Здавалка
Главная | Обратная связь

Диагностика психолого-педагогической характеристики малой учебной группы



 

Инструкция. Карта-схема, состоящая из опросных листов, представляет собой пятибалльную шкалу, вмонтированную в набор качеств, характеризующих наиболее существенные свойства группы.

Оценка уровня развития отдельных групповых качеств идет по пятибалльной системе: 5 ставится тогда, когда качество очень сильно и постоянно проявляется, 4 - проявляется постоянно, но не так сильно, 3 - не очень проявляется, 2 - проявляется противоположное отрицательное качество, 1 - сильно проявляется противоположное отрицательное качество.

 

Например:

 

Группа стремится общаться и сотрудничать с другими группами. У группы наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других групп.

 

5 ставится, когда стремление общаться с другими группами очень ярко выражено, 4 -когда не очень выражено, 3 - слабо выражено, 2 - больше выражено стремление обособиться, чем общаться, 1 - стремление обособиться выражено ярко.

Поскольку качества группы даются в карте-схеме в большинстве случаев по принципу противоположности, необходимо одновременно учитывать и негативные, и позитивные. Чтобы оценить какое-либо качество, необходимо прочитать слева его положительную оценку, а справа отрицательную и лишь затем крестиком обозначить оценку против соответствующего балла и вписать напротив каждого суждения фамилии тех учеников, которые заметно влияют на данное свойство класса.

 

Направление активности

 

1 . Группа активна, полна творческой энергии. 1. Группа инертна, пассивна.
2. Группа выше всего ставит положительные духовные запросы (искусство, литература, учеба, совершенствование в профессии). 2. Группа выше всего ставит примитивные материальные блага, деньги, развлечения и т. д.
3. В своих делах группа ставит перед собой общественно полезные цели. 3. Группу отличают общественно вредные, асоциальные цели.
4. Группу объединяет одна общая цель деятельности, а не просто сходные цепи каждого члена группы в отдельности. 4. В группе соединились люди, у которых лишь сходные совпадающие цели, но эта цели не стали общегрупповыми.
5. В группе более всего уважают коллективистов, делающих все ради других. 5. Популярные члены группы - эгоисты, работающие лишь для себя.
6. Члены группы стремятся постоянно общаться друг с другом. 6. У членов группы нет стремления постоянно общаться друг с другом.
7. Группа стремится общаться и сотрудничать с другими членами. 7. У группы наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других групп.
8. Группу отличают устойчивые интересы. 8. Группу отличает быстрая смена интересов.
9. Группа постоянно осуществляет свои интересы на деле. 9. Группа пассивна. Интересуясь чем-то, не стремится это осуществить на деле.
10. Актив, ядро группы ведет ее из общественно полезные дела. 10. Актив ведет группу на антиобщественные дела.
11. В группе справедливо относятся ко всем членам группы, стремятся поддержать слабых в общей деятельности, каждый испытывает чувство защищенности. 11. Группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», в ней пренебрежительно относятся к слабым.

 

Организованность

 

1 . В группе разумно, доброжелательно решаются вопросы взаимопомощи. 1. При решении групповой задачи необходимость взаимоподчинения вызывает противодействие и даже конфликты.
2. Группа может самостоятельно выбрать себе организаторов по различным видам деятельности. 2. Группа не может самостоятельно, без помощи старших решить вопрос о выборе организаторов или проводит выборы несерьезно, по принципу «кого-нибудь, только не меня».
3. Члены группы взаимодействуют в том направлении, которое приносит успех всей группе в целом. 3. Большинство членов группы ориентируются на себя и делают то, что им удобно и выгодно.
4. Трудные условия, ситуация опасности, неожиданные сильные воздействия еще более сплачивают группу. 4. В этих условиях происходит рассогласование группы, вплоть до ее полного распада.
5. Неудача в достижении групповой цели приводит к еще большему единству и сплочению группы. 5. Неудача в достижении групповой цели расслабляет группу вплоть до ее полного отказа от реализации данной цели.
6. Группа постоянно и устойчиво поддерживает связь и осуществляет взаимодействие с другими группами. 6. Группа стремится изолироваться от других групп, противодействует контактам с ними.
7. Группа доброжелательно, участливо относится к новым членам, старается помочь освоиться и «прижиться», влиться в свою среду. 7. Группа враждебно относится к новым членам, противодействует вхождению их в новую для них среду.
8. Группа легко, свободно, быстро, с высокой результативностью согласует свои действия. 8. Группа способна к согласованию своих действий.
9. Группа представляет устойчивое единое целое. Имеющиеся в группе отдельные группировки (например, по симпатиям) активно взаимодействуют друг с другом, поддерживая обшегрупповое единство. 9. Группа не представляет единого целого, распадается на ряд отдельных группировок, которые враждуют друг с другом.
10. Члены группы активно стремятся сохранить группу как единое целое. Группа настойчиво противодействует попыткам расформирования. 10. К сохранению группы ее члены относятся безразлично. Группа легко поддается расформированию или даже способствует ему.
11 . Группа имеет хороших, способных организаторов, являющихся ее авторитетными и полномочными представителями. 11 . Группа не имеет хороших, способных организаторов.

 

Интеллектуальная коммуникативность

 

 

1. Группа имеет четкое единое суждение о возможностях ее действительных организаторов. 1. Группа не имеет единого мнения о возможностях своих организаторов. Мнение группы о ее организаторах противоречиво.
2. Все члены группы прислушиваются к мнению своих товарищей и приходят к единодушному суждению. 2. Члены группы не прислушиваются к мнению своих товарищей, точки зрения очень противоречивы.
3. Члены группы хорошо и постоянно осведомлены обо всем, что касается группы: ее задачах, внутри-групповых отношениях, ее месте среди других групп, результатах ее деятельности и т. д. 3. В группе не знают о ее задачах, внутригрупповых отношениях, ее месте среди других групп, результатах ее деятельности и т. д.
4. Группа легко находит общий язык, взаимопонимание при решении групповых задач. 4. В группе нет взаимопонимания при решении общих задач.
5. При обсуждении актуальных вопросов, касающихся группы и поведения отдельных ее членов, группа активно добивается единого мнения и находит единодушное решение. 5. Группа не способна прийти к единому мнению при обсуждении вопросов, касающихся как группы в цепом, так и отдельных ее членов.
6. В изменяющихся жизненных ситуациях группа быстро оценивает перемены, создает новое общественное мнение. 6. Группа не способна оценивать изменившуюся обстановку, слепо следует привычкам, сложившимся суждениям.
7. При оценке воспринимаемых фактов и событий окружающей жизни в группе существует устойчивое единство суждений. 7. Для группы характерны противоположные суждения и оценки воспринимаемых фактов, событий.
8. Группа имеет единое и четкое мнение о своих возможностях, достоинствах и недостатках. 8. В группе имеют место явно противоречивые мнения о своих возможностях и недостатках.
9. Группа верно, единодушно оценивает свое место среди других групп. 9. Группа неверно и противоречиво оценивает свое место среди других групп.
10. Критические замечания со стороны членов группы принимаются доброжелательно и способствуют созданию единого группового мнения. 10. Критические замечания со стороны одних членов группы принимаются другими ее членами враждебно и способствует разъединению группового мнения.
11. Критические замечания извне группы принимаются доброжелательно, самокритично и формируют стремление к осмысливанию и исправлению недостатков. 11. Критические замечания извне принимаются группой враждебно и вызывают стремление к отпору, настаиванию на недостатках, групповому упрямству.

 

Психологический климат

 

1. Преобладание мажорного, приподнятого, доброго общего тона в группе. 1. Преобладание подавленного настроения, пессимистического настроя в группе.
2. Доброжелательность во взаимоотношениях членов группы, взаимное притяжение друг к другу симпатия. 2. Конфликтность в отношениях, отталкивание, антипатия.
3. Стремление к совместности переживаний события, жизненных явлений, произведений искусства. 3. Тенденция и замкнутости членов группы друг от друга, отказ или уклонение от группового характера переживаний.
4. Успехи или неудачи группы в целом переживаются ярко всеми членами группы. 4. Успехи или неудачи группы оставляют членов группы равнодушными.
5. Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание, искреннее участие других членов группы Здесь имеют место одобрение, поддержка, а упреки и критика делаются с доброжелательных позиций. 5. В этих условиях в группе проявляются зависть, злорадство, а упреки и критика исходят из желания унизить, оскорбить.
6. В сложных ситуациях происходит эмоциональное единение, общий мобилизационный настрой. 6. В этих условиях группа теряется, «раскисает», наблюдается растерянность, ссоры, взаимные обвинения и т. д.
7. Отрицательная оценка группы со стороны более широких общностей или их органов вызывает групповое сопереживание, выражающее единение группы и способствующее ему. 7. В данных обстоятельствах у части группы имеют место переживания, выражающие разобщение группы или способствующие этому.
8. В отношении между эмоциональными объединениями (группировки по симпатиям) существует взаимное расположение и доброжелательность. 8. Группировки конфликтуют между собой, враждебно относятся друг к другу.
9. Групповые эмоциональные «взрывы» в сложных жизненных ситуациях (например, общее негодование, возмущение) регулируются группой и не меняют качественно содержание ее поведения. 9. Групповые эмоциональные состояния взрывного характера выходят из-под контроля группы, протекают стихийно и определяют содержание группового поведения.
10. Членам группы нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в группе, участвовать совместной деятельности. 10. Члены группы не стремятся бывать вместе, проявляют безразличие к общению, выражают отрицательное эмоциональное отношение к совместной деятельности.
11. Группа способна сдерживать проявление своих чувств, когда этого требуют интересы дела. 11. Группа не в состоянии сдерживать эмоциональные порывы в необходимых ситуациях.

 

Обработка и интерпретация результатов

 

Количественная оценка проводится на основе сопоставления общей суммы по всем интегративным свойствам со следующей шкалой измерения уровня развития коллектива:

 

 

Уровни развития коллектива Сумма баллов по всем качествам
Высокое развитие 180-220
Хорошее развитие 140-179
Среднее развитие 100-139
Недостаточное развитие 60-99

 

Интегративность группы ведет к согласованности актов поведения и деятельности членов группы. Коллектив - это система интегративных и дифференциальных признаков. Отличие коллектива от диффузной группы состоит в качественном своеобразии межличностных отношений и взаимодействия, а также уровне развития таких общих характеристик, как направленность, организованность, интеллектуальная коммуникативность, психологический климат, которые и образуют структуру коллектива.

Направленность - это содержание тех целей, интересов и моральных ценностей класса, вокруг которых объединяется большинство его членов. К направленности относится также готовность класса оказывать помощь другим классам и вступать в сотрудничество с ними, готовность поступиться своими интересами ради интересов всей школы (в противном случае классу присущ «групповой эгоизм»).

Организованность - способность класса к самоуправляемости, умение самостоятельно создавать организацию в трудных или непредвиденных ситуациях, согласованно выдвигать лидеров-организаторов, умение подчиняться требованиям своих товарищей (лидеров). Способных лидеров хватает для организации любого дела.

Согласованность мнений и действий, готовность каждого школьника взять на себя инициативу и повышенную ответственность.

Правильная ориентировка каждого школьника в жизнедеятельности класса, что значит, как писал А. С. Макаренко, «ощущать, в каком месте коллектива ты находишься и какие твои обязанности по отношению к поведению из этого вытекают».

Интеллектуальная коммуникативность - это способность класса быстро и легко находить общий язык, приходить к общему мнению, устанавливать сходство суждений. Школьники довольны своей способностью понимать друг друга с полуслова. Взаимопонимание доставляет им радость и чувство комфорта. Класс активизирует своих членов, когда ищет общее решение. К мнению каждого внимательно прислушиваются, добиваясь общего языка и побуждая друг друга к активному обсуждению различных точек зрения.

Психологический климат - преобладание того или иного психологического настроя (мажорный, приподнятый, пессимистический, подавленный); степень психологической защищенности каждого ученика (доброжелательность во взаимоотношениях, поддержка в трудной ситуации или напряженность во взаимоотношениях, упреки, попытки унизить достоинство личности, равнодушие).

Эмоциональное единство - успехи или неудачи ярко переживаются всем коллективом. Разобщенность - ученики не стремятся быть вместе, проявляют безразличие к общению.

Кроме того, оценивается подготовленность группы как уровень знаний, навыков, умений в том или ином виде совместной групповой деятельности.

 

4.4.4. Методика «Климат» (модифицированный вариант методики Б. Д. Парыгина)

 

Назначение. Методика предназначена для выяснения условий, обеспечивающих благоприятный психологический климат в коллективе.

 

Инструкция. Дайте оценку тому, как проявляются те или иные свойства психологического климата в коллективе. Для этого необходимо прочитать в схеме сначала предложения слева, а затем справа и после этого отметить в средней части листа ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине (обведите ее кружком).

 

Значения оценок:

3 - свойство проявляется в коллективе всегда;

1 - проявляется достаточно, чтобы его заметить;

0 - противоположные свойства (ни одно из них не проявляется достаточно заметно или проявляются оба в одинаковой степени). Оценки с«+»относятся к левой части таблицы, с «-»- к правой.

 

 

В коллективе преобладает бодрый и жизнерадостный тон настроения. + + + 0 - - - 3 2 1 0 1 2 3 Преобладают подавленные настроения, пессимистический настрой.
Доброжелательность во взаимоотношениях, взаимное расположение. + + + 0 - - - 3 2 1 0 1 2 3 Конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатия.
В коллективе высоко ценится принципиальность, четность, бескорыстие, здесь велико желание трудиться. + + + 0 - - - 3 2 1 0 1 2 3 Принципиальность, честность, бескорыстие не в почете, нет стремления к коллективному труду.
Коллектив стремится общаться и сотрудничать с другими коллективами. + + + 0 - - - 3 2 1 0 1 2 3 Наблюдается стремление обособиться от других коллективов.
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание. + + + 0 - - - 3 2 1 0 1 2 3 Группировки конфликтуют между собой.
Членам коллектива нравится бывать вместе, чаще находиться в коллективе, участвовать в совместных делах, проводить свободное время. + + + 0 - - - 3 2 1 0 1 2 3 Члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более тесному общению, отказываются от участия в совместных делах.
Успехи и неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание и искреннее участие у всех. + + + 0 - - - 3 2 1 0 1 2 3 Успехи и неудачи оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают нездоровую зависть и злорадство.
Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями. + + + 0 - - - 3 2 1 0 1 2 3 Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов.
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга. + + + 0 - - - 3 2 1 0 1 2 3 В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению других.
В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение, когда «один за всех и все за одного». + + + 0 - - - 3 2 1 0 1 2 3 В трудных случаях коллектив «раскисает», наблюдается растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения.
Достижения и неудачи коллектива переживаются всеми как собственные. + + + 0 - - - 3 2 1 0 1 2 3 Достижения и неудачи коллектива не находят оклика у его представителей.
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться. + + + 0 - - - 3 2 1 0 1 2 3 Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляют враждебность.
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное для всех дело. + + + 0 - - - 3 2 1 0 1 2 3 Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах.
В коллективе справедливо относятся ко всем, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту. + + + 0 - - - 3 2 1 0 1 2 3 Коллектив заметно разделяется на«привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь снисходительно относятся к слабым, нередко высмеивают их.
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители. + + + 0 - - - 3 2 1 0 1 2 3 К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно.

 

Обработка результатов

Подсчитывается среднее количество баллов по каждому вопросу и строится профиль ответов группы. Затем вычисляется средняя величина по всей анкете (по группе).

Результаты опроса удобно и наглядно разместить в таблице, где строчками являются вопросы анкеты (их 15), а столбцами - ответы членов группы, каждому из которых присваивается порядковый номер. Положительные оценки отмечаются штриховкой клеточек красным (оценка 3), оранжевым (2), желтым (1) цветом, а отрицательные - коричневым, синим, зеленым.

 

Литература

1. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб, 2000.

2. Гришина В. В., Лушин П.В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. - М., 1990.

3. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом. Учебное пособие/Под ред. С. А. Багрецова. - М., 1999.

4. Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности. - М., 1979.

5. Емельянове. М. Практикум по конфликтологии. - М., 2000.

6. Ерина С. И. Ролевой конфликт и его диагностика в деятельности руководителя. -М.,1999.

7. Клюева Н. В. Психологическое обеспечение педагогической деятельности. - Ярославль, 1998.

8. Кричевский Р. Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства. - М., 1985.

9. Куницина В. Н., Казарнова Е. Л., Погольша В. М. Межличностное общение. - СПб.,2001,

10. Лабораторный практикум по общей и социальной психологии/Под ред. В. П. Фоминых. - Чебоксары,1998

11. Лутошкин А. Н. Психологический климат первичного производственного коллектива. - Кострома, 197В.

12. Мануйлов Г. М. Психологическое управление в рыночных условиях. - М., 1997.

13. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. Сб.научных трудов/ Под.ред. А. Л. Журавлева, Е. В. Журавлевой. - М., 1995.

14. Методики социально-психологической диагностики личности и группы/Под ред.А. Л. Журавлева. - М.,1990.

15. Немов Р. С. Психология. Книга 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.,1995.

16. Обозов Н. Н. Психологическое исследование и консультирование. - СПб., 1998.

17. Парыгин Б. Д. Социально-психологический климат коллектива: Пути и методы изучения. - Л., 1981.

18. Реан А. А., Когоминский Я. Л. Социальная педагогическая психология. - М., 1999.

19. Сэрычев С. В., Чернышев А. С. Социально-психологические аспекты надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности. - Курск, 2000.

20. Социально-психологический климат коллектива. Спецпрактикум по социальной психологии/Под ред.Ю. М. Жукова.- М., 1984. 21.УманскийЛ. И. Психология организаторской деятельности. - М,, 1980.

22. Фетискин Н. П., Миронова Т. И. Социально-психологическая диагностика личности и группы. - М. -Кострома, 2001.

23.Чернышев А. С. Психологические основы педагогической практики студентов. - М.,2000.

 

 

Глава 5. Психодиагностика перцептивных особенностей личности и группы

 

Раздел 1

 

Диагностика содержательно-стилевых перцептивных особенностей личности и малой группы

 

5.1.1. О специфике социально-перцептивной диагностики. 3

5.1.2. Социально-перцептивная дифференциация малых групп. 3

5.1.3. Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности (модифицированный вариант Н. П. Фетискина) 5

5.1.4. Диагностика доминирующей перцептивной модальности (С. Ефремцева) 7

5.1.5. Перцептивная самооценка парциальной и интегральной эмоциональной экспрессивности (Л.Е.Бачина, А.Е.Ольшанникова) 9

5.1.6. Методика экспертной оценки невербальной коммуникации (А. М. Кузнецова) 12

5.1.7. Самооценка уровня онтогенетической рефлексии. 14

5.1.8. Определение уровня перцептивно-невербальной компетентности (Г. Я. Розен) 15

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.