Здавалка
Главная | Обратная связь

Идентификация с родителями.



Игра служит, в частности, для получения знаний о социальных и функциональных ролях взрослых людей. Общеизвестны на­блюдения за играми дошкольников в повара, механика, водителя автобуса, пассажира автомашины, врача, няню. Такие функциональные роли могут комбинироваться с се­мейными ролями матери или отца. Интересно, что дошкольники принимают на себя эти роли в соответствии с полом. Девочки обычно принимают на себя женские роли, тогда как маль­чики гораздо чаще берут на себя мужские роли. Следовательно, символическая игра оказывает влияние на процесс половой иден­тификации.

Социальная дифференциация мальчиков и девочек включена в процесс родительской опеки и воспитания, их по-разному одева­ют, дают разные имена и обращаются с ними в зависимости от пола. С самого младенчества используются детские игрушки, предназначенные преимущественно для мальчиков или для девочек Г. Л. Рейнгольд и К. Кук обнаружили, что с 2-6 лет в комнатах мальчиков находится больше машин: тракторов, тогда как в комнатах девочек — больше кукол, кукольных домиков и игрушечных предметов домашнего обихода. В комнатах девочек находится также больше цветов и вышивок. В комнатах мальчиков — больше спортивного инвентаря и игрушечных зверей (но в количестве мягких игрушек половых различий нет).

Родители иг­рают с мальчиками и девочками по-разному, отцы чаще участвуют в грубой и беспорядочной возне с сыновьями. Таким образом, су­ществует множество способов биологического и социального воз­действия, посредством которых маленький ребенок узнает о том, мальчик он или девочка.

Половая идентичность — это то, как дети по­нимают и символически интерпретируют свои половые роли. Наи­более известной теорией развития половой идентичности является, по-видимому, теория 3. Фрейда, который считал, что в основе приобретения ребенком половой идентичности лежит процесс отождествления себя с родителем того же пола. Фрейд рассматривал половую идентичность как естественное следствие привязанности ребенка к матери.

Кризис трех лет.

Кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе "О личности трехлетнего ребенка". Ею были выделены не­сколько важных симптомов этого кризиса.

1. Негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отка­зывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание бывает и в более раннем возрасте.

2. Упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Уп­рямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.

3. Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость носит более генерализованный и более безличный характер. Это протест про­тив порядков, которые существуют дома.

4. Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис пер­вого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах — о само­стоятельности намерения, замысла.

5. Обесценивание взрослых. Ш. Бюлер описала ужас семьи, ког­да мать услышала от ребенка: "дура".

6. Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с роди­телями. "Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружаю­щими, в постоянном конфликте с ними".

7. В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по от­ношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.

Западноевропейские авторы выделяют в кризисных явлениях не­гативные моменты: ребенок уходит, отстраняется от взрослых, рвет социальные связи, которые его раньше объединяли с взрослым. Л. С. Выготский подчеркивал, что такая интерпретация неправиль­на. Ребенок пытается установить новые, более высокие формы отно­шения с окружающими. Как считал Д. Б. Эльконин, кризис трех лет — это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего "Я".

Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, ко­торые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельно­сти, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов дейст­вий и отношений в окружающем мире. Феномен "Я сам" означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и од­новременно отделение ребенка от взрослого человека.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.