Тема 3. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Эгейское искусство Своеобразным связующим звеном между Востоком и Древней Грецией являлась эгейская культура, которая существовала на островах и побережье Эгейского моря (остров Крит), материковой Греции (города Микены и Тиринф), на западном побережье Малой Азии (город Троя). Расцвет этой культуры приходится на 2 тыс. до н. э. В критской архитектуре преобладали обширные дворцовые комплексы. Среди них выделялся своими масштабами (площадь примерно 16 тыс. кв. м) и свободной усложненной планировкой Кносский дворец. Его тронный зал был украшен эмблемой в виде двусторонней секиры-лабриса, священной на Крите, поэтому дворец стали называть Лабиринтом. (Впоследствии лабиринт — нарицательное название построек с запутанной планировкой.) В решении дворцовых интерьеров существенную роль играли деревянные колонны, получившие название иррациональных. Ствол колонн утолщался кверху, где он завершается капителью в виде круглого валика и лежащей на нем квадратной плиты. Покрытые зигзагообразными узорами, колонны усиливали впечатление живописного и динамичного решения пространства. Исполненные по сырой штукатурке росписи в виде фризов или панелей заполняли стены Кносского дворца. Здесь изображалась жизнь его обитателей, воссоздавался мир религиозных и мифологических образов: торжественные процессии, ритуальные танцы, люди, собирающие яркие цветы, кошки, охотящиеся на фазанов, рыбы, плавающие среди водорослей. «Дама в голубом» (ок. 1500 г. до н. э., Гераклион, Крит, Археологический музей, так называемая «Парижанка»). В росписях преобладали яркие, мажорные — желтая, синяя, зеленая, красная - краски. Мелкая пластика Крита, так же, как и живопись, носит изысканно декоративный, динамический характер. Это фигурки животных, коз с козлятами, особенно выразительные изображения быка, почитавшегося на Крите, статуэтки изящных женщин из цветного фаянса и слоновой кости со змеями в руках, вероятно, олицетворяющие богиню растительности, покровительницу всего живого. Тонким художественным вкусом отличаются керамические вазы разнообразных форм и расцветок, покрытые черным лаком, по которому нанесены белой, желтой и красной краской геометрические и растительные орнаменты в виде спиралей, зигзагов, розеток, лепестков — вазы из пещеры Камарес (ок. 1800 г. до н. э., Гераклион, Крит, Археологический музей). В росписях ваз часто встречаются мотивы морской фауны: рыбы, звезды, раковины. К лучшим образцам относится ваза с осьминогом (ок. 1500 г. до н. э., Гераклион, Крит, Археологический музей). Художественная культура материковой Греции отличалась от критской большей суровостью и мощью. Наиболее ярко самобытность ее проявилась в монументальной архитектуре. В возводившихся на крутых холмах дворцах и поселениях (которые впоследствии получили название «акрополь», что значит «верхний город») все было подчинено задачам обороны. Из огромных грубо отесанных камней складывались оборонительные стены, толщина которых доходила до 10 м, высота — до 18—20 м. Древним грекам казалось, что только легендарные одноглазые великаны-циклопы могли быть их строителями. Ученые назвали эти стены «циклопическими». Акрополь в Тиринфе дает полное представление о планировке такого дворца. В отличие от Критского дворца-лабиринта, в Тиринфском дворце все подчинено ясному порядку, симметрии, чем достигнута большая цельность композиции. Акрополь замыкают могучие стены, вход перекрыт тремя воротами. Центр акрополя — дворец с большим двором. Особое внимание в микенской архитектуре уделялось укреплению ворот. Центральные ворота обширной многоярусной крепости Микен («Львиные врата», XIV—XIII вв. до н. э.) представляют величественное сооружение, символизирующее могущество микенских царей. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|