Здавалка
Главная | Обратная связь

Тенденции развития налоговых систем



 

Налоговая система появилась с возникновением государства.

Первый этап развития системы налогообложения (Древний мир и Средние века) имел случайный характер. Сборы существовали в виде бессистемных платежей, преимущественно в натуральной форме. По мере укрепления товарно-денежных отношений сборы постепенно принимали денежную форму. Основы финансовой науки зародились только в XV в. Неаполитанский финансист Д. Карафа считал, что основу бюджета должны составлять принадлежащие государству домены (земля, леса, вещные права, капиталы). Однако уже в XVI в. недостаточность доходов заставила государство перейти к использованию различных видов регалий (железные дороги; почтовая, горная, монетная, соляная регалии), пошлин и налогов.

В Европе до ХVII в. развитые системы налогообложения отсутствовали. Но к концу века налоги стали основным источником доходной части бюджета многих государств. Начался второй этап развития налогообложения, связанный с появлением систем, включающих прямые и косвенные налоги. Значительный вклад в развитие финансовой науки на втором этапе внесли английские и немецкие ученые (Т. Гоббс, Д. Локк, Л. фон Секендорф).

Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII в. Французский ученый Ф. Кене впервые обозначил органическую связь налогообложения и народнохозяйственного процесса. Основоположник теории налогообложения шотландский экономист и финансист А. Смит в 1776 г. издал книгу "Исследование о природе и причинах богатства народов". Идеи А. Смита оказали кардинальное влияние на финансовую и хозяйственную жизнь многих государств.

В XIX в. финансовая наука продолжала стремительно совершенствоваться благодаря работам немецких ученых: К. Рау, Ж. Симон де Сисмонди, К. Маркса и Ф. Энгельса, А. Вагнера, Э. Селигмана и др.

Третий этап развития системы налогообложения связан со становлением научно-теоретических воззрений на ее природу. После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы. Великая депрессия 1929-1933 гг. заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны финансы использовались в новом качестве - как средство государственного регулирования экономики. Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т. е. централизованных финансовых ресурсов. По образному выражению политического деятеля Северной Америки Б. Франклина, "платить налоги и умереть должен каждый".

Никакое государство не может существовать без взимания налоговых платежей. На исключительное значение налогов для государства указывал К. Маркс: "Налог - это материнская грудь, кормящая правительство. Налог - это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией".

Налоги и займы - два определяющих источника процветания любой страны. От их соотношения в значительной степени зависит ее платежеспособность и общее положение в мировом сообществе. При недостаточности налоговых доходов прибегают к прямым кредитам иностранных государств, размещению ценных бумаг среди населения (внутренние заимствования) и выпуску специальных бумаг для зарубежных инвесторов (внешние заимствования).

В различных странах основную часть доходов бюджета составляют именно налоги. Так, в США налоги формируют 90% бюджета, в Германии - 80%, в Японии - 75%. В России доля налогов примерно соответствует мировым показателям.

Основная задача по мобилизации доходов в бюджетную систему на 2003 г. - повышение эффективности налогового администрирования при одновременном снижении налогового бремени.

Налоги, являясь главным источником бюджетных доходов, не только задают параметры постатейного финансирования расходов, но и служат основой для территориального перераспределения финансовых ресурсов.

После Второй мировой войны и в последующие годы в ряде зарубежных стран были проведены налоговые реформы. Сегодня опыт этих государств со сложившейся рыночной экономикой позволяет выявить общие закономерности развития налоговых систем.

Стимулирование частного предпринимательства в 50-70-е гг. решалось с применением универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

Начало 80-х гг. почти повсеместно было отмечено либерализацией систем подоходного налога, снижением налоговых ставок с одновременным расширением налогооблагаемой базы и сокращением льгот.

Реформирование систем косвенного налогообложения осуществлялось через уменьшение таможенных пошлин, снижение уровня акцизных сборов, придание универсального значения и усиления роли налога на добавленную стоимость (НДС), который в 70-80-е гг. стал заменять налог с оборота.

В конце 80-х-начале 90-х гг. ХХ в. ведущие страны мира провели налоговые реформы, направленные на ускорение накопления капитала и стимулирование деловой активности. Это нашло выражение в снижении ставок корпорационного налога.

В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и др.) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны - члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

В послевоенный период появились и стали динамично развиваться еще два направления: гармонизация налоговых систем и гармонизация налоговой политики. Тенденции гармонизации охватили основные показатели налоговых систем, налоговое право различных стран, проблемы международного двойного налогообложения и анти-налогообложения и налогообложение инвестиционной деятельности.

В 1993 г. был разработан документ, выполняющий роль мирового налогового кодекса1, который определял современное понимание налоговой системы, проверенное на опыте многих стран, приводил рекомендации для разработки национального налогового законодательства и рассматривал вопросы создания эффективного налогового аппарата.

Высокое налоговое бремя в развитых странах привело к применению оффшорных механизмов в международном налогообложении. Сущность использования этих механизмов - юридическое перенесение объектов налогообложения из стран с высоким уровнем налогообложения в страны с его низким уровнем. Поэтому сейчас развитые государства пытаются бороться с утечкой капиталов и налоговых платежей различными путями: вводятся налоги и лицензирование подобных операций; в национальном законодательстве устанавливается принцип "резидентства"; создаются собственные налоговые центры и оазисы.

Современный, четвертый этап развития налогообложения характеризуется более глубоким теоретическим обоснованием всех его проблем.

В 80-е гг. ХХ в. получила признание бюджетная концепция А. Лаффера, согласно которой налоговые поступления - это продукт двух факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Страны с развитой рыночной экономикой провели налоговые реформы, направленные на совершенствование систем прямых и косвенных налогов и стимулирование деловой активности.

Однако до настоящего времени еще не существует идеальных налоговых систем. Во всех странах ведутся теоретические поиски научного обоснования налоговой политики и практические изыскания в отношении эффективной и справедливой методики налогообложения. Этим целям служит в первую очередь знание налоговых теорий.

Налоговые реформы развитых стран мира на протяжении XX века были направлены на повышение эффективности налоговых систем, создание системы, обладающей свойствами, которые вытекают из классических принципов налогообложения Адама Смита. Таких свойств можно выделить пять:

1. экономически эффективная налоговая система не должна входить в противоречие с эффективным распределением ресурсов;

2. административная простота: административная система должна быть простой и относительно недорогой в применении;

3. гибкость: налоговая система должна быть в состоянии быстро реагировать на изменяющиеся экономические условия;

4. политическая ответственность: налоговая система должна быть построена для убеждения людей в том, что они платят для того, чтобы политическая система была в состоянии отражать их предпочтения;

5. справедливость: налоговая система должна быть справедливой по отношению к различным индивидуумам.

Практически во всех развитых странах еще в конце 80-х годов прямые налоги преобладают над косвенными, причем такая тенденция будет сохраняться и в будущем. А среди прямых налогов преобладают подоходный налог с физических лиц и корпоративный налог.

Налоговые реформы, проведенные в 80-х годах, почти во всех странах привели к увеличению доли основных налогов в ВВП. Особенно ярко эта тенденция проявилась в росте доли в ВВП подоходного налога: в США этот налог вырос с 8,43 до 10,1%, во Франции – с 4,41 до 6,2%, в Японии – с 4,6 до 6,1%, в Германии – с 4,11 до 10,1%. Доля налога на прибыль и НДС тоже увеличилась.

Налоговые реформы сопровождались совершенствованием налоговых институтов. В США был введен новый налоговый кодекс взамен действовавшего с 1954 года кодекса доходов. Налоговая реформа 1986 года заменила сложно-прогрессивную шкалу подоходного налога, состоявшую из 15 категорий налогов по ставкам от 11 до 50%, шкалой, состоящей из двух ставок, с одновременным расширением базы налогообложения. Конгрессом США в 1988 году было принят специальный законодательный акт: «Биль о правах налогоплательщика», - а также были приняты шаги по усилению контроля за Службой внутренних доходов.

В ФРГ налоговая реформа сопровождалась введением закона, определившего порядок взимания налогов и санкции при невыполнении физическими и юридическими лицами своих налоговых обязательств.

Прежде, чем раскрыть формирование налоговой системы в Республике Казахстан, было бы интересно показать историю налогов в Казахстане.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.