Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 8. ИСКУССТВО ПРОТОРЕНЕССАНСА И РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ



В основе культуры Возрождения лежит принцип гуманизма, утвержде­ния достоинства и красоты человека, его разума и воли, его творческих сил. В отличие от культуры средневековья гуманистическая жизнеутверж­дающая культура Возрождения носила светский характер. Важное значение в становлении искусства Возрождения имело по-ново­му понятое античное наследие. Воздействие античности сильнее всего ска­залось на формировании Возрождения в Италии, где сохрани­лось множество памятников древнеримского искусства. Искусство этой эпохи носило общественный характер, что сближало его с искусством классической Греции.

Расцвет переживала живопись, которая раскрывала огромные возможности в изображении человека и окружающей его среды. Развитие наук, разработка линейной, а затем и воздушной перспективы, изучение пропорций и анатомии чело­века — все это способствовало утверждению в живописи реалистического метода. Новые требования, стоящие перед искусством, обусловили обогащение его видов и жанров. В монументальной итальянской живописи господство­вала фреска. Наряду с су­ществовавшими ранее жанрами религиозной и мифологической живописи, наполнившимися новым смыслом, выдвинулся портрет, зародилась исто­рическая и пейзажная живопись.

В Германии и Нидерландах, где народные движения вызывали потреб­ность в искусстве, быстро и активно откликающемся на происходящие события, широкое распространение получила гравюра, которая часто ис­пользовалась в художественном оформлении книг.

Завершился начатый в средние века процесс обособления скульптуры: наряду с декоративной пластикой, украшающей здания, появилась само­стоятельная круглая скульптура — станковая и монументальная. Декора­тивный рельеф приобрел характер перспективно построенной многофигур­ной композиции. Идеалы гуманизма выразились и в архитектуре, в ясном гармоническом облике сооружений, в классическом языке их форм, в их пропорциях и масштабах, соотнесенных с человеком.

Искусство Возрождения прошло этапы Проторенес­санса (XII-XIII вв.), Раннего (XV в.), Высокого (90-е гг. XV в.— первая треть XVI в.) и Позднего Возрождения (вторая половина XVI в.). Классической страной Возрождения была Италия, где ясно выделяются все периоды.

Первый подъем новой культуры в Италии от­носится к XII—XIII вв. Развитие итальянских городов и их культуры представляло крайне пеструю картину. С наибольшей наглядностью и раньше всего художе­ственные идеалы Возрождения проявились в передовых итальянских республиках, в частно­сти во Флоренции. Здесь сформировалось могучее дарование родоначальника реалистического искусства Возрождения Джотто ди Бондоне (1266/67—1337). Учился у Чимабуэ, работал во Флоренции, Риме, Падуе, Неаполе, Милане. В 1334 был назначен руководителем строительства флорентийского собора и его колокольни (кампанилы; к моменту его смерти был возведен первый ярус). Реформатор итальянской живописи, Джотто открыл новый этап в истории живописи всей Европы и явился предтечей искусства Возрождения. Джотто создал облик мира, адекватный реальному по своим основным свойствам — материальности и пространственной протяженности. В творческом наследии Джотто центральное место занимают росписи капеллы дель Арена в Падуе (ок. 1305-08) — однонефной церкви, построенной, видимо, по его же проекту. Этот обширный фресковый цикл включает в себя роспись коробового свода, уподобленного синей небесной тверди с золотыми звездами и заключенными в медальоны изображениями Христа, Марии и пророков, композицию «Страшный суд» на западной стене, тридцать четыре сцены из жизни Марии и Христа, расположенные в три ряда на длинных боковых стенах и так называемой «триумфальной арке» алтаря.

Дальнейшую эволюцию творчества Джотто представляют пострадавшие от времени росписи небольших семейных капелл Барди и Перуцци на хорах флорентийской церкви Санта Кроче (ок. 1320-25).

Единственная дошедшая до нас станковая работа Джотто — монументальный алтарный образ «Мадонна на троне» (ок. 1310, Уффици,). К его наследию неоднократно обращались мастера итальянского Возрождения от Мазаччо до Микеланджело.

Решительный поворот в сторону утверждения реализма и преодоления средневековой тради­ции в итальянском искусстве происходит в XV в. (кватроченто). В это время складываются различные территориальные школы, пролагающие пути реалистическому методу. Ведущим цент­ром гуманистической культуры и реалистиче­ского искусства остается Флоренция. Семейство Медичи собирает значительную художественную коллекцию, при дворе работают писатели, поэты, гуманисты, уче­ные. Возникает новый критерий оценок пре­красного, в основе которого лежит сходство с природой и чувство соразмерности. В искусстве особое внимание уделяется пластической прора­ботке форм и рисунку. Стремление познать закономерности природы приводит к изучению пропорций человеческой фигуры, анатомии, линейной перспективы.

Родоначальником ренессансной архитектуры был Филиппе Брунеллески (1377—1446. Его первой крупной работой был грандиоз­ный восьмигранный купол (1420—1436), возведенный над построенным еще в XIV в. собором Санта-Мария дель Фьоре. Применив новые конструкции, каркасную си­стему, Брунеллески сумел обойтись без лесов, соорудив пустотелый купол с двумя оболочками. Если при сооружении купола Брунеллески должен был учитывать характер ранее постро­енных частей собора, то полностью новое пони­мание архитектурного образа он дал в Воспита­тельном доме во Флоренции (1419—1444) — первом гражданском сооружении эпо­хи Возрождения, отвечающем прогрессивным идеям времени. Найденные в Воспитательном доме конструк­тивные и декоративные приемы были развиты Брунеллески в капелле Пацци при церкви Санта-Кроче во Флоренции (начата в 1430 г.). Одной из важнейших проблем итальянской архитектуры XV в. явилась разработка основных принципов сооружения палаццо (городского дворца), послужившего прототипом обществен­ных построек позднейшего времени. В это вре­мя создается тип величественного здания, прямоугольного в плане, с единым замкнутым объ­емом, со множеством помещений, расположенных вокруг внутреннего двора. С именем Брунеллески связывают сооружение центральной части палаццо Питти (начато в 1440 г.) во Флоренции, выложенного из громадных, грубо отёсанных каменных блоков (кладка блоками полу­чила название руста). Следующим этапом в развитии ренессансной архитектуры было творчество Леона Баттиста Альберти (1404—1472), энциклопеди­ста-теоретика, автора ряда научных трактатов об искусстве («Десять книг о зодчестве»). Ан­тичное наследие (римская архитектура) полу­чило в его трактовке новую пластическую выра­зительность. Впервые в композиции фасада палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446—1451) введены основные элементы ордерной архитектуры.

Скульптура раньше живописи прочно встает на новый путь развития, что объясняется тем местом, которое она занимала в средневековых культовых сооружениях. В искусстве Лоренцо Гиберти (1378—1455) ясно обозначились устрем­ления к реализму. Вся его творческая жизнь была посвящена решению единствен­ной проблемы — созданию мону­ментального декоративного рельефа. Его основ­ные произведения предназначались для оформ­ления флорентийского баптистерия. Настоящим реформатором италь­янской скульптуры был Донателло (ок. 1386— 1466). Торжество идеалов ренессансной скульптуры и утверждение статуарного начала знаменует первая обнаженная статуя в итальянской плас­тике Возрождения — «Давид» (1430—1440-е гг., Флоренция, Национальный музей). Возможно, античный памятник Марку Авре­лию вдохновил Донателло на создание конной статуи кондотьера (наемного военачальника) Эразмо да Нарни, прозванного Гаттамелатой (1447—1453,). Этот первый конный па­мятник в искусстве Возрождения.

Ту же эволюцию, что и скульпту­ра, проходит живопись раннего Возрождения. Преодолевая готическую отвлеченность обра­зов, развивая лучшие черты живописи Джотто, художники XV в. вступают на путь реализма. Невиданный расцвет переживает мо­нументальная фресковая живопись. Ее реформатором, сыгравшим ту же роль, что в развитии архитектуры Брунеллески, а в скульптуре — Донателло, был флорен­тиец Мазаччо (1401—1428). С наибольшей наглядностью его искания про­явились во фресках капеллы Бранкаччи при церкви Санта-Мария дель Кармине во Флорен­ции «Чудо со статиром» и«Изгнание из рая» (обе — между 1427—1428 гг.). Мазаччо де­лает решительный шаг в объединении фигуры и пейзажа, впервые вводит воздушную перспек­тиву. Экспериментатором в области изучения и использования перспективы был Паоло Учелло (1397—1475), первый итальянский баталист. Трижды варьировал он композиции с эпизодами битвы при Сан-Романо (сер. 1450-х гг., Лондон, Национальная галерея; Флоренция, Уффици; Париж, Лувр), увлеченно изо­бражая разноцветных коней и всадников в са­мых разнообразных перспективных сокраще­ниях и разворотах. Среди последователей Мазаччо вы­делялся Андреа дель Кастаньо (ок. 1421— 1457), проявивший интерес не только к пласти­ческой форме и перспективным построениям, характерным для флорентийской живописи это­го времени, но и к проблеме колорита. Среди фресок церкви Санта Аполлония выделяется размахом изображения и остротой характеристик «Тайная вечеря» (1445—1450). Изысканной красотой и чистотой нежных сияющих цветовых гармоний, приобре­тающих особую декоративность в сочетании с золотом, пленяет полное поэзии и сказочности искусство фра Беато Анджелико (1387—1455). Мистическое по духу, связанное с наивным ми­ром религиозных представлений, оно овеяно поэзией народной сказки. Просветленны образы «Коронования Марии» (ок. 1435 г., Париж, Лувр), фресок монасты­ря Сан-Марко во Флоренции.Проблемы колорита привлекали и Доменико Венециано (ок. 1410— 1461), его религиозные компози­ции («Поклонение волхвов»,ок. 1435—1440 гг., Берлин — Далем, Картинная галерея), наивно-сказочные по трактовке темы, еще несут отпеча­ток готической традиции. Ренессансные черты ярче проявились в созданных им портретах. Необычайной тонкости ис­полнения, очень сдержанных по колориту, свет­ских по характеру произведений добивается фра Филиппо Липпи (ок. 1406—1469), типич­ный представитель раннего Возрождения, сменивший монашескую рясу на про­фессию бродячего художника. В нежных лирич­ных образах — «Мадонна под вуалью» (ок. 1465 г., Флоренция, Уффици) он запе­чатлел трогательно-женственный облик своей возлюбленной, любующейся пухлым младенцем. В творчестве Доменико Гирландайо (1449—1494) и прежде всего в его фресках обобщены искания художников раннего Воз­рождения; в них он выступает как наблюдатель­ный бытописатель флорентийского патрициата, сохранивший душевную ясность, спокойный внимательный взгляд на мир. Главное про­изведение Гирландайо — фрески церкви Санта-Мария Новелла (1485—1490) на сюжеты из жизни Марии и Иоанна Крестителя. Сандро Боттичелли (1445—1510) - один из самых эмоцио­нальных и лиричных художников Возрождения. Его наиболее прославленные зрелые карти­ны— «Весна» (ок. 1485 г.) и «Рождение Вене­ры» (ок. 1484 г., обе — Флоренция, Уффици) — навеяны поэзией придворного поэта Медичи А. Полициано и отмечены оригиналь­ностью истолкования сюжетов и образов антич­ных мифов, претворенных через глубоко личное поэтическое мироощущение.Наряду с Боттичелли одним из характерных выразителей флорентийской куль­туры последней трети XV в. был скульптор и жи­вописец Андреа Верроккьо (1435/36—1488), также работавший в основном, по заказам Ме­дичи. Созданная им бронзовая статуя «Давид» (1476, Флоренция, Национальный музей) по трактовке решительно отличается от «Давида» Донателло.Главным представителем ренессансной живописи Северной Италии был Андреа Мантенья (1431—1506), деятельность которого связана с Падуей, университетским городом, одним из центров гуманизма и научной мысли эпохи раннего Возрождения.

В силу специфических причин исторического развития культура Возрождения в Венеции сформировалась лишь во второй половине XV в., значительно позже, чем в других областях и городах Италии. Богатая торговая аристократиче­ская республика, тесно связанная с Византией, а также с государствами Западной Европы, вос­приняла и красочную декоративность Востока и традиции европейского готического искусства. В сложении собственно ренессансного искус­ства, и прежде всего живописи Венеции, особое место заняли художники семьи Беллини.Самым талантливым из них был Джованни Беллини (ок. 1430—1516), который усовершенствовал технику масляной живописи и добился сочности и глубины тонов, их мягких переходов. Освобождаясь от детализации и ме­лочности, он сосредоточивает внимание на раскрытии значительности нравственного мира человека. Он связывает образ человека с природой, способствующей передаче настроения изо­бражаемого. Его алтарный образ «Мадонна со святыми» (1480—1490, Венеция, галерея Академии) привлекает уравновешенной компози­цией, колористическим богатством, величествен­ностью и ясной просветленностью характеров героев, погруженных в задумчивость. Беллини был учителем великих вене­цианских живописцев Джорджоне и Тициана.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.