Здавалка
Главная | Обратная связь

Личностное развитие подростка.



 

Ведущий тип деятельности подростка оказывает влияние на развитие его психики, личности.

Круг ровесников играет основную роль в развитии социальных навыков подрос­тка. Характерные для тинэйджеров отношения равенства помогают выработке по­ложительных реакций на различные кризисные ситуации, с которыми сталкивают­ся молодые люди.

Тинэйджеры перенимают у своих друзей и сверстников виды поведения, ценимые обществом, и наиболее подходящие им роли. Социальная компетентность — основная составляющая спо­собности подростка приобретать новых друзей и сохранять старых.

Развитие социальной компетентности базирует­ся, частично, на способности подростка к социальным сравнениям. Эти сравнения дают ему возможность сформировать личную идентичность, а также выявить и оце­нить характерные черты других. На основании этих оценок подростки выбирают друзей и определяют свое отношение к различным группам и компаниям, составля­ющим часть окружения сверстников. Кроме того, перед подростками встает задача анализа противоречащих друг другу ценностей сверстников и родителей.

 

 

Формирование самосознания. Перестройка самосознания связана не столько с появлением у него новых вопросов о себе и новых контекстов и углов зрения, под которыми он себя рассматривает.

Главное психологическое приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственных психических состояний. Если ребенок сердится, он объясняет это тем, что кто-то его обидел, если радуется, то этому тоже находятся объективные причины.

Открытие своего внутреннего мира — радостное и волнующее событие. Но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний. Внутреннее «Я» не совпадает с «внешним» поведением, актуализируя проблему самоконтроля. «Я в своем представлении — это два существа: «внешнее» что ли и «внутреннее»,-пишет десятиклассница.— «Внешнее» (его можно назвать, пожалуй, «оболочкой») обычно является проявлением внутреннего-— внутреннее диктует свои решения, размышления, доводы. Но иногда «оболочка» вступает в жестокое единоборство с «внутренним» существом. К примеру, захочется «оболочке» пококетничать или поступить не как должно, а как хочется, а изнутри ей кричат: «Нет! Нет! Нельзя!» И как я рада, если «внутренняя» чаша весов перевешивает (к счастью, это происходит гораздо чаще),— «внутреннему» существу больше доверяю!»

Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении.

7. Психическое развитие в юношеском возрасте. Кризис юно­шеского возраста как кризис саморегуляции.

 

Кризис 17 лет (юношеского возраста). Признак: философская интоксикация сознания (в сознание протекают мысли, идеи, которые разрушают сознание). Юношеский релятивизм (все относительно, нет образца, по которому можно строить свою жизнь). Негативизм – отрицание всего. Юношеский солиптизм – замкнутость человека на самом себе. Противоречие: между нормативной и ценностно-смысловой регуляцией. Человек вырабатывает внутренние ценности своего поведения. Новообразование: развитие мировоззрения. Соц.ситуация развития: юноша – значимый взрослый, юноша – сверстник. Ведущая деят-ть: учебно-профессиональная. Переход от операционально-технической деятельности к смысловой.

Учебно-профес­сиональная деятельность как ведущий вид деятельности.

В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. Несмотря на то что во многих случаях юноша продолжает оставаться школьником, учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее. Речь может идти об избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью и необходимым для поступления в вуз (например, химия и биология для будущих медиков), о посещении подготовительных курсов, о включении в реальную трудовую деятельность в пробных формах (помощь воспитательнице в детском саду, автомеханику во время ремонтных работ автомобиля и т.п.). В других случаях юноши и девушки еще более приближаются к производственной сфере: продолжают образование в ПТУ, техникумах, колледжах, технических лицеях или начинают собственную трудовую жизнь, совмещая работу с учением в вечерних школах. По мнению Д.И. Фельдштейна, в юношеском возрасте характер развития определяют труд и учение как основные виды деятельности.

В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению. Готовность к самоопределению означает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а опеделенную зрелость личности, т.е. сформированность психологических образований и механизмов, обеспечивающих возможность роста личности сейчас и в будущем.

Содержание психологической готовности к самоопределению:
— сформированность на высоком уровне психологических структур: теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии;
— развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности (потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека — члена общества, потребность в общении, потребность в труде, нравственные установки, ценностные ориентации, временные перспективы);
— становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.