Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 7. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ



Древнерусское искусство, охватывающее период X—XVII веков, принадлежит к лучшим созданиям мировой художественной культуры. Как и все средневековое искусство, оно связано с религиозной догмой, отсюда его кано­ничность, символичность образов, условность художественной формы. Принятие православия обусловило тесную творческую взаимосвязь древнерусской и византийской художественных культур.

В 996 году в Киеве была построена первая каменная церковь, названная Десятин­ной, так как на ее содержание князь Владимир пожаловал десятую часть своих доходов. С этого времени все русские церкви представляют собой постройки так называемого крестово-купольного типа, возникшего еще в VI веке в Византии. В плане этот храм образует квадрат, который внутри делится столпами на отдельные части, называемые нефами. Нефы вытянуты с востока на запад. На западе расположен вход в храм, на востоке в по­лукруглом выступе, именуемом апсидой, находится алтарь. Столпы, де­лящие пространство храма на нефы, создают в его плане крест, который определяет тип церкви так же, как и купол, расположенный на средокрестии. Принципы этого типа храма были в дальнейшем усовершенство­ваны и развиты русскими зодчими.

Десятинная церковь являлась центральным христианским храмом Киева. Она отличалась значительными размерами, была многоглавой. Стены церкви были возведены из рядов тонкого кирпича - плинфы и серого бутового камня на растворе извести с примесью толченого кирпича (для прочности). Стены не штукатурились и казались много­цветными благодаря особенностям кладки. Такая кладка называ­ется смешанной и характерна для большинства построек Киевской Руси.

Внутри Десятинная церковь была богато декорирована. Мозаичные и майоликовые полы, цветные мраморы, облицовывавшие нижние части стен, фрески, покрывавшие своды и купола, золотые и серебряные сосуды, светильники, кресты, ико­ны, вывезенные князем Владимиром из крымского византийского города Корсуни,— все способствовало тому нарядно-богатому впечатлению, которое производил храм внутри.

Второй каменный храм Киева – Софийский собор. Как и Де­сятинная церковь, он принадлежит к типу крестово-купольных. Интерьер собора был богато оформлен. Мрамор, майолика, шиферные плиты с рельефами и особенно живопись создавали главный декоративный эффект убранства. Изображение святых, размещение персонажей и композиций в опреде­ленных местах церкви в христианском искусстве подчинены строгим пра­вилам, составляющим иконографический канон. Почти всю апсиду заняло изображение Богоматери Оранты, представленной фронтально, с поднятыми и открытыми к зрителю ладоня­ми. Канон определял и цвет одежд святых. Плащ Богоматери Оранты, спускающийся с ее головы на плечи и называемый мафорием, был окрашен пурпуром - царственным цветом. Синий цвет символизирует ее небесную сущность, потому платье Богоматери было синим. В западной части главного нефа прямо против алтаря на уровне хоров размещались фрески, на которых было изображено семейство Яро­слава Мудрого.

Кроме церковных каменных построек того времени, нам известны и гражданские. Центральные врата городской стены Киева назывались Золотыми не только по аналогии с константинопольскими, но и потому, что их деревянные створы были окованы позолоченной медью. В киевских храмах было много икон, как привезенных из Византии, так и созданных на Руси.

Уже в эти годы на Руси высоко ценили рукописную книгу. Первой известной рукописной книгой считается Остромирово Евангелие, написанное в Киеве в 1056-1057. Прикладное искусство Киевской Руси отличается большим разнообра­зием, высоким техническим мастерством, совершенством художественного вкуса.

Во второй половине XII века вновь началось объединение русских земель. К северу от Киева возвысился город Владимир. Расцвет строительства Владимиро-Суздальского княжества был подготовлен всей деятельностью князя Юрия Долгорукого. В эти годы вокруг Владимира воздвигаются земляные валы. С запада в город ведут ворота, сложенные из белого камня, в память о ки­евских названные Золотыми. Когда-то их высота достигала 14 метров. Прикнязе Андрее в 1158—1161 годах во Владимире строится кафедральный Успенский собор. Самая замечательная постройка времени Андрея Боголюбского — церковь Покрова на Нерли (1165).

В 1119 году новгородский архитектор Петр строит Георгиевский собор Юрьева монастыря. В начале XII столетия в живописи Новгорода существует несколько направлений. К грекофильскому, то есть находящемуся под влиянием Византии, принадлежит фреска «Иов на гноище» в Николо-Дворищенском соборе. К иному направлению новгородской живописи, больше связанному с западноевропейской живописью, принадлежат фрески собора Рождества Богоматери Антониева монастыря.

Во второй половине XII века в новгородской архитектуре появляются новые черты. В это время строятся многочисленные одноглавые трехапсидные церкви. Невысокие, с маленькими редкими окнами, они удобны для отопления в условиях сурового северного климата. Это церкви Георгия в Старой Ладоге, Спаса на Нередице, Благовещения в Аркажах, Петра и Павла на Синичьей горе, Уверения Фомы на Мячине.

Иконы Новгорода XII — начала XIII века можно отнести к двум направлениям — византизирующему, аристократическому, и местному, демократическому. К первому принадлежит икона «Ангел Златые власы» (XII в) — небольшое оплечное изображение, когда-то входившее в композицию Деисуса, состоявшую из нескольких икон. Мужественная сила образов, яркая декоративность и орнаментальность характеризуют иконы второго направления. К местной новгородской школе принадлежит икона «Христос на троне» (XIII в., ГТГ). На иконе Русского музея изображены Иоанн, Георгий и Власий (XIII в.).

XII—XIII века — период расцвета новгородского прикладного искусства. Орнамент, напоминающий плетение из ремней, который так характерен для заставок и инициалов многочисленных рукописных книг этого времени; имеет аналогии и в украшении изделий из металла. В художественном отношении особенно примечательны два сиона (дарохранительницы) из ризницы Софийского собора.

Подобным Новгороду торговым и ремесленным центром был Псков. Одним из первых каменных храмов Пскова был Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (1156).

Монголо-татарские нашествия внезапно прекратили блестящий рас­цвет искусства, который запечатлен в архитектуре, живописи, скульптуре Киевского государства и Владимиро-Суздальского княжества. Хотя север­ные русские земли в борьбе с врагами отстояли свою независимость, но и здесь в период усиления угрозы набегов художественная жизнь замерла. В первой половине XIV столетия в Северо-Восточной Руси начинается объединение княжеств; спустя четверть века во главе их встает Москва. Приостановленное на время в своем развитии русское искусство медленно возрождается. Его основными центрами становятся в XIV веке Новгород и Псков, а с конца столетия — Москва.

В новгородской архитектуре этого периода ясно обозначают­ся новые черты. Для таких церквей второй половины XIV века, как Федора Стратилата (1360—1361) и Спаса Преображения на Ильине (1374), характерно восьмискатное, а не позакомарное, как ранее, покрытие, одна, а не три апсиды на востоке. Но главное, что характеризует эти одноглавые, вновь ставшие высокими храмы,— это их подчеркнуто нарядный декор.

Из гражданских построек этого времени особенно важны каменные стены и башни кремля, значительно перестроенные в XVII веке. К этому же времени относятся епископский дворец, а также здание, получившее в дальнейшем название Грановитой палаты. Во втором его этаже — огромный зал, предназначен­ный для заседаний боярского совета.

Расцвет монументальной живописи Новгорода XIV века во многом связан с именем художника, который пришел на Русь из Византии. В 1378 году Феофан расписал новгородскую церковь Спаса Преображе­ния на Ильине. Среди произведений средневекового искусства, связанных в известной степени каноном, росписи Феофана Грека выделяются своим ясно выявлен­ным индивидуальным почерком. Манера письма, резкая и смелая. Основным эмоциональным средством служит белый мазок («движки», «оживки»). Он далеко не всегда кладется художником в освещенных частях, но важен для выразительности образов.

Немногие сохранившиеся до наших дней псковские иконы, среди кото­рых «Богоматерь Одигитрия» и «Илья Пророк» (XIII в., обе в ГТГ), «Ар­хангел Гавриил» (XIV в., ГРМ), «Сошествие во ад» (XV в., ГТГ), отлича­ют любовь к орнаменту, несколько тяжелые колористические сочетания с преобладанием оливково-зеленого и киноварно-красного. Для псковских святых характерен определенный тип: продолговатые угрюмые лица, длинные с утолщением на конце носы.

Соборы Успения на Городке в Звени­городе (около 1400), Спаса Андроникова монастыря (1427), Троицкий Троице-Сергиевой лавры (1422) во многом как бы восходят к владимирской архитектуре XII века кубическими объемами, принципами деления стены на три части лопатками, обработкой входов порталами. Но в них появился и целый ряд новых черт, среди которых нужно отметить простоту наружно­го декора, отсутствие рельефов, замену аркатурно-колончатого пояса трой­ной лентой плоского резного орнамента. Верхняя часть собора имеет слож­ное композиционное решение, связанное с появлением под барабаном пьедестала, завершающегося поясом кокошников. Основным строительным, материалом служит известняк.

В конце XIV века в Москву приезжают многие художники из Византии. Здесь же трудится покинувший Новгород Феофан Грек, к кругу его работ можно отнести «Донскую Богоматерь». Это двусторонняя икона. На лицевой ее стороне - «Богоматерь Умиление». По сравнению с «Владимирской Богоматерью» икона строже и лаконичнее по композиции. Колорит сдержан. В нем преобладает сочетание темно-малинового мафория Богоматери и густой охры ликов с приглушенным золотом фона. На обороте иконы - «Успение Богоматери» — центрическая строгая композиция. Плотные, напряженные краски подчеркивают драматизм события.

По свидетельству летописи, в 1405 году Феофан Грек совместно с двумя художниками Прохором с Городца и Андреем Рублевым расписывает Благовещенский собор Московского Кремля. Вскоре после постройки собор сгорел, и его убранство не сохранилось до наших дней.

В Благовещенском соборе Кремля усилиями трех художников был выполнен один из первых известных нам русских иконостасов (состоящая из икон стена, отделяющая алтарную часть от основного пространства храма). Он был образован несколькими рядами, из которых первый, ни­жний, состоит из икон, посвященных темам и святым, наиболее почитае­мым в Москве и в Благовещенском соборе. Второй — деисусный, то есть включающий персонажей, объединенных композицией Деисуса — моле­ния. Наконец, третий — праздничный ряд — посвящен событиям христи­анской легенды.

Под 1405 годом летопись впервые упоминает имя гениального русского художника Андрея Рублева (ок. 1360— ок. 1430). Он назван последним среди мастеров, привлеченных для росписи Благовещенского собора, что свидетельствовало о его молодости. Здесь вместе с Прохором с Городца он выполнял иконы праздничного ряда.

Второй период в творчестве Рублева, время его зрелости наступает в 1408 году, когда он расписывает Успенский собор во Владимире. Этот ответственный заказ художник получил совмест­но с Даниилом Черным. Из фресок, когда-то покрывавших все стены собора, сохранилась огром­ная композиция Страшного суда. В Третьяковской галерее находятся три выполненные для звенигород­ского собора иконы: «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Па­вел». Из всех работ Рублева именно в них лучше всего сохранился красоч­ный слой, и по ним можно представить манеру письма художника. Просветленные чистые краски, тонкая линия рисунка, строгая пропорцио­нальность черт характерны для этих изображений.

Очевидно, для каменного Троицкого собора, построенного на месте погребения Сергия Радонежского, была создана в 1422—1427 годах икона «Троица». Рублев был многосторонним художником. Он проявил себя не только как фрескист, иконописец, но и как мастер книжной миниатюры. Одна из миниатюр Евангелия Хитрово изображает символ евангелиста Матфея — ангела. Фигура вписана в круг — необычную для миниатюры, но излюбленную Рублевым форму. Ангел изображен идущим с Евангелием в руках. Круглая шапка волос, тонкие черты лица, голубой цвет (голубец), преобладающий в колорите миниа­тюры, очень близки Рублеву. В конце своей жизни Рублев, возможно, выполнил огромный многоряд­ный иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Здесь он рабо­тал вместе с учениками, которые осуществляли замысел своего учителя.

Широко разворачивается строительство Москвы при Иване III. В 1475—1479 годах строится Успенский собор Московского Кремля. Для его создания был приглашен итальянский архитектор Аристотель Фиораванти. Завершил ансамбль центральной площади Кремля Архангельский собор, построенный как усыпальница князей и царей. Он был возведен в 1505—1509 годах итальянцем Алевизом Новым. Как и Успенский собор, он шестистолпный, пятикупольный, с пятью апсидами при трех нефах. В те же годы старые стены Кремля заменяются новыми, с башнями, имеющими как фортификационное назначение, так и выполняющими роль триумфальных въездов. Их строили итальянцы Марко Руффо и Пьетро Солари. Они же воздвигают Грановитую палату (1487 —1491), получившую свое название по обработке ее фасада граненым камнем.

Расцвет живописи конца XV— начала XVI века связан с творчеством Дионисия (ок. 1440 — после 1502). Для Вознесенского монастыря Московского Кремля в 1482 году Дионисий пишет икону «Богоматерь Одигитрия» (ГТГ). Замечательны его фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. К произведениям художника можно отнести две парные, одинакового размера иконы, выполненные им для Успенского собора Кремля: «Митрополит Петр» и «Митрополит Алексей». Обе они представляют собой тип так называемых житийных икон. В центре изображается святой, которому посвящена икона. Средник окружают, подобно раме, маленькие композиции с основными житийными эпизодами.

XVI век был периодом расцвета крепостного зодчества. Строятся крепостные стены Нижнего Новгорода, Серпухова, Тулы, Коломны, Зарайска, Пскова, Смоленска, а также Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиев монастыри. Возникают новые крепостные сооружения в самой Москве: Китай-город, Белый и Земляной города. В каменной архитектуре XVI века искания нового национального стиля наиболее полно выразились в строительстве столпообразных шатровых храмов. Выдающимся памятником такого типа явилась церковь Вознесения в селе Коломенском.

В иконописи конца XVI — начала XVII века получило распространение своеобразное направление — так называемая «строгановская» школа (некоторые ее художники работали по заказу Строгановых). К этой школе принадлежали многие иконописцы, среди которых самыми известными были Прокопий Чирин, Истома Савин, его сыновья Никифор и Назарий. «Строгановские иконы», обычно небольшие по размерам, характеризуются тонкой манерой письма, почти ювелирной выписанностью деталей. Изысканная красочная гамма обильно включает золото и серебро.

Стиль русской архитектуры самого конца XVII века условно именуется «нарышкинское барокко». Заказчиками характерных зданий этого стиля были бояре Нарышкины, а подчеркнутая декоративность этих храмов дала основание определить стиль как барочный. Самый замечательный памятник этого архитектурного направления — церковь Покрова в Филях (1690—1693). XVII век был периодом расцвета деревянной архитектуры. Исключительным по своеобразной красоте памятником русского деревянного зодчества справедливо считается церковь Преображения в Кижах (ок. 1714). В оформлении храмов особое значение приобретает деревянная скульптура. Памятников этого вида искусства от XVII века сохранилось довольно много. Скульптура всегда расписывалась, причем теми же темперными красками, которые применялись иконописцами.

Русская иконопись второй половины XVII века связана с именем художника, который в своем творчестве сочетал старые традиции с новыми исканиями - Симона Ушакова (1626—1686). Он смело вводил в изображения многочисленные бытовые подробности. В иконах последовательно применял светотеневую моделировку, придавая почти скульптурную объемность святым ликам. Русское искусство X—XVII веков создало значительные духовные ценности. Без них было бы невозможно последующее развитие русской художественной культуры.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.