Базисная Конфигурация
Базисная Конфигурация – это мгновенный снимок группы Конфигурационных Единиц, сделанный в определенный момент времени. Базисную Конфигурацию можно использовать в качестве: ? авторизованного/поддерживаемого продукта, который можно включить в ИТ-инфраструктуру (такие Базисные Конфигурации включаются в Каталог Продуктов); ? стандартных Конфигурационных Единиц для учета информации о стоимости; ? базы[95] при разработке и тестировании новых Конфигураций; ? для выполнения возврата к исходному состоянию, если возникают проблемы с новой Конфигурацией после проведения изменений; ? стандарта для поставки Конфигураций пользователям, например, "стандартное рабочее место"; ? базы при установке нового программного обеспечения. Стандартная рабочая станция является типичным примером Базисной Конфигурации. Ограничивая количество разных стандартных рабочих станций, можно облегчить оценку результатов и определение ресурсов, необходимых для реализации новых функций и улучшения их тестирования. Базисные Конфигурации также могут помочь в проведении политики комбинирования и планирования изменений, например, для пакетных релизов. Они способствуют сокращению затрат на Управление и облегчают планирование проектов. Другим полезным применением Базисной Конфигурации является Каталог Продуктов. В нем даются Сертифицированные Конфигурации, которые можно использовать в ИТ-инфраструктуре и которые доступны для заказа пользователями. В этом случае новая Конфигурационная Единица является копией единицы из Каталога с ее номером и меткой. До того как новая модель или продукт будут добавлены в инфраструктуру, они должны появиться в Каталоге. Для этого нужно принять решения по трем вопросам: ? Бизнес: отвечает ли модель/продукт бизнес-интересам пользователя? ? Финансы: приемлемы ли затраты на поддержку? ? Влияние: приемлем ли уровень воздействия модели/продукта на услугу? Регистрация Первоначально База данных CMDB наполняется информацией из финансовых систем, записями о существующей ИТ-инфраструктуре, техническими данными от поставщиков. Регистрируется только информация из известных (проверенных) источников. Организация должна быть готова к поддержанию этой информации в актуальном состоянии. Мониторинг статуса Цикл жизни компонента можно разделить на несколько этапов, каждому из которых присваивается свой статус. Этапы зависят от тех характеристик ИТ-инфраструктуры, которые организация хочет регистрировать. Регистрация даты каждого изменения статуса дает важную информацию о жизненном цикле продукта: о времени заказа, времени инсталляции, о сопровождении и поддержке продукта.
Рис 6.6. Пример мониторинга статуса Конфигурационной Единицы
Статус компонента также помогает определить, какие действия можно выполнять с ним. Например, если составлен отчет об элементах со статусом "неэксплуатирующиеся запасные части", то эти технические средства нельзя перераспределять куда-либо еще без предварительного согласования, например, в рамках развертывания плана восстановления после чрезвычайных ситуаций. Изменение статуса Конфигурационной Единицы может быть вызвано авторизованными изменениями или неавторизованными изменениями или инцидентами. Может быть использована следующая классификация: ? Новые Конфигурационные Единицы: ? В разработке/заказе; ? Протестирована; ? Принята (по результатам тестирования). ? Существующие Конфигурационные Единицы: ? Получена (принята в операционную среду); ? Открыт Запрос на Изменение (RFC) Конфигурационной Единицы, запрошена новая версия; ? Изменение утверждено и включено в план изменений, новая Конфигурационная Единица и документация (также являющаяся Конфигурационной Единицей) будут предоставлены; ? На обслуживании; ? Не функционирует. ? Архивированные Конфигурационные Единицы: ? Выведена из операционной среды; ? Исключена (deleted); ? Удалена (removed); ? Похищена; ? Продана или истек срок аренды/лизинга; ? В архиве в ожидании безвозмездного дарения, продажи или уничтожения; ? Уничтожена. ? Все Конфигурационные Единицы: ? В наличии; ? Получена по заказу или доступна новая версия; ? Тестируется; ? Одобрена для инсталляции; ? Активная Конфигурационная Единица находится в использовании; ? Запасные части. Контроль Для поддержания Конфигурационной Базы (CMDB) в актуальном состоянии необходимо эффективное Управление Информацией. При любом изменении зарегистрированных характеристик Конфигурационных Единиц или взаимоотношений между ними, вызванном выполнением любого действия, это изменение должно быть отражено в базе данных. Примечание. Изменять характеристики Конфигурационных Единиц можно только путем проведения изменений авторизованных процессом Управления Изменениями; Управление Инцидентами может изменять только статус существующих Конфигурационных Единиц. Управление Конфигурациями контролирует все ИТ-компоненты, существующие в организации, и отвечает за их регистрацию в системе. Аппаратные средства можно регистрировать при их заказе или получении, а программное обеспечение – при его включении в Библиотеку эталонного программного обеспечения (Definitive Software Library – DSL). Одна из задач контроля – гарантировать регистрацию только авторизованных и включенных в Каталог Продуктов Конфигурационных Единиц. Для этого должно быть организовано активное взаимодействие процесса Управления Конфигурациями с поставщиками и процессами Управления Инцидентами, Проблемами и Изменениями. Если по согласованию с Управлением Изменениями произведены некоторые изменения в ИТ-инфраструктуре, процесс Управления Конфигурациями обязан отразить эти изменения в Конфигурационной Базе Данных. Хотя публикации ITIL не дают четких указаний по этому вопросу, на практике ответственность за регистрацию Запросов на Изменение (RFC) происходит под контролем процесса Управления Изменениями[96]. Формализованные записи об изменениях являются основным источником информации об изменениях в инфраструктуре, которая используется для обновления Конфигурационной Базы Данных. По существу процесс Управления Конфигурациями предъявляет требования к уровню зрелости процессов в организации, особенно к Управлению Изменениями, операционной средой и проведения закупок. Для того, чтобы авторизованная Конфигурационная База Данных отражала реальную ситуацию, необходимо проводить мониторинг следующих действий: ? добавление Конфигурационной Единицы; ? изменение статуса Конфигурационной Единицы, например, "работает" или "не работает" (полезно для процесса Управления Доступностью); ? изменение владельца Конфигурационной Единицы; ? изменение взаимоотношений Конфигурационной Единицы с другими Конфигурационными Единицами; ? удаление Конфигурационной Единицы; ? возникновение новых взаимоотношений Конфигурационной Единицы с каким-либо сервисом, другой Конфигурационной Единицей, документацией и т. д.; ? возобновление или изменение лицензии; ? обновление детальной информации о Конфигурационной Единице после аудита. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|