Здавалка
Главная | Обратная связь

Основы социально-психологической диагностики личности и групповой композиции



 

Социально-психологический контекст изучения личности - в отличие от общепсихологического - основан на изучении тех свойств, особенностей и качеств личности, которые по своей природе являются социально-психологическими, то есть формируются в процессе отношений между людьми, проявляются в них и, как справедливо отмечает В.А.Лабунская, оказывают влияние на возникновение новых отношений и определенных типов взаимодействия.

Поэтому в данной и последующих главах отсутствует психодиагностический инструментарий, связанный с изучением познавательных процессов, а также индивидных эмоционально-волевых особенностей личности в «чистом» виде.

В первом разделе главы 1 социально-психологическая специфика диагностики личности направлена на выявление структуры социальных и жизненных ценностей личности (терминальных и инструментальных), ролевых позиций в межличностных отношениях, интерактивной личностной направленности, социальной зрелости, и социальной комфортности. Диагностический материал первого раздела содержит методики, которые прошли отечественную апробацию и в последнее десятилетие широко используются в практической деятельности психологов.

Второй раздел главы I посвящен изучению индивидуально-психологических особенностей, определяющих доминирующую социально-психологическую и деятельностную направленность группы и составляющих ее структурную композицию. В реальных условиях жизнедеятельность личности чаще всего осуществляется в группах (классе, студенческой группе, бригаде, отделе, фирме и т. п.). Следовательно, индивидуально-психологические особенности не могут не влиять на определенные аспекты групповой деятельности. Однако, как отмечает В. С. Мерлин, в «современной психологии существует, с одной стороны, тенденция некоторых психологов исследовать личность отдельно от коллектива, в котором она живет и формируется, а с другой стороны, тенденция специалистов, изучающих коллектив, забывать о том, что он состоит из конкретных личностей, имеющих свои индивидуальные особенности. Подобного подхода придерживается целый ряд авторов (А. Г. Ковалев, Л. И. Уманский, Р. С. Немов и др.).

В наших исследованиях данная концепция нашла подтверждение на примере обучения иностранному языку в экстравертированных и интровертированных группах (Н. П. Фетискин, И. А. Жаркова). Так, эффективность обучения в значительной мере обусловливалась спецификой монотипности социально-психологических особенностей в исследуемых группах, то есть чем выше была идентичность групповой композиции по параметру «экстраверсия-интроверсия», тем выше были показатели психологического климата и личностной самореализации обучаемых (Жаркова И. Д., 2001).

В связи с этим психодиагностический инструментарий, представленный во втором

разделе главы I, включает методики, ориентированные на изучение композиционной монотипности малых групп по следующим признакам: коммуникативно-психодинамическому уровню самооценки, эмоционально-волевому и креативному. Последние критерии в должной мере отражают психологическое единство группы - эмоциональное, волевое и интеллектуальное (Л. И. Уманский).

Следует отметить, что представленные в данном разделе исследовательские методики не охватывают всю палитру имеющихся диагностических средств и носят экспериментально-поисковый характер.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.