Диагностика личностного эгоцентризма.
Инструкция. Тест содержит 40 незаконченных предложений. Вам необходимо дополнить каждое из них так, чтобы получились предложения, в которых выражена законченная мысль. Сразу записывайте первое пришедшее в голову окончание незаконченного - предложения. Старайтесь работать быстро. Время выполнения задания фиксируется. Бланк теста эгоцентрических ассоциаций выглядит следующим образом:
Время, затраченное на заполнение теста, мин.______________
Дата___________ Ф.И.О. испытуемого____ Возраст____Родной язык_______
1. В такой ситуации... 2. Легче всего... 3. Несмотря на то, что... 4. Чем дольше... 5. По сравнению с... 6. Каждый... 7. Жаль, что... 8. В результате... 9. Если... 10. Несколько лет тому назад... 11. Самое важное то, что... 12. Только... 13. На самом деле... 14. Настоящая проблема в том, что... 15. Неправда, что... 16. Придет такой день, когда... 17. Самое большое... 18. Никогда... 19. В то, что... 20. Вряд ли возможно, что... . 21. Главное в том, что... 22. Иногда... 23. Лет так через двенадцать... 24. В прошлом... 25. Дело в том, что... 26. В настоящее время... 27. Самое лучшее... 28. Принимая во внимание... 29. Если бы не... 30. Всегда... 31. Возможность... 32. В случае... 33. Обычно... 34. Если бы даже... 35. До сих пор... 36. Условие для... 37. Более всего... 38. Насчет... 39. С недавнего времени... 40. Только с тех пор...
После завершения работы испытуемые сдают заполненные бланки текста. Экспериментатор быстро их просматривает, не вчитываясь в содержание, и если замечает незавершенные предложения, то бланк возвращается с просьбой завершить то или иное предложение. При этом время фиксируется и прибавляется к предыдущему.
Обработка результатов Цель обработки результатов - получение индекса эгоцентризма. По величине индекса можно судить об уровне эгоцентрической направленности личности. Обрабатывать результаты имеет смысл, если испытуемый полностью справился с тестом, поэтому во время тестирования важно следить, чтобы все предложения были закончены. Если в тестовом бланке оказалось более 10 незаконченных предложений, то он не подлежит обработке и анализу. В таком случае испытуемого просят протестироваться еще раз через несколько дней. Индекс эгоцентризма определяется путем выявления и подсчета предложений, содержащих информацию, указывающую на самого субъекта, то есть тестируемого. Эта информация выражается личными местоимениями «я», «мне», «мой», «мною», «моих» и т. п. Информацию о самом субъекте несут также предложения, в которых указанные местоимений нет, но они явно подразумеваются, поскольку есть глагол первого лица единственного числа. Индексом эгоцентризма служит количество выше обозначенных предложений. Для удобства подсчета предложений, содержащих это указание о самом субъекте и отражающих его центрацию на себе, в заполненном бланке местоимения первого лица единственного числа или соответствующие глагольные окончания подчеркиваются, а номер предложения обводится кружком.
Анализ результатов Для определения уровня эгоцентрической направленности личности и анализа полученных результатов приводится таблица. Она содержит градации уровней эгоцентризма студентов, в том числе студентов-первокурсников.
Лица с высоким уровнем эгоцентризма часто бывают конфликтными, так как недостаточно учитывают, а порой и искажают смысловое содержание сообщения собеседника, что ведет к недопониманию и межличностным проблемам. В моральном плане эгоцентрическая направленность может вести к эгоизму, которой проявляется в попытках использовать других людей для удовлетворения собственных потребностей и интересов, а также к прагматизму, то есть стремлением связывать все, с чем индивид встречается в жизни, только со своей пользой. Низкий уровень эгоцентризма часто является следствием постоянного подавления личности ребенка авторитетами. Дома такими людьми становятся родители, а в школе - учителя и некоторые ученики. В отдельных случаях высокий уровень эгоцентрической направленности может быть ситуативным, вызванным очень значимым для человека событием.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|