Здавалка
Главная | Обратная связь

Личностное развитие в юношеском возрасте.



Первая особенность раннего юношеского возраста связана со сферой его общения. Так, если подростки ориентированы на сверстников, на компании, на возможность коллективного время — препровождения, то в раннем юношеском возрасте наступает, по меткому выражению писателя, «пустыня отрочества». В начале раннего юношеского возраста молодой человек предпочитает общество самого себя или, в крайнем случае, общение с одним и тем же очень близким человеком. Этот близкий человек появляется как соратник «клуба по интересам», с которыми юноша определяется в этом возрасте. Затем происходит смещение акцента: от интереса к делу на «открытие» самого человека, его особенностей. Начинает разворачиваться общение по поводу деятельности, переходящее в личностное общение – интересно услышать мнение этого близкого человека по многим другим, не имеющим прямого отношения к общей деятельности вопросам. Юноше (девушке) становится необходим близкий человек, который, с одной стороны, проверен общим делом-интересом, а с другой – уже стал интересен не только как соратник по делу, но сам по себе. Оценка этого близкого становится более дифференцированной – ее составляющими становятся качества, имеющие отношение к «общему интересу», и качества, которые напрямую с деятельностью не связаны; человек-личность и человек-профессионал – две стороны, требующие разного подхода при взаимодействии.

По мере развития к позднему (старшему) юношескому возрасту субъект преодолевает эту «пустыню» общения, но к этому времени его коллективная деятельность и общение претерпевают качественные изменения. Если в подростковом периоде развития ребенок подражал самым разным привычкам и особенностям сверстников, не оценивая их ни с точки зрения нравственности, ни с точки зрения своей личностной специфики, то к концу раннего юношеского возраста (к позднему юношескому периоду развития) и в общении, и в совместной деятельности субъект оказывается способным к тому, чтобы сознательно выбирать те качества, которые ему необходимы для целенаправленного самоконструирования, и в то же время, быть не «как все», а в разных ситуациях презентировать свою индивидуальность.

Вторая особенность раннего юношеского возраста связана с отношением индивида к окружающему миру. Так, если подростки преимущественно направлены на предметное содержание, то молодые люди раннего юношеского возраста гораздо больше ориентированы на других людей. При этом, с одной стороны, их интересует их целостный образ (хороший или плохой) вне связи с характером и качеством выполняемой этими другими деятельности. Иначе говоря, молодые люди в раннем юношеском возрасте интересуются поступками и поведением другого человека, а не предметным содержанием выполняемой им деятельности.

По мере развития в раннем юношеском возрасте молодой человек приобретает способность воспринимать другого человека целостно. Именно это становится основой для возникновения идеалов и последующего произвольного самостроительства в соответствии с этими идеалами (в старшем юношеском возрасте).

Третья особенность развития в раннем юношеском возрасте касается самосознания или образа «Я». В начале юношеского возраста у молодых людей складывается довольно устойчивый образ себя. Этот образ становится основой для их мировосприятия и оценки других людей. Именно этот образ «Я» и обеспечивает юношам возможность выбирать деятельность не по тому, нравится она или нет его сверстникам, как это делает подросток, а согласно собственной внутренней сущности.

По мере развития к старшему юношескому возрасту субъект начинает понимать возможность самоизменения и его способы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.