Здавалка
Главная | Обратная связь

Психосоциальное развитие дошкольника



Ребёнок-дошкольник открывает для себя мир человеческих отношений, мир разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Дошкольник по-своему стремится к самостоятельности, которую ему ни в коей мере не могут предоставить все окружающие его взрослые. Из этого потре́бностно-мотивацио́ного противоречия и рождается ролевая игра, – проходящая в процессе общения самостоятельная деятельность детей-дошкольников, моделирующая жизнь и деятельность взрослых людей.

В дошкольном детстве постепенно изменяется место ребёнка в системе социальных отношений, развивается его способность к идентификации с людьми, с образами героев художественных произведений. Происходит усвоение ребёнком более сложных норм поведения, а также – различных новых форм общения. Ребёнок начинает осознавать, что он – индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека. Дошкольный возраст – это период поступления ребёнка в детский сад. В этой связи происходит очень тесное взаимодействие и взаимообще́ние не только между родителями, родными людьми и ребёнком, но и между ребёнком и воспитателем и другими детьми в детском саду. Система дошкольных воспитательных учреждений, в общем, и в целом, выступает в качестве первого (первичного) института социализации, в рамках которого оказывается подавляющее большинство детей, начиная с возраста трёх лет и вплоть до поступления в первый класс школы (до 6-ти–7-ми лет).

Социальные понятия и нормы

Дошкольники занимаются сортировкой, классификацией и поисками смысла в социальном мире, так же как они это делают в отношении предметного мира.

Центральное место в развитии социальных понятий и норм социального поведения занимает процесс интернализации: дети научаются делать со­циальные ценности и моральные критерии частью себя. Некоторые из этих ценностей касаются соот­ветствующего полу поведения, некоторые относятся к нормам морали, а некоторые — просто к традици­онным способам действий.

Осваивая социальные понятия, маленькие дети часто задают вопрос: «Почему так делают?» Распространенный ответ основан на атрибуции свойств. Например, на вопрос: «Почему Кевин отдал мне свою булочку?» мог бы прозвучать такой от­вет: «Потому что Кевин хороший мальчик». Становясь старше, дети все более склон­ны судить о себе и других людях исходя из устойчивых психологических свойств. Некоторые специалисты полагают, что родители и воспитатели могут поддержать развивающиеся в детях альтруистические порывы и же­лание быть полезными, приучая их к мысли о том, что они проявляют заботу о дру­гих по собственному желанию, — потому что они "хорошие", а не потому, что от них требуют такого поведения.

Важное место в исследовании дошкольников занимает изучение особенностей их общения со сверстниками. В этом возрасте впервые внимание детей начинает переключаться со взрослого на сверстника, интерес к общению с которым постепенно увеличивается. В течение дошкольного детства избирательность в общении со сверстниками возрастает - если в 3-4 года дети достаточно легко меняют партнеров по общению, то с 6-7 лет они стараются общаться с конкретными детьми, которых трудно заменить даже в том случае, если это общение не устраивает взрослого.

Развивается и групповая дифференциация, в группе выделяются лидеры, которые умеют как организовать деятельность других детей, так и привлекают к себе их симпатии. Выделение звезд, предпочитаемых и отверженных детей, также как постоянство статуса ребенка в групповой иерархии, являются важными показателями при диагностике.

В процессе общения со сверстниками развивается и самооценка детей, которая становится все более адекватной. Сравнивая себя с окружающими детьми, ребенок более точно представляет себе и свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности и по которым его оценивают окружающие.

Детские споры. Исследователи лишь недавно обратили внимание на детские социальные конфликты, или споры. Если судить по словесной аргументации, то в спорах со сверстниками, братьями, сестрами и родителями дети демонстрируют поразительно высокий уровень социального понимания и способность выстраивать доказательства, исходя из социальных норм и понятий. Даже 3-летние дети могут обосновывать свое поведение, исходя из социальных норм («Сейчас моя очередь!») или доказывать неправоту других, указывая на последствия их действий («Стой, такты можешь ее сломать!»). Фактически, наблюдения за детскими словесными перепалками в дошкольные годы обнаруживают неуклонное развитие понимания детьми социальных норм, их способности учитывать позицию другой стороны и аргументировать свою собственную, исходя из усвоенных правил и антиципируемых последствий поведения.

Гендерные схемы

Среди наиболее значимых социальных понятий и норм, усваиваемых дошколь­никами, оказываются понятия и нормы, связанные с соответствующим полу пове­дением. Дети осваивают некоторые аспекты половых ролей, подражая поведению значимых для них людей и получая от них подкрепле­ния за соответствующее полу поведение. Однако дети не перенимают все подряд, обнаруживая избирательность в отношении того, что они повторяют вслед за моде­лью и затем интернализуют. К возрасту 2,5 года большинство детей уже может категоризовать других как мальчиков или девочек, мужчин или женщин. Но, несмотря на то, что дети в состоянии разделить человечество на мужскую и женскую половины, они могут не знать, в чем заключаются различия между ними. Например, многие 3-летние дети уверены в том, что, если надеть на мальчика платье, он становится девочкой. Они мо­гут не понимать, что только мальчики способны стать папами, а девочки — мамами. Но уже к 6-7 годам дети понимают, что их пол устойчив и сохраняется на про­тяжении всей жизни, несмотря на изменения внешно­сти.

Многие специалисты в области возрастной психологии полагают, что дети внутренне мотивированы к приобретению ценностей, интересов и моделей поведе­ния, соответствующих их полу. Этот процесс получил название самосоциализа­ции. Дети могут развивать у себя очень жесткие и стереотипные представления о

том, "что делают мальчики" и «что делают девочки». Например, мальчики играют с машинками и никогда не плачут, а девочки играют с куклами и любят наряжаться. Ребенок обычно больше внимания обращает на особенности поведения, соответ­ствующего его полу, и не проявляет интереса к неуместному для его пола поведе­нию.

 

В течение дошкольного возраста возрастает и независимость детей от окружающей ситуации, их поведение определяется мотивами, которые начинают складываться в определенную иерархию, пока еще не осознаваемую ребенком. По данным Л.И. Божович, именно в этом возрасте дети начинают осознавать себя субъектами в системе социальных отношений, у них формируется внутренняя позиция, которая отражает степень их удовлетворения своим местом в этих отношениях (например, внутренняя позиция школьника).

О значении общения и социального окружения в становлении личности ребенка писал и А. Адлер. Он считал, что большое значение в этом процессе имеет семья, люди, которые окружают детей в первые годы жизни и влияют на развитие индивидуального стиля жизни.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.