Диагностика психолого-педагогической характеристики малой учебной группы
Инструкция. Карта-схема, состоящая из опросных листов, представляет собой пятибалльную шкалу, вмонтированную в набор качеств, характеризующих наиболее существенные свойства группы.
Оценка уровня развития отдельных групповых качеств идет по пятибалльной системе: 5 ставится тогда, когда качество очень сильно и постоянно проявляется, 4 - проявляется постоянно, но не так сильно, 3 - не очень проявляется, 2 - проявляется противоположное отрицательное качество, 1 - сильно проявляется противоположное отрицательное качество.
Например:
Группа стремится общаться и сотрудничать с другими группами.
|
|
|
|
|
| У группы наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других групп.
|
5 ставится, когда стремление общаться с другими группами очень ярко выражено, 4 -когда не очень выражено, 3 - слабо выражено, 2 - больше выражено стремление обособиться, чем общаться, 1 - стремление обособиться выражено ярко.
Поскольку качества группы даются в карте-схеме в большинстве случаев по принципу противоположности, необходимо одновременно учитывать и негативные, и позитивные. Чтобы оценить какое-либо качество, необходимо прочитать слева его положительную оценку, а справа отрицательную и лишь затем крестиком обозначить оценку против соответствующего балла и вписать напротив каждого суждения фамилии тех учеников, которые заметно влияют на данное свойство класса.
Направление активности
1 . Группа активна, полна творческой энергии.
|
|
|
|
|
| 1. Группа инертна, пассивна.
|
2. Группа выше всего ставит положительные духовные запросы (искусство, литература, учеба, совершенствование в профессии).
|
|
|
|
|
| 2. Группа выше всего ставит примитивные материальные блага, деньги, развлечения и т. д.
|
3. В своих делах группа ставит перед собой общественно полезные цели.
|
|
|
|
|
| 3. Группу отличают общественно вредные, асоциальные цели.
|
4. Группу объединяет одна общая цель деятельности, а не просто сходные цепи каждого члена группы в отдельности.
|
|
|
|
|
| 4. В группе соединились люди, у которых лишь сходные совпадающие цели, но эта цели не стали общегрупповыми.
|
5. В группе более всего уважают коллективистов, делающих все ради других.
|
|
|
|
|
| 5. Популярные члены группы - эгоисты, работающие лишь для себя.
|
6. Члены группы стремятся постоянно общаться друг с другом.
|
|
|
|
|
| 6. У членов группы нет стремления постоянно общаться друг с другом.
|
7. Группа стремится общаться и сотрудничать с другими членами.
|
|
|
|
|
| 7. У группы наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других групп.
|
8. Группу отличают устойчивые интересы.
|
|
|
|
|
| 8. Группу отличает быстрая смена интересов.
|
9. Группа постоянно осуществляет свои интересы на деле.
|
|
|
|
|
| 9. Группа пассивна. Интересуясь чем-то, не стремится это осуществить на деле.
|
10. Актив, ядро группы ведет ее из общественно полезные дела.
|
|
|
|
|
| 10. Актив ведет группу на антиобщественные дела.
|
11. В группе справедливо относятся ко всем членам группы, стремятся поддержать слабых в общей деятельности, каждый испытывает чувство защищенности.
|
|
|
|
|
| 11. Группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», в ней пренебрежительно относятся к слабым.
|
Организованность
1 . В группе разумно, доброжелательно решаются вопросы взаимопомощи.
|
|
|
|
|
| 1. При решении групповой задачи необходимость взаимоподчинения вызывает противодействие и даже конфликты.
|
2. Группа может самостоятельно выбрать себе организаторов по различным видам деятельности.
|
|
|
|
|
| 2. Группа не может самостоятельно, без помощи старших решить вопрос о выборе организаторов или проводит выборы несерьезно, по принципу «кого-нибудь, только не меня».
|
3. Члены группы взаимодействуют в том направлении, которое приносит успех всей группе в целом.
|
|
|
|
|
| 3. Большинство членов группы ориентируются на себя и делают то, что им удобно и выгодно.
|
4. Трудные условия, ситуация опасности, неожиданные сильные воздействия еще более сплачивают группу.
|
|
|
|
|
| 4. В этих условиях происходит рассогласование группы, вплоть до ее полного распада.
|
5. Неудача в достижении групповой цели приводит к еще большему единству и сплочению группы.
|
|
|
|
|
| 5. Неудача в достижении групповой цели расслабляет группу вплоть до ее полного отказа от реализации данной цели.
|
6. Группа постоянно и устойчиво поддерживает связь и осуществляет взаимодействие с другими группами.
|
|
|
|
|
| 6. Группа стремится изолироваться от других групп, противодействует контактам с ними.
|
7. Группа доброжелательно, участливо относится к новым членам, старается помочь освоиться и «прижиться», влиться в свою среду.
|
|
|
|
|
| 7. Группа враждебно относится к новым членам, противодействует вхождению их в новую для них среду.
|
8. Группа легко, свободно, быстро, с высокой результативностью согласует свои действия.
|
|
|
|
|
| 8. Группа способна к согласованию своих действий.
|
9. Группа представляет устойчивое единое целое. Имеющиеся в группе отдельные группировки (например, по симпатиям) активно взаимодействуют друг с другом, поддерживая обшегрупповое единство.
|
|
|
|
|
| 9. Группа не представляет единого целого, распадается на ряд отдельных группировок, которые враждуют друг с другом.
|
10. Члены группы активно стремятся сохранить группу как единое целое. Группа настойчиво противодействует попыткам расформирования.
|
|
|
|
|
| 10. К сохранению группы ее члены относятся безразлично. Группа легко поддается расформированию или даже способствует ему.
|
11 . Группа имеет хороших, способных организаторов, являющихся ее авторитетными и полномочными представителями.
|
|
|
|
|
| 11 . Группа не имеет хороших, способных организаторов.
|
Интеллектуальная коммуникативность
1. Группа имеет четкое единое суждение о возможностях ее действительных организаторов.
|
|
|
|
|
| 1. Группа не имеет единого мнения о возможностях своих организаторов. Мнение группы о ее организаторах противоречиво.
|
2. Все члены группы прислушиваются к мнению своих товарищей и приходят к единодушному суждению.
|
|
|
|
|
| 2. Члены группы не прислушиваются к мнению своих товарищей, точки зрения очень противоречивы.
|
3. Члены группы хорошо и постоянно осведомлены обо всем, что касается группы: ее задачах, внутри-групповых отношениях, ее месте среди других групп, результатах ее деятельности и т. д.
|
|
|
|
|
| 3. В группе не знают о ее задачах, внутригрупповых отношениях, ее месте среди других групп, результатах ее деятельности и т. д.
|
4. Группа легко находит общий язык, взаимопонимание при решении групповых задач.
|
|
|
|
|
| 4. В группе нет взаимопонимания при решении общих задач.
|
5. При обсуждении актуальных вопросов, касающихся группы и поведения отдельных ее членов, группа активно добивается единого мнения и находит единодушное решение.
|
|
|
|
|
| 5. Группа не способна прийти к единому мнению при обсуждении вопросов, касающихся как группы в цепом, так и отдельных ее членов.
|
6. В изменяющихся жизненных ситуациях группа быстро оценивает перемены, создает новое общественное мнение.
|
|
|
|
|
| 6. Группа не способна оценивать изменившуюся обстановку, слепо следует привычкам, сложившимся суждениям.
|
7. При оценке воспринимаемых фактов и событий окружающей жизни в группе существует устойчивое единство суждений.
|
|
|
|
|
| 7. Для группы характерны противоположные суждения и оценки воспринимаемых фактов, событий.
|
8. Группа имеет единое и четкое мнение о своих возможностях, достоинствах и недостатках.
|
|
|
|
|
| 8. В группе имеют место явно противоречивые мнения о своих возможностях и недостатках.
|
9. Группа верно, единодушно оценивает свое место среди других групп.
|
|
|
|
|
| 9. Группа неверно и противоречиво оценивает свое место среди других групп.
|
10. Критические замечания со стороны членов группы принимаются доброжелательно и способствуют созданию единого группового мнения.
|
|
|
|
|
| 10. Критические замечания со стороны одних членов группы принимаются другими ее членами враждебно и способствует разъединению группового мнения.
|
11. Критические замечания извне группы принимаются доброжелательно, самокритично и формируют стремление к осмысливанию и исправлению недостатков.
|
|
|
|
|
| 11. Критические замечания извне принимаются группой враждебно и вызывают стремление к отпору, настаиванию на недостатках, групповому упрямству.
|
Психологический климат
1. Преобладание мажорного, приподнятого, доброго общего тона в группе.
|
|
|
|
|
| 1. Преобладание подавленного настроения, пессимистического настроя в группе.
|
2. Доброжелательность во взаимоотношениях членов группы, взаимное притяжение друг к другу симпатия.
|
|
|
|
|
| 2. Конфликтность в отношениях, отталкивание, антипатия.
|
3. Стремление к совместности переживаний события, жизненных явлений, произведений искусства.
|
|
|
|
|
| 3. Тенденция и замкнутости членов группы друг от друга, отказ или уклонение от группового характера переживаний.
|
4. Успехи или неудачи группы в целом переживаются ярко всеми членами группы.
|
|
|
|
|
| 4. Успехи или неудачи группы оставляют членов группы равнодушными.
|
5. Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание, искреннее участие других членов группы Здесь имеют место одобрение, поддержка, а упреки и критика делаются с
доброжелательных позиций.
|
|
|
|
|
| 5. В этих условиях в группе проявляются зависть, злорадство, а упреки и критика исходят из желания унизить, оскорбить.
|
6. В сложных ситуациях происходит эмоциональное единение, общий мобилизационный настрой.
|
|
|
|
|
| 6. В этих условиях группа теряется, «раскисает», наблюдается растерянность, ссоры, взаимные обвинения и т. д.
|
7. Отрицательная оценка группы со стороны более широких общностей или их органов вызывает групповое сопереживание, выражающее единение группы и способствующее ему.
|
|
|
|
|
| 7. В данных обстоятельствах у части группы имеют место переживания, выражающие разобщение группы или способствующие этому.
|
8. В отношении между эмоциональными объединениями (группировки по симпатиям) существует взаимное расположение и доброжелательность.
|
|
|
|
|
| 8. Группировки конфликтуют между собой, враждебно относятся друг к другу.
|
9. Групповые эмоциональные «взрывы» в сложных жизненных ситуациях (например, общее негодование, возмущение) регулируются группой и не меняют качественно содержание ее поведения.
|
|
|
|
|
| 9. Групповые эмоциональные состояния взрывного характера выходят из-под контроля группы, протекают стихийно и определяют содержание группового поведения.
|
10. Членам группы нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в группе, участвовать совместной деятельности.
|
|
|
|
|
| 10. Члены группы не стремятся бывать вместе, проявляют безразличие к общению, выражают отрицательное эмоциональное отношение к совместной деятельности.
|
11. Группа способна сдерживать проявление своих чувств, когда этого требуют интересы дела.
|
|
|
|
|
| 11. Группа не в состоянии сдерживать эмоциональные порывы в необходимых ситуациях.
|
Обработка и интерпретация результатов
Количественная оценка проводится на основе сопоставления общей суммы по всем интегративным свойствам со следующей шкалой измерения уровня развития коллектива:
Уровни развития коллектива
| Сумма баллов по всем качествам
|
Высокое развитие
| 180-220
|
Хорошее развитие
| 140-179
|
Среднее развитие
| 100-139
|
Недостаточное развитие
| 60-99
|
Интегративность группы ведет к согласованности актов поведения и деятельности членов группы. Коллектив - это система интегративных и дифференциальных признаков. Отличие коллектива от диффузной группы состоит в качественном своеобразии межличностных отношений и взаимодействия, а также уровне развития таких общих характеристик, как направленность, организованность, интеллектуальная коммуникативность, психологический климат, которые и образуют структуру коллектива.
Направленность - это содержание тех целей, интересов и моральных ценностей класса, вокруг которых объединяется большинство его членов. К направленности относится также готовность класса оказывать помощь другим классам и вступать в сотрудничество с ними, готовность поступиться своими интересами ради интересов всей школы (в противном случае классу присущ «групповой эгоизм»).
Организованность - способность класса к самоуправляемости, умение самостоятельно создавать организацию в трудных или непредвиденных ситуациях, согласованно выдвигать лидеров-организаторов, умение подчиняться требованиям своих товарищей (лидеров). Способных лидеров хватает для организации любого дела.
Согласованность мнений и действий, готовность каждого школьника взять на себя инициативу и повышенную ответственность.
Правильная ориентировка каждого школьника в жизнедеятельности класса, что значит, как писал А. С. Макаренко, «ощущать, в каком месте коллектива ты находишься и какие твои обязанности по отношению к поведению из этого вытекают».
Интеллектуальная коммуникативность - это способность класса быстро и легко находить общий язык, приходить к общему мнению, устанавливать сходство суждений. Школьники довольны своей способностью понимать друг друга с полуслова. Взаимопонимание доставляет им радость и чувство комфорта. Класс активизирует своих членов, когда ищет общее решение. К мнению каждого внимательно прислушиваются, добиваясь общего языка и побуждая друг друга к активному обсуждению различных точек зрения.
Психологический климат - преобладание того или иного психологического настроя (мажорный, приподнятый, пессимистический, подавленный); степень психологической защищенности каждого ученика (доброжелательность во взаимоотношениях, поддержка в трудной ситуации или напряженность во взаимоотношениях, упреки, попытки унизить достоинство личности, равнодушие).
Эмоциональное единство - успехи или неудачи ярко переживаются всем коллективом. Разобщенность - ученики не стремятся быть вместе, проявляют безразличие к общению.
Кроме того, оценивается подготовленность группы как уровень знаний, навыков, умений в том или ином виде совместной групповой деятельности.
4.4.4. Методика «Климат» (модифицированный вариант методики Б. Д. Парыгина)
Назначение. Методика предназначена для выяснения условий, обеспечивающих благоприятный психологический климат в коллективе.
Инструкция. Дайте оценку тому, как проявляются те или иные свойства психологического климата в коллективе. Для этого необходимо прочитать в схеме сначала предложения слева, а затем справа и после этого отметить в средней части листа ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине (обведите ее кружком).
Значения оценок:
3 - свойство проявляется в коллективе всегда;
1 - проявляется достаточно, чтобы его заметить;
0 - противоположные свойства (ни одно из них не проявляется достаточно заметно или проявляются оба в одинаковой степени). Оценки с«+»относятся к левой части таблицы, с «-»- к правой.
В коллективе преобладает бодрый и жизнерадостный тон настроения.
| + + + 0 - -
-
3 2 1 0 1 2 3
| Преобладают подавленные настроения, пессимистический настрой.
|
Доброжелательность во взаимоотношениях, взаимное расположение.
| + + + 0 - -
-
3 2 1 0 1 2 3
| Конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатия.
|
В коллективе высоко ценится принципиальность, четность, бескорыстие, здесь велико желание трудиться.
| + + + 0 - -
-
3 2 1 0 1 2 3
| Принципиальность, честность, бескорыстие не в почете, нет стремления к коллективному труду.
|
Коллектив стремится общаться и сотрудничать с другими коллективами.
| + + + 0 - -
-
3 2 1 0 1 2 3
| Наблюдается стремление обособиться от других коллективов.
|
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание.
| + + + 0 - -
-
3 2 1 0 1 2 3
| Группировки конфликтуют между собой.
|
Членам коллектива нравится бывать вместе, чаще находиться в коллективе, участвовать в совместных делах, проводить свободное время.
| + + + 0 - -
-
3 2 1 0 1 2 3
| Члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более тесному общению, отказываются от участия в совместных делах.
|
Успехи и неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание и искреннее участие у всех.
| + + + 0 - -
-
3 2 1 0 1 2 3
| Успехи и неудачи оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают нездоровую зависть и злорадство.
|
Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями.
| + + + 0 - -
-
3 2 1 0 1 2 3
| Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов.
|
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга.
| + + + 0 - -
-
3 2 1 0 1 2 3
| В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению других.
|
В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение, когда «один за всех и все за одного».
| + + + 0 - -
-
3 2 1 0 1 2 3
| В трудных случаях коллектив «раскисает», наблюдается растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения.
|
Достижения и неудачи коллектива переживаются всеми как собственные.
| + + + 0 - -
-
3 2 1 0 1 2 3
| Достижения и неудачи коллектива не находят оклика у его представителей.
|
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться.
| + + + 0 - -
-
3 2 1 0 1 2 3
| Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляют враждебность.
|
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное для всех дело.
| + + + 0 - -
-
3 2 1 0 1 2 3
| Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах.
|
В коллективе справедливо относятся ко всем, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту.
| + + + 0 - -
-
3 2 1 0 1 2 3
| Коллектив заметно разделяется на«привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь снисходительно относятся к слабым, нередко высмеивают их.
|
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители.
| + + + 0 - -
-
3 2 1 0 1 2 3
| К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно.
|
Обработка результатов
Подсчитывается среднее количество баллов по каждому вопросу и строится профиль ответов группы. Затем вычисляется средняя величина по всей анкете (по группе).
Результаты опроса удобно и наглядно разместить в таблице, где строчками являются вопросы анкеты (их 15), а столбцами - ответы членов группы, каждому из которых присваивается порядковый номер. Положительные оценки отмечаются штриховкой клеточек красным (оценка 3), оранжевым (2), желтым (1) цветом, а отрицательные - коричневым, синим, зеленым.
Литература
1. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб, 2000.
2. Гришина В. В., Лушин П.В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. - М., 1990.
3. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом. Учебное пособие/Под ред. С. А. Багрецова. - М., 1999.
4. Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности. - М., 1979.
5. Емельянове. М. Практикум по конфликтологии. - М., 2000.
6. Ерина С. И. Ролевой конфликт и его диагностика в деятельности руководителя. -М.,1999.
7. Клюева Н. В. Психологическое обеспечение педагогической деятельности. - Ярославль, 1998.
8. Кричевский Р. Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства. - М., 1985.
9. Куницина В. Н., Казарнова Е. Л., Погольша В. М. Межличностное общение. - СПб.,2001,
10. Лабораторный практикум по общей и социальной психологии/Под ред. В. П. Фоминых. - Чебоксары,1998
11. Лутошкин А. Н. Психологический климат первичного производственного коллектива. - Кострома, 197В.
12. Мануйлов Г. М. Психологическое управление в рыночных условиях. - М., 1997.
13. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. Сб.научных трудов/ Под.ред. А. Л. Журавлева, Е. В. Журавлевой. - М., 1995.
14. Методики социально-психологической диагностики личности и группы/Под ред.А. Л. Журавлева. - М.,1990.
15. Немов Р. С. Психология. Книга 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.,1995.
16. Обозов Н. Н. Психологическое исследование и консультирование. - СПб., 1998.
17. Парыгин Б. Д. Социально-психологический климат коллектива: Пути и методы изучения. - Л., 1981.
18. Реан А. А., Когоминский Я. Л. Социальная педагогическая психология. - М., 1999.
19. Сэрычев С. В., Чернышев А. С. Социально-психологические аспекты надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности. - Курск, 2000.
20. Социально-психологический климат коллектива. Спецпрактикум по социальной психологии/Под ред.Ю. М. Жукова.- М., 1984. 21.УманскийЛ. И. Психология организаторской деятельности. - М,, 1980.
22. Фетискин Н. П., Миронова Т. И. Социально-психологическая диагностика личности и группы. - М. -Кострома, 2001.
23.Чернышев А. С. Психологические основы педагогической практики студентов. - М.,2000.
Глава 5. Психодиагностика перцептивных особенностей личности и группы
Раздел 1
Диагностика содержательно-стилевых перцептивных особенностей личности и малой группы
5.1.1. О специфике социально-перцептивной диагностики. 3
5.1.2. Социально-перцептивная дифференциация малых групп. 3
5.1.3. Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности (модифицированный вариант Н. П. Фетискина) 5
5.1.4. Диагностика доминирующей перцептивной модальности (С. Ефремцева) 7
5.1.5. Перцептивная самооценка парциальной и интегральной эмоциональной экспрессивности (Л.Е.Бачина, А.Е.Ольшанникова) 9
5.1.6. Методика экспертной оценки невербальной коммуникации (А. М. Кузнецова) 12
5.1.7. Самооценка уровня онтогенетической рефлексии. 14
5.1.8. Определение уровня перцептивно-невербальной компетентности (Г. Я. Розен) 15
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.