанников, удовлетворенных условиями и качеством содержания и воспитания детей. Для ряда образовательных учреждений в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены дополнительные услуги помимо услуг, связанных с реализацией программ общего и профессионального образования, коррекционной работы, содержанием и воспитанием детей. Например, для специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа может быть предусмотрена услуга «Реализация программы реабилитации детей и подростков с девиантным поведением», для оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, - услуга «Реализация программы лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий для детей, нуждающихся в длительном лечении», показатели объема и качества которых рассчитываются по аналогии с вышеперечисленными услугами, с учетом соответствующей специфики. С учетом положений законодательства Российской Федерации об опеке и попечительстве в перечень услуг, предоставляемых государственными (муниципальными) образовательными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в установленных законом случаях другими образовательными учреждениями, могут быть включены услуги, связанные с осуществлением деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан. Согласно пункту 2 статьи 155.2 Семейного кодекса Российской Федерации детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации. В связи с этим для образовательных учреждений, в которые дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, помещены под надзор на основании статей 123, 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации, рекомендуется предусматривать услугу «Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предполагающую деятельность по предупреждению нарушения личных неимущественных и имущественных прав детей, восстановлению нарушенных прав детей, представление интересов детей в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. Показателями объема услуги в этом случае могут служить[24]: количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных под надзор в учреждение; количество работников учреждения, непосредственно осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов детей. В качестве показателей, характеризующих качество услуги, могут использоваться: доля детей, в отношении которых учреждением приняты необходимые меры по защите их прав и законных интересов; доля детей, права которых нарушены в результате действий (бездействия) администрации и работников учреждения. Законодательством Российской Федерации (часть четвертая статьи 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей; подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее – подготовка). Порядок осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан организациями и порядок отбора органом опеки и попечительства организаций для осуществления указанных полномочий установлены соответственно постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» и приказом Минобрнауки России от 14 сентября 2009 г. № 334 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации Таким образом, в случае если государственная организация осуществляет в установленном порядке соответствующее полномочие органов опеки и попечительства, это следует отражать в перечне предоставляемых ей услуг. Рекомендуемые показатели объема услуги «Выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей»[25]: количество детей, проживающих на территории, обслуживаемой учреждением, в том числе, находящихся в социально опасном положении; количество работников учреждения, осуществляющих деятельность по выявлению детей, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства. Рекомендуемые показатели качества услуги: количество рассмотренных устных и письменных обращений, поступивших в учреждение, содержащих сведения о детях, оставшихся без попечения родителей; количество проведенных обследований условий жизни детей и их семей; количество выявленных детей, в отношении которых учреждением было подготовлено заключение о необходимости признания их нуждающимися в установлении над ними опеки или попечительства; доля выявленных детей, в отношении которых учреждением было подготовлено заключение о необходимости признания их нуждающимися в установлении над ними опеки или попечительства, над которыми были установлены опека или попечительство; доля детей, которым в результате помощи, оказанной семье в соответствии с подготовленными учреждением рекомендациями о форме защиты прав и законных интересов ребенка, были созданы условия для нормального воспитания и развития в родной семье. Рекомендуемые показатели объема услуги «Подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах»[26]: количество граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание, обратившихся в организацию для прохождения подготовки; количество граждан, обратившихся в организацию, получивших консультации по вопросам семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей; количество граждан, обратившихся в организацию, прошедших подготовку; количество работников учреждения, осуществляющих подбор и подготовку граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание. Рекомендуемые показатели качества услуги: доля граждан, обратившихся в организацию, прошедших подготовку и получивших соответствующий документ о ее прохождении; доля граждан, обратившихся в организацию и прошедших подготовку, принявших на воспитание в семью ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей; доля граждан, обратившихся в организацию и прошедших подготовку, принявших на воспитание в семью ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, в отношении которых впоследствии было принято решение о возврате ребенка (детей) по инициативе граждан или органа опеки и попечительства; доля граждан, обратившихся в организацию, удовлетворенных условиями и качеством предоставленной им услуги. Содержащиеся в настоящем разделе рекомендации в части, касающейся деятельности образовательных учреждений, связанной с предоставлением услуг по содержанию и воспитанию, защите прав и законных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществлением отдельных полномочий органов опеки и попечительства, могут использоваться при определении перечня услуг, предоставляемых государственными (муниципальными) учреждениями иной ведомственной принадлежности (в частности, учреждениями системы здравоохранения, учреждениями социального обслуживания), в случае если указанные учреждения являются в соответствии с законодательством Российской Федерации организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или им переданы в установленном порядке соответствующие полномочия органов опеки и попечительства. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|