Инновационной деятельности библиотек – 2 часа
Вопросы для обсуждения: 1. Роль научно–методических служб библиотек в системе инновационной деятельности, основные задачи и направления. 2. Характеристика процесса научно–методического обеспечения инновационного развития библиотек. 3. Основные тенденции в изучении библиотечных инноваций и совокупность методов по их освоению. 4. Определение инновационных форм библиотечной работы посредством аналитической деятельности библиотек, их изучение и внедрение в деятельность библиотеки. 5. Распространение нововведений как составная часть инновационного процесса.
Индивидуальные задания: Подготовить презентацию по теме «Роль научно-методических служб в выявлении и внедрении библиотечных новшеств».
Литература: Основная: 1. Авраева, Ю. Б. Библиотеки – методические центры: инициаторы профессионального развития: научно–практическое пособие / Ю. Б. Авраева, Э. С. Очирова. – Москва: Литера, 2009. – С. 72-85. 2. Болукова, Н. В.Сущность библиотечных инноваций / Н. В. Болукова // Культура. Наука. Творчество : материалы III Международной научно–практической конференции (23–24 апреля 2009 г.). Вып.3. – Минск, 2009. – С. 219–223. 3. Бражникова, С. А. Инновации в библиотеках: теоретические и методические аспекты / С. А. Бражникова // Библиография. – 2003. – № 4. – С. 35–47. 4. Ванеев, А. Н. Методическое обеспечение библиотечной деятельности / А. Н. Ванеев. – Москва : Профиздат, 2000. – с. 66-100. 5. Качанова, Е. Ю. Инновационно–методическая работа библиотек / Е. Ю. Качанова. – Санкт-Петербург : Профессия, 2007. – 335 с. 6. Леончиков, В. Е. Библиотечная инноватика как фактор развития библиотечного дела на современном этапе / В. Е. Леончиков // Бібліятэкі і музеі ў сістэме інавацыйнайдзейнасці : матэрыялы навукова–практычнай канферэнцыі (Мінск, 21–22 кастр. 2009 г.). –Мінск, 2010. – С. 38–44.
Дополнительная: 1. Дубай, С. С. Электронная библиотека как инновационная форма интеграции образовательных ресурсов вуза / С. С. Дубай // Бібліятэкі і музеі ў сістэме інавацыйнай дзейнасці : матэрыялы навукова–практычнай канферэнцыі (Мінск, 21–22 кастр. 2009 г.). –Мінск, 2010. – С. 104–109. 2. Карташов, Н. С. Инновационные процессы: общее и частное / Н. С. Карташов // Библиотека. – 1998. – № 3. – С. 39–42. 3. Пашин, А. И. Новый взгляд на инновационную деятельность библиотек / А. И. Пашин // Науч. и техн. б–ки. – 2005. – № 8. – С. 73–78. 4. Справочник библиотекаря / под ред. А. Н. Ванеева, В. А. Минкина. – Санкт-Петербург : Профессия, 2000. – С. 348-350. 5. Стрыжонак, І. М. Інавацыйныя падыходы да фарміравання краязнаўчых інфармацыйных рэсурсаў у рэгіёнах Беларусі / І. М. Стрыжонак // Бібліятэкі і музеі ў сістэме інавацыйнай дзейнасці : матэрыялы навукова–практычнай канферэнцыі (Мінск, 21–22 кастр. 2009 г.). –Мінск, 2010. – С. 153–159. Семинар № 8 Тема: Методическое обеспечение библиографической деятельности – 2 часа Вопросы для обсуждения: 1. Основные цели, задачи, направления методического обеспечения библиографической деятельности. 2. Система методического обеспечения библиографической деятельности в Республике Беларусь. 3. Выявление, анализ, обобщение и внедрение инновационного опыта библиографической деятельности. Повышение квалификации и переподготовка кадров библиографических подразделений библиотеки. 4. Особенности методической работы библиографического подразделения библиотек разных типов. Анализ библиографических материалов и библиографических изданий. 5. Формы и методы методической помощи в организации и управлении библиографической деятельностью.
Индивидуальные задания: Подготовить сообщение по теме «Инструктивно–методические документы, отражающие библиографическую работу и основные ее направления». Подготовить презентацию по теме «ОУНБ как центр методического руководства библиографической деятельностью в области».
Литература: Основная: 1. Зыгмантовіч, С. В. Кіраванне бібліяграфічнай дзейнасцю бібліятэкі : вучэбны дапаможнік / С. В. Зыгмантовіч. – Мінск : [б. в.], 2009. – С. 88-102. 2. Истрина, М. В. Аннотирование произведений печати: методические пособие / М. В. Истрина. – Москва, 1981. – 41 с. 3. Коготков, Д. Я. Библиографическая деятельность библиотеки : организация, технология, управление/ Д. Я. Коготков. – Санкт-Петербург : Профессия, 2004.– С. 289-293. 4. Кузьминич, Т.В. Национальная библиотека Беларуси как центр библиографической деятельности: современное состояние / Т.В. Кузьминич // Библиотековедение. – 2011. – № 2. – С. 91–96 5. Ратманова, С. Б. Научно–методическое обеспечение подготовки и выпуска библиографических серий: теория, методика, инновационный опыт / С. Б. Ратманова, О. Д. Ахметова // Науч. и тех.б–ки. – 2009. – № 11. – С. 15–23. 6. Учет справочно–библиографического обслуживания в УНБ : методические рекомендации / Гос. б–ка им. В.И. Ленина ; сост.: Т. А. Васильева, Е. Ю. Елисина. – Москва, 1998. – 20 с. 7. Яковлева, Н. А. Мониторинг создания библиографической продукции на примере Кемеровской областной научной библиотеки им. В. Д. Федорова / Н. А. Яковлева // Библиография. – 2007. –№ 2. – С. 61–67. Дополнительная: 1. Ванеев, А.Н. Нужно ли библиотекам методическое руководство? / А. Н. Ванеев // Науч. и техн. б–ки. – 1999. – № 8. – С. 4–14. 2. Харитонов Р. Н. Экономика в библиографии / Р. Н. Харитонов // Мир библиографии. – 1999. – № 1. – С. 73–75. 3. Чернякова, Ю. Стратегическое планирование в ЦБС / Ю. Чернякова / Библиотека. – 1997. – № 1. – С. 23–26. 4. Яновский, А. М. Маркетинг информационной продукции и услуг / А. М. Яновский // НТИ. Сер. 1. – 1996. – № 5. – С. 23–27. Семинар № 9 Тема: Методическое обеспечение краеведческой деятельности – 2 часа Вопросы для обсуждения: 1. Основные цели, задачи, направления методического обеспечения краеведческой деятельности. 2. Система методического обеспечения краеведческой деятельности в Республике Беларусь. 3. Подготовка и издание материалов по организации и управлению краеведческой деятельностью для библиотек различных сетей и ведомств. 4. Краеведческие подразделение библиотек: основные направления работы. Подготовки и выпуск краеведческих информационных изданий. 5. Выявление, анализ, обобщение и внедрение инновационного опыта краеведческой деятельности в работе библиотек. Инструктивно–методические документы, отражающие краеведческую деятельность. 6. Формы и методы методической помощи в организации и управлении краеведческой деятельностью.
Индивидуальные задания: Подготовить презентацию по теме «Организация повышения квалификации и переподготовка кадров краеведческих подразделений библиотек в ОУНБ».
Литература: Основная: 1. Абласныя бібліятэкі Беларусі (1991–1995 гг.) : агляд дзейнасці / Нац. б–ка Беларусі ; склад.: Т. У. Котава [і інш.]. – Мінск, 1998. – 67 с. 2. Абласныя бібліятэкі : актуальныя аспекты дзейнасці / Нац. б–ка Беларусі ; склад. Л. Г. Кірухіна ; рэдкал.: В. А. Сабалеўская [і інш.]. – Мінск, 2004. – С. 28-37. 3. Авраева, Ю. Методическая деятельность библиотек: традиции и инновации / Ю. Авраева, Э. Огурцова // Библиотечное дело – XXI век : научно–практический сборник – 2003. – Вып. 2(6). – С. 272–286. 4. Краязнаўчая дзейнасць бібліятэк : метад. рэкамендацыі / Нац. б–ка Беларусі ; склад.: Р. М. Чыгірова, М. У. Сокал. – Мінск, 1994. –С. 42-67. 5. Кушнаренко, Н. Н. Региональные центры по обеспечению краеведения / Н. Н. Кушнаренко // Сов. библиотековедение. – 1990. – № 4. – С. 46–53. 6. Предеина, А. В. Краеведческая библиографическая деятельность областных универсальных научных библиотек Беларуси: история и теоретико–методические проблемы : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 05.25.03 / А.В. Предеина ; Белорус.ун–т культуры. – Минск, 2000. –20 с. Дополнительная: 1. Библиотечное краеведение как фактор повышения культурного потенциала края : метод. материалы / Гомел. обл. б–ка, Отд. библиотековедения ; сост. М. С. Рафеева. – Гомель, 2009. – 31 с. 2. Краеведческая деятельность библиотек Гомельской области: анализ состояния / сост. И. И. Лобачёва; отдел библиотековедения ГОУБ. – Гомель, 2010. – 24 с. 3. Край мой – Родины частица : материалы по организации краеведческой деятельности библиотек / Ивановская областная библиотека для детей и юношества ; отв. ред. Л. Морозова. – Иваново : [s. n.], 2004. – 24. 4. Лиховид, Т. Ф. Кадровое обеспечение краеведческой библиографической деятельности / Т. Ф. Лиховид Н. З. Шатохина // Библиография. – 2009. – № 1. – С. 30–37. 5. Неверова, Т. А. Краеведческая деятельность библиотек : учеб.–метод. пособие / Т. А. Неверова. – Москва : Либерея–Бибинформ, 2005. – С. 49-65. Семинар № 10 Тема: Виртуальные научно–методические службы библиотек: современное состояние и перспективы развития – 2 часа Вопросы для обсуждения: 1. Виртуальные научно–методические службы библиотек: способы организации и функционирования. 2. Цели, задачи, основные направления деятельности. 3. Правовые механизмы функционирования виртуальных методических служб и их нормативно–правовая документация: положение о функционировании ВНМС, технологические и должностные инструкции. 4. Анализ деятельности виртуальных методических служб.
Индивидуальные задания: Подготовить сообщение по теме «Корпоративное взаимодействие ВНМС с методическими службами библиотек различных сетей и ведомств».
Литература: Основная: 1. Давиденко, Н. В. Модель виртуального методического объединения школьных библиотекарей / Н. В. Давиденко, Л. А. Комарова // Методист. – 2009. – № 6. – С. 20–23. 2. Цурина, И. А. Виртуальная методическая помощь : используем новый ресурс / И. А. Цурина // Библиотечное дело. – 2010. – № 11. – С. 39–41. 3. Юрик, И. В. Проблемы нормативно–правового обеспечения виртуальной справочной службы / И. В. Юрик // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. – 2007. – № 3. – С. 59–62. Дополнительная: 1. Авраева, Ю. Б. Библиотеки – методические центры: инициаторы профессионального развития : научно–практическое пособие / Ю. Б. Авраева, Э. С. Очирова. – Москва: Литера, 2009. – 96 с. 2. Авраева, Ю. Методическая деятельность библиотек: традиции и инновации / Ю. Авраева, Э. Огурцова // Библиотечное дело – XXI век : научно–практический сборник – 2003. – Вып. 2(6). – С. 272–286. ĚĹŇÎÄČ×ĹŃĘČĹ ÓĘŔÇŔÍČß ÄËß ĎĐŔĘŇČ×ĹŃĘČŐ ĐŔÁÎŇ Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач самостоятельно и/или с помощью преподавателя. Цель практических занятий по данному курсу – углубить, расширить, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи. Представленные практические задания носят прикладной характер, и соответствуют современным направлениям деятельности научно-методических служб. Все работы необходимо выполнять в письменной форме с последующим обобщением полученной информации и применять ее на семинарских занятиях и при ответе на экзамене и зачете. Тематический план выполнения ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|