Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 4. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА.



С угасанием эллинистических государств в конце I в. до н. э. ведущее значение в античном мире приобретает римские искусство. Оно отли­чалось большим разнообразием и пестротой форм, в нем были отражены черты, свойствен­ные искусству народов, покоренных Римом. Это искусство сложи­лось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства местных италийских пле­мен и могуществен­ных этрусков. Они познакомили римлян с искусством градо­строения (различные варианты сводов, тоскан­ский ордер, инженерные сооружения, храмы и жилые дома и др.), настенной монументаль­ной живописью, скульптурным и живописным портретом, отличающимся острым восприятием натуры и характера. Особенно большой вклад в создание римской культуры внесли греческие колонисты в Южной Италии и Сицилии, их бо­гатые города были центрами научной жизни и художественной культуры античности. Римляне перерабатывали типы греческой архитектуры, принципы ордерной системы и декора. Не мень­шее значение в развитии римского искусства имели искусство эпохи эллинизма с его архи­тектурой, тяготевшей к грандиозным масштабам и крупным городским центрам, искусство варварских народов, постепенно вошедших в состав Римской империи— галлов, германцев, кельтов. Их влияние сказалось в пристрастии к конкрет­ным деталям, к экспрессивности выражения в пластике; к концу существования империи они оказали значительное влияние на архитектуру метрополии. Искусство Древнего Рима решало задачи, поставленные последним этаном разви­тия античного общества. Оно прошло следующие этапы:

1. Искусство Республики (V -I вв. до н.э.)

2. Искусство Империи ( I -V вв. н.э.)

В республиканский период сло­жились основные типы римской архитектуры. Обращают внимание грандиозные соору­жения — древние оборонительные стены Рима, выло­женные из камня (ранняя — VI в. до н. э. и так называемая Сервиева стена — 378—352 гг. дон. э.). Римские дороги имели важное стратегическое значение, они объединяли различные части стра­ны. Ведущая к Риму Аппиева дорога (IV—III вв. до н. э.) была первой из сети дорог, покрывших позже всю Италию. Мощные мосты и акведуки (акведук Аппия Клавдия, 311 г. до н. э., акведук Марция, 144 г. до н. э.), пробегающие десятки километров, заняли видное место в ар­хитектуре города. К древнейшим сводча­тым конструкциям относится сточный канал (клоака Максима) в Риме.

В эпоху республики, особенно в V—II вв. до н. э., храм — основной тип общественного зда­ния. Он сложился постепенно в результате скре­щивания преобладающих местных италийско-этрусских традиций с греческими, приспособ­ленными к местным условиям. Строились круг­лые и четырехугольные псевдопериптеры. Таков небольшой круглый в плане храм Сибиллы в Тиволи (I в. до н. э.) близ Рима. К I в. до н. э. относится небольшой храм Фортуны Вирилис в Риме — уникальный обра­зец раннего псевдопериптера с замкнутой фронтальной осе­вой композицией. Своеобразие римской архитектуры сказалось в создании нового типа частного жилого дома бо­гатых землевладельцев, торговцев, ремесленни­ков. Лучшие образцы сохранились в Помпеях (II в. до н. э.— «Дом Пансы», 70 гг. н. э., «Дом Веттиев») и Геркулануме. Дом состоял из официальных парадных и хозяйст­венных помещений, окружающих атриум (заим­ствованный у этрусков), и открытого перистильного двора (одного или нескольких), характер­ного для греческого дома. Перистиль был центром жилой части дома. В середине его разбивали сад с бассейнами, фонтанами и цветниками, окруженными колоннадами. Контра­стом одноэтажным домам патрициата с их рос­кошью и комфортом были многоэтажные доход­ные дома, сдававшиеся в наем,— в них обитал римские плебеи.

С перенесением ак­цента на интерьер и появлением парадных комнат в римских домах и виллах на основе гре­ческой традиции разрабатывается система стенных росписей. Помпейские росписи знакомят с основными чертами античной фрески. Римляне применяли росписи также для украшения фасадов, используя их как вывески торговых помещений или ремеслен­ных мастерских. По характеру помпейские росписи принято делить на четыре группы, условно названные стилями. Первый стиль, инкрустационный, распространенный во II в. до н. э., имитирует облицовку стен квадратами разноцветного мрамора и яшмы («Дом Фавна» в Помпеях). Архитектурные детали (пилястры, карнизы и др.) исполнялись объемно из штука­турки и расписывались. Росписи первого стиля конструктивны, подчеркивают архитектурную основу стены, они отвечают суровому лаконизму форм, присущих республиканской архитектуре. С 80-х гг. до н. э. до 20-х гг. II в. до н. э. при­менялся второй стиль — архитек­турно-перспективный. Стены оставались глад­кими и расчленялись живописно-иллюзорно ис­полненными колоннами, пилястрами, карниза­ми, нишами и портиками. Интерьер приобретал нарядность благодаря тому, что между колоннами часто размещалась большая многофигурная композиция, реалистически воспроизводившая сюжеты на мифологические темы из произведе­ний знаменитых греческих художников («Вилла Мистерий» близ Помпеи). Стены покры­вались также изображениями перспективно переданных улиц, площадей, домов, храмов, са­дов, сельских равнин и гор («Дом Ливии» на Палатине, Рим). Третий стиль, ориентализирующий (в декоративных деталях иногда встречаются египетские орнаментальные моти­вы), характерен для эпохи империи (с конца I в. до н. э.). В противоположность пышности второго стиля третий стиль отличают строгость, изящество и чувство меры. Иногда выделяется центральное поле стены, где воспроизводятся картины какого-нибудь зна­менитого древнего мастера. Тонкие колонки, легкие гирлянды, ювелирно выполненные цветы и орнаменты подчеркивают уют комнаты («Дом столетней годовщины»). Четвертый, декоратив­ный, стиль распространяется с сер. I в. н. э. Пышностью и декоративностью пространствен­но-архитектурного решения он продолжает тра­дицию второго стиля. Четвертый стиль дает представление об античных театральных декорациях. Помпейские росписи сыграли важную роль в дальнейшем развитии декоративного искусства Западной Европы.

В области монументальной скульптуры римляне не создали памятников столь значительных, как греческие. Но они обо­гатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф с характерным для него документально точным повествовательным началом. В республиканский период древнейшие про­изведения круглой скульптуры еще часто исполнялись этрусскими мастерами из бронзы и терракоты. Поздний памятник этрусской скульптуры на римскую тему, исполненный в первые десятилетия жизни Римской республики — бронзовая «Капитолий­ская волчица» — символ Рима (V в. до н. э., Рим, палаццо Консерватори).

Лучшим в художественном наследии римской скульптуры был портрет. Как самостоятельное явление он про­слеживается с начала I в. до н. э. Зарождение римского портрета, как и у эт­русков, было связано с древним заупокойным культом предков, защитников домашнего оча­га. Восковые маски, снятые с лиц умерших чле­нов рода, украшали атриумы, их выставляли на семейных торжествах, в них выступали актеры, сопровождавшие похоронные процессии. Римские мастера работали в камне, мра­море и бронзе.

Стиль римских портретов эволюционировал. Портретам республиканской эпохи при доку­ментальной точности воспроизведения свойственны упрощение форм, резкая жесткость линий. К числу немногих памятников раннеримской портретной скульптуры относится так называемый «Брут» (конец III — нач. II в. до н. э., Рим, дворец Консерватори). Большинство исследователей считает этот шедевр портретного искусства работой этрусского мастера. Гражданственные идеалы воплощены в монументальных портретах в рост — статуях Тогатуса («облаченный в тогу»), обычно изображенного стоящим прямо, в позе оратора. Знаменитая статуя «Оратор», воздвигнутая в честь Авла Метелла (начало I в. до н. э., Флоренция, Археологический музей), очевидно, изображает римского или этрусского магистра в момент обращения с речью к согражданам.

В конце I в. до н. э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. Официальным направлением в искусстве стал «августовский классицизм». Римские художники ориентировались на великих мастеров Греции времен Фидия, но естественность греческой классики сменилась рассудочностью, сдержанно­стью.

Рим приобрел совершенно но­вый облик, соответствующий престижу мировой столицы. Выросло количество общественных зданий, строились форумы, мосты, акведуки, обогатилось архитектурное убранство. Рядом с древним республиканским форумом были воз­ведены предназначенные для торжественных це­ремоний форумы императоров (Форум Траяна и др.). Строились многоэтажные дома, до сих пор поражают своим суровым величием развалины гигантских двор­цов цезарей на Палатине (I в. н. э.). Воплоще­нием мощи и исторической значительности им­ператорского Рима были триумфальные сооружения. Арки и колонны возводились не только в Италии, но и в провинциях во славу Рима. (Триумфальная арка Тита 81 г. н. э). Позднее были воздвигнуты сложные трехпролетные триумфальные арки: Септимия Севера (конец II в. н. э.), Константина IV в. н. э.). В период поздней республики в Риме сложился тип амфитеатра. Если греческие театры устраивались под откры­тым небом, места для зрителей располагались в выемке холма, то римские театры представляли собой самостоятельные замкнутые многоярус­ные здания в центре города с местами на кон­центрически возведенных стенах. Самое гигантское зрелищное сооружение Древнего Рима — амфитеатр Флавиев — Колизей (75—90 гг. н. э).

По грандиозности замысла и широте про­странственного решения с Колизеем соперни­чает храм Пантеон (ок. 118—125 гг. н. э.). Выстроенный Аполлодором Дамасским, он пред­ставляет классический образец центральноку­польного здания, самого большого и совершен­ного в античности. Главное в Пантеоне — интерьер с огромным цельным подкупольным пространством, торжественно-вели­чавым и гармоничным. Пропорции Пантеона совершенны— диаметр купола (43,5 м) почти ра­вен высоте храма (42,7 м), а поскольку высота стен равна радиусу в подкупольное про­странство вписывается шар. Купол имеет фор­му полусферы, покоящейся на цилиндрической опоре. Круглое девятиметровое отверстие («Глаз Пантеона») в вершине купола — источник све­та. Аполлодором Дамасским был возведен сме­лый по композиции и богатству отделки архи­тектурный ансамбль Древнего Рима — Форум Траяна (109—113 гг. н. э.). Он состоял из пря­моугольной площади, окруженной сквозной ко­лоннадой с входом — Триумфальной аркой, а также с двумя мощными полукружиями по боковым сторонам. В центре площади возвышалась статуя Траяна из бронзы, покрытой позолотой. К правому от входа полукружию площади при­соединялось пятиэтажное здание рынка, по главной оси — пятинефная базилика Ульпия, перистильный двор с колонной Траяна и двумя библиотеками. Композицию завершал двор и храм Траяна.

Потребности римской городской жизни вы­звали появление уже в I в. н. э. нового типа зданий: гигантских терм — общественных бань, рассчитанных на две-три тысячи человек. Это был целый комплекс сооружений, предназначенных для всестороннего гармоничного развития чело­века. Наи­более знаменитые термы императора Каракаллы (нач. III в. н. э).

Завершающим памятником этого времени была базилика Максенция — Константина на Римском форуме (306—312 гг. н. э.). Сквозной каркасной конструкцией она предвосхищала средневековые христианские базилики Западной Европы. В Риме базилика — это гражданское здание, обычно входящее в ансамбль Форума. Это место торговых сделок, судопроизводства и политических собраний. Базилика Максенция — одно из самых грандиозных сводчатых зданий Рима (площадь 6 тыс. кв. м).

В эпоху империи получили даль­нейшее развитие рельеф и круглая пластика. На Марсовом поле был возведен монументаль­ный мраморный Алтарь мира (13—9 гг. до н. э.) по случаю победы Августа в Испании и Галлии. Двухсотметровая лента рельефов триумфальной колонны Траяна подробно и бесстрастно повествует о походе римских войск против даков.

Ведущее место в римской скульптуре по-прежнему занимал портрет. Появились парадные придворные портреты в рост. Мраморная статуя Августа из Прима Порта (нач. I в. н. э., Рим, Ватикан) изобра­жает императора в виде полководца в панцире и с жезлом в руке. Стремление к индивидуали­зации образа порою доходило в своей вырази­тельности до гротеска, как, например, в портрете хитрого дельца из Помпеи Люция Цецилия Юкунда (вторая половина I в. н. э., Неаполь, Национальный музей).

Рождаются и новые художественные приемы. В отличие от несколько сухого графического стиля республиканской поры, классической строгости портретов эпохи Августа, художники достигали теперь большой пластической выра­зительности формы, усиливали ее объемность и живописность. Эти черты можно наблюдать в «Портрете римлянки» (Рим, Капитолийский музей), «Сириянке» (вторая половина II в. н. э., Санкт-Петербург, Эрми­таж). К этой эпохе относится монументальная брон­зовая конная статуя Марка Аврелия (ок. 170 г. н. э.), вновь установленная в 16 в. по проекту Микеланджело на площади Капитолия в Риме. Поздний портрет отмечен внешним огрублением облика и повышенной духовной экспрессией. Филипп Аравитянин (ок. 245 г. н. э., Санкт-Петербург, Эрмитаж) — это яркое воплощение образа Рима эпохи «солдатских императоров».

Портрет получает широкое распространение и в живописи. Однако эволюцию живо­писного портрета нельзя проследить, поскольку примеров сохранилось немного. Об их характере в известной мере дают представление фаюмские портреты I—III вв., названные по месту нахождения в не­крополе оазиса Эль-Фаюм, в восточной римской провинции Египта. Особенно привлекают обаятельные женские образы. В изысканном «Портрете моло­дой женщины» (II в. н. э., Лондон, Националь­ная галерея) за внешней сдер­жанностью проступает волевой, яркий темперамент. В конце II—III вв. н. э. в фаюмских портретах появились элементы схематизма. Вместе с тем в них усилилось воздействие местной древне­египетской традиции. Вновь возродились фрон­тальная композиция, графически плоскостная трактовка форм, локальный цвет. Энкаустика вытеснялась темперой. Формы передавались плоскостно, контур силуэта становился более четким, черты лица воспроизводились дробным орнаментальным рисунком. Во взгляде прояв­лялась напряженность, предвосхищавшая икон­ные лики Византии («Портрет юноши в венке», III в., Вена, Художественно-исторический музей; «Портрет женщины», нач. III в., Москва, ГМИИ). В римском искусстве рождался спиритуа­лизм, характерный для возникавшего средневе­кового искусства. Образ человека, утратившего этический идеал в самой жизни, утратил гар­монию физического и духовного начал, харак­терную для античного мира.

Римское искусство завершило большой пери­од античной художественной культуры. В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Во­сточную. Разрушенный, разграбленный варвара­ми в IV—VII вв. Рим опустел, среди его руин выра­стали новые селения, но традиции римского ис­кусства продолжали жить.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.