Понятие и основные признаки коллективаСтр 1 из 4Следующая ⇒
Трудовой коллектив Сегодня люди, как правило, работают не в одиночку, а в составе группы, которая может выступать в качестве управляющей, управляемой или самоуправляемой структуры с различной степенью сплоченности ее членов - от неорганизованной толпы до единого коллектива. Признаками последнего являются: 1) Наличие общей цели у всех участников. 2) Психологическое признание ими друг друга и отождествление себя с остальными. 3) Практическое взаимодействие людей, в результате чего потенциал коллектива превышает сумму потенциалов его членов. Причина кроется в том, что взаимодействие позволяет преодолеть ограниченность физических и интеллектуальных способностей каждого в отдельности; выполнить гораздо больший объем обычной работы вследствие разделения и специализации труда, возникновения помимо воли участников духа соревнования, мобилизующего скрытые резервы; создает возможность решить проблемы там, где по тем или иным причинам невозможно распределить обязанности между отдельными членами группы. 4) Существование единой культуры, выраженное в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения, требованиях к физическому и моральному облику. У каждого коллектива существует склонность к идеализации прошлого, представлению своей истории в наиболее выгодном свете, поддержанию традиций. Это формирует комплекс представлений о собственном превосходстве даже в какой-то узкой области, придает ему дополнительную силу, устойчивость, сплоченность, препятствует дезорганизации. Руководителю нужно иметь в виду, что коллектив играет огромную роль в жизни каждого человека. Во-первых, в его рамках удовлетворяется естественная потребность людей в общении и деловом взаимодействии, в принадлежности к группе себе подобных. Во-вторых, у коллектива человек в необходимых случаях обретает поддержку и защиту; находит признание успехов и достижений. В то же время, наряду с желанием быть в коллективе, люди хотят отличаться от других, оставаться индивидуальностями, достойными уважения, какими они есть. В-третьих, коллектив, воздействуя на поведение людей, способствует его изменению, что доказал еще наш крупнейший педагог А.С. Макаренко. В-четвертых, коллектив в значительной мере стимулирует творческую активность большинства людей, пробуждает в них стремление к первенству, самосовершенствованию. Рассмотрим некоторые типы коллективов, особенности которых важно учитывать в управленческой деятельности. По составу (с точки зрения пола, возраста, профессии, уровня образования и пр.) коллектив может быть однородным или разнородным. Разнородный коллектив эффективнее решает сложные или требующие творческого подхода проблемы. Однородный - лучше справляется с простыми, где не требуется «мудрствовать лукаво». Разнородный же в таких ситуациях рискует запутаться в «трех соснах». Чем больше сходство между членами коллектива, тем значительнее влияние, которое они оказывают друг на друга из-за высокой степени взаимного признания, быстрее вырабатывается чувство общности. Однако здесь острее внутренняя конкуренция, а поэтому однородные коллективы более конфликтны, особенно чисто женские (поэтому желательно, чтобы соотношение представителей разного пола было примерно одинаковым). Сегодня, когда производственные и управленческие задачи чрезвычайно усложнились, более эффективными показывают себя коллективы, состоящие из непохожих личностей. С точки зрения отношения к работе выделяют следующие виды коллективов: 1. Не способные и не желающие работать. Обычно они «разношерстны» и состоят из малоквалифицированных сотрудников. 2. Частично способные и частично желающие работать. В их составе значительна доля людей, не имеющих необходимых знаний и опыта, но немало инициативных и исполнительных. Между ними могут возникать конфликты и интриги. Задача администрации состоит здесь в выявлении неформальных лидеров и назначении их на должности младших руководителей, правильном распределении функций, постепенном внедрении демократических методов управления. 3. Способные и желающие работать. Для их участников характерны: высокий уровень опыта и квалификации, социальная однородность. Здесь необходима передача широких полномочий рядовым работникам и либеральные методы управления. По характеру внутренних связей различаются формальные и неформальные коллективы. В формальных коллективах связи предписываются заранее, в неформальных - складываются спонтанно, сами собой; они основаны на личных, дружеских отношениях. Границы формального и неформального коллектива чаще всего не совпадают, так как некоторые сотрудники в последний могут не приниматься или по собственной инициативе придерживаться нейтралитета. В целом неформальных структур может быть столько, сколько у членов коллектива имеется поводов для общения. Они могут быть замкнутыми и открытыми, устойчивыми и неустойчивыми, влиятельными и маловлиятельными по отношению к отдельным личностям и официальным структурам. Руководитель должен хорошо знать эти характеристики, ибо от них зависят способы его воздействия на подчиненных. Сила неформального коллектива состоит в том, что его невозможно юридически и организационно уловить и «привязать» к нормам и правилам. Неформальный коллектив всегда возникает в связи с необходимостью компенсировать недостатки формального, а поэтому так или иначе с ним связан, но связь эта неоднозначна. Социологи выделяют два вида неформальных коллективов, каждый из которых играет специфическую роль в управлении. Во-первых, речь может идти о так называемой внеформальном коллективе, который помогает решать задачи формального способами, отличными от официально предписанных. Это важно, поскольку все действия членов организации нельзя заранее предусмотреть и «расписать». В случае затруднений, чтобы работа не остановилась, люди часто вынуждены вступать в непредусмотренные регламентами, хотя и не запрещенные личные контакты. Это помогает преодолевать функциональную недостаточность формального коллектива. Такие контакты в условиях благоприятного морально-психологического климата руководитель должен всяческим образом поощрять, помня, однако, что их легко использовать для «дворцового переворота». Во-вторых, существует психологический неформальный коллектив, который связан с соответствующим формальным лишь условно.В его рамках люди удовлетворяют свою потребность в общенииили в помощи и поддержке, которые им не оказывает официальная организация. Как правило, ни один коллектив не может быть или только формальным ИЛИ только неформальным, а содержит как те, так и другие элементы. На практике одна часть организации функционирует на базе преимущественно формальных принципов, например бухгалтерия; другая внеформальных - научные, маркетинговые и иные подразделения. В зависимости от ситуации соотношение формальных и неформальных моментов постоянно колеблется, причем, его изменение происходит лавинообразно (обычно со сменой руководства). Большинство людей одновременно находится под воздействием как официальных целей организации, так и целей неформального коллектива, к которому он принадлежит. Если эти цели совпадают или не противоречат друг другу, будет охотно поддерживаться официальная линия. В противном случае предпочтение, как правило, будет отдаваться целям неформального коллектива, несмотря на возможную серьезную конфронтацию с руководством. Неформальный коллектив всегда становится на защиту своих членов, поэтому большинство из них ценят хорошие отношения с товарищами выше благодарности руководителя и боятся потерять их расположение в большей степени, чем получить выговор от начальства. По величине коллективы подразделяются па малые и большие. Размеры последних (более 20 человек) позволяют участникам поддерживать в основном формальные отношения. Такие коллективы экономичны при решении простых задач и выполнении стандартных повторяющихся операций; в них легче решаются вопросы о преемственности. Преобладание формальных связей позволяет практически полностью сохранять дееспособность группы при замене людей. Работу таких коллективов из-за их многочисленности сложнее координировать, но относительная разобщенность сотрудников облегчает руководство, особенно авторитарными методами, снижает сопротивление администрации, уменьшает вероятность «бунта на корабле». В больших коллективах меньше согласия между участниками, но и ниже конформизм. В них чаще наблюдается социальное неравенство и трудности в налаживании контактов, причем в большей мере это относится к группам с четным составом участников, чем с нечетным. В малом коллективе люди имеют возможность поддерживать друг с другом личные контакты, поэтому его проще превратить в хорошо взаимодействующее целое, внедрить самоуправление. Здесь, наряду с формальной, складывается внеформальная сеть отношений. Если последние носят еще и эмоциональную (дружескую) окраску, коллективы называются первичными. В первичной группе людей нельзя заменять без ее разрушения. Руководителю необходимо учитывать, что первичные коллективы сами по себе также неоднородны. Наиболее близкие и равноправные отношения между участниками складываются в диадах и триадах, то есть группах, состоящих из двух - трех человек. Но и такие объединения со временем разрушаются. Например, в триаде происходит сближение между двоими и исключение третьего (причиной может быть назначение его руководителем или «охлаждение» отношений). Оказавшись «за бортом», этот третий по отношению к своим прежним партнерам может играть роль посредника в контактах с окружающими и даже между собой (если «развод» произошел цивилизованно и отношения не были испорчены). Если же расходились «по-плохому», изгой становится в позу оппозиционера (интригана, руководителя-тирана). В рамках квартетов и квинтетов уже могут обосабливаться пары с более тесными взаимосвязями; возникать структуры типа «звезды» с центральным участником, диктующим остальным свою волю, либо «цепочки» с ослабленными контактами. Каждый коллектив, особенно малый, вырабатывает систему социального контроля - совокупность способов воздействия на своих участников с целью приведения их действий в соответствие с имеющейся системой ценностей и стандартов. Элементами такой системы являются: убеждение, предписание, запрещение, признание заслуг, санкции и проч. Система социального контроля опирается на привычки, обычаи (установившиеся виды поведения, которые коллектив с моральной точки зрения высоко оценивает и принуждает своих членов их признавать и придерживаться), санкции (реакции группы на поведение индивида в социально-значимых ситуациях); формальный и неформальный надзор. Люди подчиняются социальному контролю группы при следующих условиях: необходимости принятия решения в условиях цейтнота, высокой сплоченности, изолированности от внешней среды, наличии готового варианта решения, устраивающего всех, оценке внутреннего согласия как важнейшей самостоятельной ценности. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|