Здавалка
Главная | Обратная связь

Учение как ведущий вид деятельности (Д.Б. Эльконин).



Учебная деятельность – ведущая деятельность школьного возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта прежде всего в виде интеллектуальных основных операций и теоретических понятий.

Развернутый анализ учебной деятельности дан в трудах Д. Б. Эльконина (1904–1984) и В. В. Давыдова (1930–1998).

В учебной деятельности участвуют непременно два лица: 1) учитель; 2) учащийся.

Но это не просто передача знаний от одного к другому. Это прежде всего процесс активного овладения знаниями, умениями и навыками под руководством учителя. Сообщая учащимся знания, преподаватель учит их мыслить и наблюдать, выражать понятое в речи. Ученик овладевает не только знаниями, но и способом самостоятельно мыслить, добывать знания. Хорошо организованное обучение носит воспитывающий характер. В процессе обучения формируется личность ученика: ее направленность, волевые черты характера, способности и т. д.

В школе закон общий для всех. Д. Б. Эльконин отмечал, что ребенок очень чуток к тому, как учитель относится к детям: если ребенок замечает, что у учителя есть "любимчики", то ореол учителя падает. В первое время дети стараются строго следовать указаниям учителя. Если учитель по отношению к правилу допускает лояль­ность, то правило разрушается изнутри. Ребенок начинает относить­ся к другому ребенку с позиции того, как этот ребенок относится к эталону, который вводит учитель. Появляются "ябеды".

Ситуация "ребенок — учитель" пронизывает всю жизнь ребенка. Если в школе хорошо, значит и дома хорошо, значит и с детьми тоже хорошо.

Эта социальная ситуация развития ребенка требует особой дея­тельности. Эта деятельность называется учебной деятельностью.

Учебная деятельность не дана в готовой форме. Когда ребенок приходит в школу, ее еще нет. Учебная деятельность должна быть сформирована. Так же, как человек должен уметь трудиться, он должен уметь учиться. Чрезвычайно важной проблемой является умение учиться самому. В построении учебной деятельности и за­ключается задача начальной школы — прежде всего ребенка надо научить учиться. Первая трудность заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Мотив и содер­жание учебной деятельности не соответствуют друг другу, поэтому мотив постепенно начинает терять свою силу, он не работает иногда и к началу второго класса. Процесс учения должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с собственным, внутренним содержанием предмета усвоения. Мотив к общественно необходимой деятельности хотя и остается как общий мотив, но побуждать к учению должно то содержание, которому ребенка учат в школе, считал Д. Б. Эльконин. Необходимо сформировать познавательную мотивацию.

Формирование такой познавательной мотивации чрезвычайно тесно связано с содержанием и способами обучения. При традицион­ных способах обучения формирования познавательной мотивации; может и не быть. Превращение деятельности, которая еще не является учебной, в учебную в качестве одной из предпосылок имеет изменение мотива. К сожалению, в школе обычно работают метода­ми внешних побуждений, и в качестве внешней побудительной силы выступает отметка — в школе возникает система принуждения. Дей­ствительная мотивация будет иметь место тогда, когда дети будут мчаться в школу, где им будет хорошо, приятно, содержательно, интересно. Для этого требуются коренные и радикальные изменения содержания обучения в школе. Это было осуществлено в 60-70-х годах в экспериментальных школах под руководством Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.

Раз­витие социального познания. Проблема перехода от младшего школьного возраста к подростко­вому возрасту.

В среднем детстве дети должны научиться принимать в расчет нюансы дружбы, авторитета, расширяющихся и конфликтующих половых ролей, а также учитывать множество социальных норм, правил и предписаний. Дети достигают всего разными способами. Один из них - продвижение по пути прямой социализа­ции, связанное с вознаграждением желательного поведения и наказанием нежела­тельного, а так же с подражанием поведению доступных наблюдению ролевых моде­лей. Социальное научение помогает детям приобрести уместные в данном обще­стве формы поведения и социальные установки. Другой способ, с помощью которого дети узнают о социальном мире, связан с психодинамическими процессами. В определенных ситуациях дети проявляют тревожные чувства, но постепенно учатся снижать эту тревогу, используя ряд защитных механизмов.

Кроме того, дети приобретают знания о мире лю­дей благодаря процессу, называемому соци­альным познанием. Подобно тому, как пред­ставления детей о физическом мире изменяются с воз­растом, то же можно сказать и о понимании ими социального мира. Социальное познание включает в себя мысли, знания и предпо­ложения о социальном мире

Развитие социального познания

На протяжении среднего детства и отрочества социальное познание становит­ся все более важной детерминантой поведения детей. Именно в среднем детстве дети должны научиться разрешать осложнения в дружеских отношениях и разби­раться в вопросах справедливости, соблюдать социальные правила, обычаи и свя­занные с полом условности, уважать власть и нравственный закон. Дети начинают присматриваться к миру людей и постепенно постигать принципы и правила, по ко­торым он существует. Этот процесс изучался представителями когни­тивной психологии, считающими, что все знания — научные, общественные или личные — существуют как организованная система или структура, а не в виде бес­связных кусков и порций информации. Понимание мира не развивается путем его истолкования по кускам, не связанным между собой. Дети пытаются осмыслить свой опыт как организованное целое. Развитие социального познания идет по пути, который характерен и для других видов когнитивного развития.

Хотя к 7 годам дети достигают разумного возраста и могут выполнять некоторые логические операции, им еще несколько мешает неспособность видеть мир с других точек зрения. В среднем детстве они постепенно развивают менее эго­центрическую позицию, принимающую в расчет то, что думают и чувствуют другие люди.

Поэтому первым компонентом социального познания является соци­альный вывод — догадки и предположения о том, что чувствует, думает или намеревается сделать другой человек.

Примерно к 8 годам они отчетливо сознают, что другой человек способен предста­вить ход их собственных мыслей. К 10 годам дети способны представить себе содер­жание и ход мыслей другого человека, предполагая в то же время, что этот другой человек делает то же самое с их собственными мыслями. Процесс развития точных социальных выводов продолжа­ется еще и в подростковом возрасте.

Вторым компонентом социального познания является понимание ребенком социальных отношений. Дети постепенно накапливают знания о суще­ствовании таких налагаемых дружбой обязательств, как честность и верность, ува­жение к авторитету, и о таких понятиях, как закон­ность и справедливость, одновременно углубляя и расширяя их понимание.

Третьим аспектом социального познания является понимание социальных предписаний, таких как обычаи и условности. Многие из этих услов­ностей поначалу заучиваются механически или ис­полняются путем простого подражания. Позже они утрачивают свою жесткость, в зависимости от способ­ности ребенка делать правильные социальные выводы и понимать социальные отношения.

Психологи, изучающие социальное познание, счи­тают, что оно развивается в предсказуемой последовательности, а некоторые из них даже называют ступени этой последовательности стадиями. Большинство ис­следователей сходятся в том, что дети преодолевают пик своего эгоцентризма к 6-7 годам. Они преодолевают центрацию на одном аспекте ситуации и постепенно совершенствуют умение делать социальные выводы.

Представления детей о дружбе.

Способность строить предположения относительно мыслей, ожиданий, чувств и намерений других людей играет главную роль в понимании того, что значит быть другом. Дети, которые могут видеть вещи и явления с точки зрения другого челове­ка, в большей степени способны устанавливать и поддерживать прочные, близкие отношения со сверстниками.

Селман описывает 4 стадии дружбы. На первой стадии (+до 7 лет) дружба основана на соображениях физического или географического порядка и но­сит довольно эгоцентрический характер. Друг - это просто партнер в играх, тот, кто живет неподалеку, ходит в ту же школу или имеет интересные игрушки. О том, чтобы понять и принять в расчет собственные интересы друга, речь пока не идет,

На второй стадии (от 7 до 9 лет) дети начинают проникаться идеей взаимности и сознавать чувства другого. Дружба рассматривается главным образом с точки зрения поступков одного человека и их субъективной оценки другим человеком. На этой стадии ребенок мог бы сказать, что Кэтти может пойти в цирк с Жанеттой и остаться подругой Дебби только в том случае, если Дебби не будет возражать про­тив изменения первоначальных планов.

На третьей стадии (от 9 до 12 лет) дружба основана на идее подлинно равного обмена: друзья рассматриваются как люди, помогающие друг другу. Дети осознают, что могут оценивать действия своих друзей и что друзья, в свою очередь, могут оце­нивать их действия. На этой стадии впервые появляется понятие обязательства.

На четвертой стадии, которая довольно редко встречалась среди участвовав­ших в исследовании Селмана 11 - 12-летних детей, дружба понимается как устойчи­вые, длительные отношения, основанные на обязательствах и взаимном доверии, Дети теперь становятся способны смотреть на эти отношения с позиции третьей стороны. Селман утверждает, что ключом к по­ниманию возрастных изменений в дружбе детей является способность встать на точку зрения другого.

Развивается потребность в самоуважении (желании видеть себя хорошим и чтоб другие рассматривали мои качества как лучшие).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.