Здавалка
Главная | Обратная связь

Когнитивное развитие ребенка в раннем возрасте.



Диапазон когнитивных возможностей ребенка в раннем детстве расширяется самым кардинальным образом.

Дети пытаются осмыслить новую информацию в соответствии с теми образами понимания, которыми они в данный момент оперируют. Пиаже назвал эти образы (представления о реальности) – схемами. Схемы претерпевают изменения под влиянием двух процессов: аккомодации и ассимиляции. Если новая информация не соответствует схеме ребенка, он может либо скорректировать свои представления (акк), либо подогнать эту информацию под существующие у него представления (асс). К концу первого сенсомоторного периода дети обнаруживают способность понимать мир при помощи символизации. Второй период Пиаже назвал дооперациональным, он включает в себя две стадии: допонятийную (от 2 до 4 лет), и интуитивную (от 5 до 7). На первый план на этой стадии выходят использование символов, символическая игра и язык. Ребенок может выходить в своих мыслях за пределы наличной ситуации (ум приобретает большую гибкость). Однако дети на допонятийной стадии по-прежнему не способны разграничить ментальную, физическую, социальную реальности – эта особенность называется анимизм. Анимистические представления берут свое начало в эгоцентризме – познавательной позиции в отношении мира, рассматриваемого ее обладателем с единственно возможной точки зрения – по отношению к себе. Дети не способны отделить то внешнего мира сферу своего существования и собственных возможностей. На интуитивной стадии дети начинают понимать множественность точек зрения и усваивать относительные понятия, хотя и не отличаются в этом последовательностью и систематичностью. Отличительный признак 2-х лет детей – символическая репрезентация (использование символов в виде действий, образов или слов для представления событий или содержания собственного опыта). Как только дети начали пользоваться символами, их мыслительные процессы усложняются. Дети становится восприимчивыми к чувствам и взглядам других людей, и у них облегчается понимание того, как объект может менять свой вид или свою форму, оставаясь при этом тем же самым объектом. Особенности дооперационального интеллекта:

Мышление дошкольника:

конкретно (абстракций нет)

необратимо, то есть развитие событий, и образование связей идет лишь в одном направлении.

эгоцентрично – ограничено рамками перспективы ребенка (их точка зрения одна правильная).

центрируется на каком – то одном физическом свойстве или измерении объекта или ситуации (например, неспособность учитывать одновременно и цвет, и материал изделия).

В дооперациональный период дети фокусируют внимание на текущих состояниях, а не на процессах изменения и превращения.

Двухлетний малыш может произносить слова, свидетельствующие о том, что он знает о времени и пространстве: «позже», «завтра», но он не отдает себе отчет в том, что эти термины означают. Понятия недели и месяца, минуты и часа детям в этом возрасте осмыслить очень сложно. Смысл таких слов как «над», «внизу», усваивается ребенком в процессе приобретения опыта, связанного с его собственным телом. Сначала дети усваивают понятие с помощью собственного тела, далее с помощью какого – либо предмета, позже они выделяют это понятие на картинках и выражают его словами.

Социальная концепция развития: каждое общество включает детей в разнообразные формы деятельности с помощью того, что получило название направляемого участия. Происходит процесс передачи культурных традиций от более опытных членов общества (взрослых) менее опытным (детям). Согласно Выготскому, дети развиваются благодаря участию в деятельности, чуть превышающей их компетентность, получая помощь либо от взрослых, либо от более опытных товарищей. Он ввел понятие – зоны ближайшего развития. ЗБР соответствует разнице между актуальным уровнем развития и его потенциальным уровнем, определяемым теми задачами, которые он решает под руководством. Игра – основное средство, позволяющее детям осваивать все более сложные социальные и когнитивные умения (интеллектуальная деятельность развивается в социальной игре). Важный аспект когнитивного развития – способность запоминать. Она позволяет воспринимать мир избирательно, классифицировать объекты и явления, логически рассуждать и формировать более сложные понятия.

Особенности памяти дошкольников: узнавание (способность правильно идентифицировать ранее воспринятые объекты, когда они появляются снова) и воспроизведение (способность восстанавливать в памяти информацию об объектах, которые в данный момент отсутствуют). У дошкольников хорошо развиты навыки узнавания, необходимые для кодирования и удержания большого объема информации. Дети плохо пользуются приемами кодирования и поиска информации. Повторение и организация как приемы для запоминания информации детям еще не доступно. Возможна сортировка, присваивание имен группам предметов, выделение опознавательных признаков категорий для обучения детей. Дети способны запоминать информацию, которая упорядочена во времени, мысленно организовывать и запоминать последовательность действий после однократного их выполнения. Создание сценариев – это мнемонический прием, используемый для запоминания последовательности событий. Они позволяют маленькому, ребенку словесно прорепетировать какое – то событие, в котором он собирается принимать участие.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.