Здавалка
Главная | Обратная связь

Методики расчета налогового бремени



Деятельность любого экономического субъекта можно разде­лить на три основных направления:

■ хозяйственное;

■ финансовое;

■ инвестиционное.

Хозяйственное направление деятельности экономического субъекта — это осуществление так называемого основного вида (видов) деятельности с целью получения дохода. Для подавляюще­го большинства организаций именно это направление приоритетно.

Финансовое направление деятельности экономического субъекта — это осуществление операций с ценными бумагами, иму­ществом, денежными средствами и прочими активами с целью по­лучения дохода в виде процентов, арендной платы, лизинговых пла­тежей, штрафов и пеней по различным договорам и т.д.

Инвестиционное направление деятельности экономического субъекта — это осуществление операций по участию в развитии других экономических субъектов и проектов с целью получения дохода в виде дивидендов, долей, процентов и т.д.

Чем дольше и успешнее работает экономический субъект, тем активнее развиты у него два последних направления.

Итог каждого из рассмотренных направлений деятельности экономического субъекта на конец отчетного (налогового) перио­да — финансовый результат: прибыль или убыток.

Кроме того, в процессе реализации каждого из направлений у экономического субъекта появляются и другие показатели (налоговые базы), подлежащие налогообложению: выручка от реализации, фонд оплаты труда, остатки по имущественным счетам и т.д.

В зависимости от наличия или отсутствия налоговых льгот таких показателей у одного экономического субъекта может быть больше или меньше по сравнению с другим.

Однако в любом случае администрация экономического субъек­та будет стремиться оптимизировать налоги, мотивируя это недо­статочностью оборотных средств, низким значением прибыли, оста­ющейся в его распоряжении после уплаты налогов, высокими налоговыми ставками, большим количеством уплачиваемых нало­гов и т.д.

Независимо от цели оптимизации налогообложения, этот про­цесс должен начинаться с оценки налогового бремени экономичес­кого субъекта.

В научной литературе встречается несколько методик его оп­ределения. Различие их проявляется в использовании того или ино­го количества налогов, включаемых в расчет налоговой нагрузки, а также определении интегрального показателя, с которым соотно­сится сумма налогов.

Основная идея каждой из методик состоит в том, чтобы сделать показатель налоговой нагрузки экономического субъекта универсаль­ным, позволяющим сравнивать уровень налогообложения в различ­ных отраслях народного хозяйства. Каждая из них также учитывает влияние изменения числа налогов, налоговых ставок и льгот на уро­вень налогообложения экономического субъекта.

В этом и проявляется практическая ценность различных мето­дик. Рассмотрим некоторые из них.

Методика определения налоговой нагрузки экономического субъекта, разработанная Департаментом налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации,предлагает оце­нивать тяжесть налогового бремени отношением всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей реа­лизации:

НБ = (Нобш : В общ) х 100%,

где НБ — налоговое бремя;

Нобш — общая сумма налогов;

Вобш — общая сумма выручки от реализации.

Показатель налогового бремени, рассчитанный по этой мето­дике, позволяет определить долю налогов в выручке от реализации, однако он не характеризует влияние налогов на финансовое состо­яние экономического субъекта, поскольку не учитывает структуру налогов в выручке от реализации.

Методика определения налоговой нагрузки, разработанная М.Н. Крейниной, предполагает сопоставление налога и источника его уплаты. Каждая группа налогов в зависимости от источника, за счет которого они уплачиваются, имеет свой критерий оценки тяже­сти налогового бремени.

Кроме того, данная методика опровергает распространенное мнение о том, что большой размер налогов, включаемых в себесто­имость, выгоден экономическому субъекту, так как позволяет умень­шить прибыль и, соответственно, налог на нее.

Автор методики считает, что снижение прибыли, с одной сто­роны, ограничивает свободные средства экономического субъекта, а с другой — «наказывает» бюджет, получающий в результате мень­шую сумму налога на прибыль.

Кроме того, с правовой точки зрения коммерческие организа­ции, в уставах которых основной задачей обозначено получение при­были на вложенный капитал, в таком случае затрудняют ее решение.

Интегральным показателем в данной методике выступает при­быль экономического субъекта, к которой приводится сумма всех налогов.

При определении налогового бремени по данной методике пред­лагается исходить из идеальной ситуации, когда экономический субъект вовсе не платит налогов, и сравнивать эту ситуацию с реальной. Та­ким образом, определяется тяжесть налогового бремени.

Для работы по этой методике необходимо использовать сле­дующие формулы:

НБ = [(В - Ср - Пч) : (В - Ср)] х 100%;

НБ - [(В - Ср – Пч) : Пч] х 100%,

где В — выручка от реализации;

Ср — затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) за вычетом косвенных налогов; Пч — фактическая прибыль, остающаяся после уплаты налогов в распо­ряжении экономического субъекта.

Данные формулы показывают, во сколько раз суммарная ве­личина уплаченных налогов отличается от прибыли, остающейся в распоряжении экономического субъекта.

Основное отличие данного подхода к оценке налогового бре­мени — то, что косвенные налоги (налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы) не принимаются в расчет и не рассматриваются как

Кроме того, в процессе реализации каждого из направлений у экономического субъекта появляются и другие показатели (налоговые базы), подлежащие налогообложению: выручка от реализации, фонд оплаты труда, остатки по имущественным счетам и т.д.

В зависимости от наличия или отсутствия налоговых льгот таких показателей у одного экономического субъекта может быть больше или меньше по сравнению с другим.

Однако в любом случае администрация экономического субъек­та будет стремиться оптимизировать налоги, мотивируя это недо­статочностью оборотных средств, низким значением прибыли, оста­ющейся в его распоряжении после уплаты налогов, высокими налоговыми ставками, большим количеством уплачиваемых нало­гов и т.д.

Независимо от цели оптимизации налогообложения, этот про­цесс должен начинаться с оценки налогового бремени экономичес­кого субъекта.

В научной литературе встречается несколько методик его оп­ределения. Различие их проявляется в использовании того или ино­го количества налогов, включаемых в расчет налоговой нагрузки, а также определении интегрального показателя, с которым соотно­сится сумма налогов.

Основная идея каждой из методик состоит в том, чтобы сделать показатель налоговой нагрузки экономического субъекта универсаль­ным, позволяющим сравнивать уровень налогообложения в различ­ных отраслях народного хозяйства. Каждая из них также учитывает влияние изменения числа налогов, налоговых ставок и льгот на уро­вень налогообложения экономического субъекта.

В этом и проявляется практическая ценность различных мето­дик. Рассмотрим некоторые из них.

Методика определения налоговой нагрузки экономического субъекта, разработанная Департаментом налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации,предлагает оце­нивать тяжесть налогового бремени отношением всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей реа­лизации:

НБ = (Нобш : В общ) х 100%,

где НБ — налоговое бремя;

Нобш — общая сумма налогов;

Вобш — общая сумма выручки от реализации.

Показатель налогового бремени, рассчитанный по этой мето­дике, позволяет определить долю налогов в выручке от реализации, однако он не характеризует влияние налогов на финансовое состо­яние экономического субъекта, поскольку не учитывает структуру налогов в выручке от реализации.

Методика определения налоговой нагрузки, разработанная М.Н. Крейниной, предполагает сопоставление налога и источника его уплаты. Каждая группа налогов в зависимости от источника, за счет которого они уплачиваются, имеет свой критерий оценки тяже­сти налогового бремени.

Кроме того, данная методика опровергает распространенное мнение о том, что большой размер налогов, включаемых в себесто­имость, выгоден экономическому субъекту, так как позволяет умень­шить прибыль и, соответственно, налог на нее.

Автор методики считает, что снижение прибыли, с одной сто­роны, ограничивает свободные средства экономического субъекта, а с другой — «наказывает» бюджет, получающий в результате мень­шую сумму налога на прибыль.

Кроме того, с правовой точки зрения коммерческие организа­ции, в уставах которых основной задачей обозначено получение при­были на вложенный капитал, в таком случае затрудняют ее решение.

Интегральным показателем в данной методике выступает при­быль экономического субъекта, к которой приводится сумма всех налогов.

При определении налогового бремени по данной методике пред­лагается исходить из идеальной ситуации, когда экономический субъект вовсе не платит налогов, и сравнивать эту ситуацию с реальной. Та­ким образом, определяется тяжесть налогового бремени.

Для работы по этой методике необходимо использовать сле­дующие формулы:

НБ = [(В - Ср - Пч) : (В - Ср)] х 100%;

НБ - [(В - Ср – Пч) : Пч] х 100%,

где В — выручка от реализации;

Ср — затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) за вычетом косвенных налогов; Пч — фактическая прибыль, остающаяся после уплаты налогов в распо­ряжении экономического субъекта.

Данные формулы показывают, во сколько раз суммарная ве­личина уплаченных налогов отличается от прибыли, остающейся в распоряжении экономического субъекта.

Основное отличие данного подхода к оценке налогового бре­мени — то, что косвенные налоги (налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы) не принимаются в расчет и не рассматриваются как

налоги, влияющие на прибыль экономического субъекта. Для оцен­ки налогового бремени по этим налогам нужно соотносить их либо с кредиторской задолженностью, либо с валютой баланса за отчет­ный (налоговый) период.

Данная методика представляется действенным средством ана­лиза воздействия прямых налогов на финансовое состояние эконо­мического субъекта, но в то же время недооценивает влияние на него косвенных налогов. А эти налоги, хотя и в меньшей степени, чем прямые, тоже влияют на величину прибыли экономического субъекта. Поэтому применение данной методики должно происхо­дить в сочетании с оценкой воздействия косвенных налогов на ве­личину налоговой нагрузки экономического субъекта.

Экономический субъект, уплачивающий косвенный налог, вклю­чает его в цену товаров (работ, услуг) в соответствии с законода­тельством Российской Федерации, и таким образом перекладывает его на потребителей. Однако цена на товар может повышаться не бесконечно, а до тех пор, пока это позволяет платежеспособный спрос.

Если же цена товара с учетом косвенного налога оказывается слишком высокой, спрос сокращается, так как часть покупателей переходит на товары-заменители, а другая часть — на аналогичные товары других производителей. Поэтому, чтобы сохранить потреби­телей, экономический субъект вынужден сдерживать уровень цен, уменьшая свою прибыль.

Как видно, косвенные налоги влияют на цену продукции и, как следствие, на спрос. Бремя этих налогов ложится и на покупателей, и на продавцов в зависимости от характера спроса.

Если спрос на товар (работу, услугу) эластичен, то большую часть косвенного налога вынужден уплачивать продавец, потому что, увеличив цену, он может потерять покупателей.

Если же спрос неэластичен, то продавец имеет возможность перенести основную долю налогового бремени на покупателя, по­скольку в данном случае величина спроса слабо зависит от цены товара (работы, услуги).

В реальной ситуации большинству экономических субъектов сложно определить целесообразность переложения бремени косвен­ных налогов на покупателей, поскольку кривая спроса определен­ного товара (работы, услуги) зачастую отличается от классических ситуаций, приводимых в качестве примеров в учебных пособиях по экономической теории.

Методика определения налогового бремени, предложенная А. Кадушиным и Н. Михайловой. Эта методика количественная, пред­лагает оценивать налоговое бремя как долю отдаваемой в бюджет до­бавленной стоимости, созданной отдельным экономическим субъектом. Добавленная стоимость, по мнению авторов методики, источник дохо­да экономического субъекта и, следовательно, источник уплаты нало­гов. Поэтому целесообразно сравнивать налог с источником уплаты.

Показатель, получившийся в процессе расчетов по данной методике, позволяет усреднить оценку налоговой нагрузки для раз­личных типов производств, т.е. обеспечивает сопоставимость нало­гового бремени для различных экономических субъектов.

Валовая выручка по этой методике представляется в виде раз­бивки на следующие компоненты:

■материальные затраты МЗ;

■добавленная стоимость ДС, включающая амортизационные отчисления AM;

■затраты на оплату труда ЗП, с учетом единого социального налога (ЕСН) и тарифа по травматизму;

■НДС;

■налоги с оборота НО;

■прибыль П.

Так как долевое распределение этих компонентов у различных экономических субъектов различно, то целесообразно ввести в ме­тодику структурные коэффициенты:

■долю добавленной стоимости в выручке Ко;

■долю затрат на оплату труда в добавленной стоимости Кзп;

■долю амортизационных отчислений в добавленной стоимо­сти Кам.

*Данные показатели рассчитываются по следующим формулам:

Ко -=ДС : В; Кзп = ЗП : ДС; ) Кам = AM : ДС.

Затем производится расчет налогов экономического субъекта в те­кущей налоговой ситуации по следующим формулам:

НДС = (18% : 118%) х ДС;

Налоги от ЗП = (26% : 126%) х Кэ х ДС;

Оборотные налоги = Х% х ДС : К0 : 1,18;

Налог на прибыль = 0,24 х (1 - НДС - Кзп - Кам - X: 1,18 : Ко) х ДС;

НБ = (Сумма всех налогов : Чистые активы) /

(Чистая прибыль : Чистые активы).

Сложение всех налогов, рассчитанных по указанным форму­лам, позволяет получить долю отчисляемой добавленной стоимости экономического субъекта в бюджет государства.

Применение этой методики позволяет сравнить количествен­ные изменения доли налогов в добавленной стоимости в зависимо­сти от типа производства и рентабельности.

Сопоставление сумм налогов с величиной добавленной сто­имости уместно, поскольку она источник дохода экономического субъекта, а следовательно, и показатель его развития.

По величине добавленной стоимости, остающейся в распоря­жении экономического субъекта после уплаты налогов, можно су­дить о возможностях его дальнейшего развития.

По формулам, предложенным в этой методике, изменяя пере­менные (материалоемкость, фондоемкость, трудоемкость и т.д.), можно получать долю налоговой нагрузки в добавленной стоимости экономического субъекта. Также появляется возможность просчи­тать влияние повышения или понижения налоговых ставок и уве­личения льгот на темпы развития экономического субъекта.

Недостаток описанной методики заключается в том, что в ее расчетные формулы не вошли такие налоги, как на рекламу, на имущество и др., влияние которых на финансовое состояние эконо­мического субъекта сложно признать незначительным.

Методика, разработанная Е.А. Кировой. Она считает, что некорректно применять такой показатель, как выручка от реализа­ции, в качестве базы для исчисления налоговой нагрузки на эконо­мический субъект. Кроме того, автор методики предлагает разли­чать два показателя, характеризующих налоговую нагрузку экономического субъекта: абсолютный и относительный.

Абсолютная налоговая нагрузка экономического субъекта — это налоги и сборы, подлежащие перечислению в бюджет и во вне­бюджетные фонды, т.е. абсолютная величина налоговых обязательств перед государством.

В этот показатель включаются фактически перечисленные в бюджет и во внебюджетные фонды налоговые платежи, а также суммы недоимок и пеней по ним.

При этом в расчет не принимается налог на доходы физических лиц, поскольку его плательщики — физические лица, сотрудники экономического субъекта, а экономический субъект выступает в роли налогового агента, удерживающего и перечисляющего этот налог в бюд­жет. В отличие от него, ЕСН- обязательный платеж и поэтому учи­тывается при расчете налогового бремени экономического субъекта.

Косвенные налоги, которые реально уплачивает конечный потребитель, по мнению автора данной методики, тоже участвуют в расчете налоговой нагрузки, поскольку являются необходимым эле­ментом ценообразования экономического субъекта.

Увеличивая цену на товар, экономический субъект способствует снижению покупательского спроса, а значит, и отвлечению доли оборотных средств.

Однако показатель абсолютной налоговой нагрузки не отра­жает напряженности налоговых обязательств экономического субъек­та, поэтому дополнительно рассчитывается показатель относитель­ной налоговой нагрузки. Это отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости, т.е. доля налогов с учетом недоимки и пеней во вновь созданной стоимости.

Источник уплаты налоговых платежей, как и в предыдущих методиках, — добавленная стоимость, стоимость товаров, работ и услуг за вычетом промежуточного потребления, т.е. за вычетом потребле­ния ради последующего производства.

В состав добавленной стоимости включаются амортизацион­ные отчисления, поэтому при исчислении величины налоговой на­грузки экономического субъекта не учитывается объективное раз­личие доли амортизации в ее объеме. Например, при одинаковой напряженности налоговых обязательств на фондоемком предприя­тии и в банке расчет налоговой нагрузки к добавленной стоимости не вполне корректен.

Поэтому для исключения влияния амортизационных отчисле­ний на величину налоговой нагрузки экономического субъекта ав­тор методики предлагает налоговые платежи соотносить с вновь созданной стоимостью, которая определяется путем вычитания из добавленной стоимости сумм амортизации. Вновь созданная сто­имость рассчитывается по следующим формулам:

ВСС = В - МЗ - А + ВД - BP;

ВСС = ОТ + СО + П + НП,

где ВСС — вновь созданная стоимость;

А — амортизационные отчисления; ВД — внереализационные доходы;

BP — внереализационные расходы без учета налоговых платежей; ОТ — оплата труда;

СО — отчисления на социальные нужды;

П — прибыль; НП — налоговые платежи.

Относительная налоговая нагрузка рассчитывается по формуле

Дн= [(НП + СО) : ВСС] х100% - [(НП + СО) /ОТ + СО + П + НП)] х100%,

где Дн — относительная налоговая нагрузка экономического субъекта.

Достоинство данной методики — то, что она позволяет срав­нивать налоговую нагрузку на конкретные экономические субъекты вне зависимости от их отраслевой принадлежности, поскольку на налоговые платежи соотносятся именно с вновь созданной стоимос­тью, а налоговое бремя оценивается относительно источника уплаты налогов. Кроме того, формирование вновь созданной стоимости не привязано к уплачиваемым налогам.

Однако эта методика не учитывает влияние таких показателей, как фондоемкость, трудоемкость, рентабельность, оборачиваемость оборотных активов, и не позволяет прогнозировать изменений деловой активности экономического субъекта в зависимости от изменения количества налогов, налоговых ставок и льгот, что является ее недостатком.

Методика, предложенная М.И. Литвиным. Он связывает по­казатель налоговой нагрузки с числом налогов и других обязательных платежей, а также со структурой налогов экономического субъект и механизмом взимания. В соответствии с данной методикой показатель налоговой нагрузки рассчитывается по следующей формуле:

Н = СН : ИН х100%,

где Н налоговая нагрузка; СН — сумма налогов;

ИН размер источника средств уплаты налогов.

В общую сумму налогов, по мнению автора, необходимо включать все уплачиваемые налоги, в том числе и налог на доходы с фи­зических лиц, поскольку все налоги перечисляются за счет денеж­ных средств экономического субъекта, степень перелагаемости и которых непостоянна.

В качестве источника средств уплаты налогов признается доход экономического субъекта в различных формах: выручка от реализации, прибыль в процессе формирования, прибыль в процессе распределения, доход работников и т.д.

Помимо общего показателя налоговой нагрузки экономического субъекта в методике активно используются частные показате­ли, определяемые как соотношения отдельных налогов и групп налогов с конкретным источником платежа.

С помощью этих показателей можно определять оптимальную налоговую нагрузку в зависимости от отраслевой принадлежности экономического субъекта.

Рассмотренная методика позволяет собрать практически цен­ные сведения по конкретному экономическому субъекту. Например, позволяет увидеть, какая доля добавленной стоимости уходит в бюд­жет и во внебюджетные фонды в виде налогов и сколько прибыли расходуется на налоги. Также эта методика позволяет учесть осо­бенности деятельности конкретного экономического субъекта и до­лю амортизационных отчислений в добавленной стоимости. Однако включение в расчет налогового бремени таких показателей, как на­лог на доходы физических лиц, не всегда корректно.

Методика определения налоговой нагрузки экономического субъекта, предложенная Т.К. Островенко, предполагает разделение характеризующих ее показателей на частные и обобщающие.

К обобщающим показателям, характеризующим налоговую нагрузку экономического субъекта, относятся следующие:

■ налоговая нагрузка на доходы предприятия НБД;

■ налоговая нагрузка на финансовые ресурсы предприятия НБф;

■ налоговая нагрузка на собственный капитал НБСК;

■ налоговая нагрузка на прибыль до налогообложения НБп.

Эти показатели рассчитываются по следующим формулам:

НБД =НИ : Вр; НБФ =НИ : ВБсрг; НБск = НИ : СКсРГ; НБп= НИ : П,

где НИ налоговые издержки;

Вр — выручка от реализации; ВБсрг среднегодовая валюта баланса; СКсрг среднегодовая сумма собственного капитала; П прибыль до налогообложения.

Более конкретные и информативные частные показатели, ха­рактеризующие налоговую нагрузку экономического субъекта, вы­числяются по источникам возмещения: себестоимости, выручки от реализации, финансовых результатов, чистой прибыли и фондов специального назначения.

В соответствии с перечисленными источниками формируется четыре группы (последние два источника рассматриваются вместе) налоговых издержек. Налоговая нагрузка в данном случае опреде­ляется как соотношение налоговых издержек к соответствующей группе по источнику покрытия.

В соответствии с вышеизложенным выделяются следующие частные показатели, характеризующие налоговую нагрузку эконо­мического субъекта:

■ налоговая нагрузка на реализацию НБР;

■ налоговая нагрузка на себестоимость НБС;

■ налоговая нагрузка на прибыль до налогообложения НБфр

■ налоговая нагрузка на чистую прибыль и фонды специального назначения НБЧц.

Для расчета этих показателей применяются следующие формулы:

НБР = НИР : ВР;

НБс =НИС : СР; НБфР =НИфр : ФР; НБЧП = НИчп : ЧП,

где НИР налоговые издержки, относимые на счета реализации; ВР выручка от реализации; НИС налоговые издержки, относимые на себестоимость реализованных товаров, работ, услуг; Ср себестоимость реализованных товаров, работ, услуг; НИфр налоговые издержки, относимые на счета финансовых результатов; ФР положительный финансовый результат от реализации товаров, работ, услуг; НИЧП налоговые издержки, относимые на чистую прибыль; ЧП чистая прибыль экономического субъекта.

Кроме того, при необходимости по данной методике может быть рассчитана налоговая нагрузка в расчете на одного работник Этот показатель, сравниваемый с показателями средней заработной платы и прибыли на одного работника, позволяет оценить вклад отдельного работника в формирование прибыли экономического субъекта, налоговых платежей в бюджет и во внебюджетные фонды и собственного дохода.

Достоинство данной методики в том, что она позволяет с раз­личной степенью детализации, в зависимости от поставленной уп­равленческой задачи, рассчитать налоговую нагрузку, а также в том, что она может применяться экономическими субъектами любы отраслей народного хозяйства.

Использование при расчетах по этой методике показателей отражаемых в отчетности экономического субъекта, значительно сокращает процесс расчетов.

Специалистам, производящим расчеты налогового бремени для конкретного экономического субъекта, можно рекомендовать комплексный подход к определению налоговой нагрузки и использование всех вышерассмотренных методик.

Такой подход позволит не только более точно оценить налоговые обязательства экономического субъекта, но и понять, с чего должна начинаться оптимизация налогообложения в каждом конк­ретном случае, какие налоговые обязательства — «узкое место» именно данного предприятия и какой из объектов учета наиболее перегружен ими. Ведь универсальных рецептов оптимизации нало­гообложения не существует, поскольку каждый экономический субъект уникален.

 

5. Основные разделы налогового анализа

1. Общий анализ налоговых платежей.

1.1.Временной анализ налогов и сборов, уплачиваемых орга­низацией:

■ определяется динамика сумм налогов и сборов за исследуе­мый период;

■ рассчитываются цепные и базисные темпы роста платежей но каждой позиции;

■ выявляются налоги, в динамике которых произошли наибо­лее существенные изменения.

1.2.Пространственный анализ налогов и сборов, уплачивае­мых организацией:

■ рассчитывается структура сумм налогов и сборов за каждый год исследуемого периода;

■ исследуются изменения в соотношениях удельных весов налогов и причины динамики налоговой структуры;

1.3.Факторный анализ динамики и структуры налоговых пла­тежей. Выявляются факторы (экономические и технологические), под влиянием которых произошли наиболее значимые изменения в динамике налогов и сборов.

2. Анализ налоговой нагрузки.

2.1.Анализ структуры общей налоговой нагрузки организации. Определяется структура налогов и сборов в разрезе источников уплаты:

■ косвенные налоги (НДС, акцизы и т.д.);

■ налоги и сборы, относимые на себестоимость продукции (платежи за недра, земельный налог, ЕСН);

■ налоги и сборы, относимые на финансовые результаты;

■ налог на прибыль;

■ налоги и сборы, уплачиваемые с чистой прибыли.

2.2.Анализ общих аналитических коэффициентов налоговой нагрузки. Анализируются в динамике общие коэффициенты нало­говой нагрузки:

■ коэффициенты налоговой нагрузки на выручку от продаж;

■ коэффициенты налоговой нагрузки на издержки производ­ства и обращения;

■ коэффициенты налоговой нагрузки на показатели прибыли

организации.

2.3. Анализ частных аналитических коэффициентов налоговой нагрузки конкретных субъектов предпринимательской деятельнос­ти определенной отраслевой принадлежности. Рассчитываются с уче­том специфики налогообложения.

3. Анализ задолженности по налогам и сборам.

3.1.Анализ динамики задолженностей организации по нало­гам и сборам.

3.2.Анализ структуры задолженностей организации по нало­гам и сборам.

3.3.Анализ соотношений сумм задолженностей и сумм нало­гов и сборов, уплачиваемых организацией.

3.4.Факторный анализ возникших задолженностей органи­зации.

Результаты расчетов по всем разделам анализируются в ком­плексе и позволяют решить задачи:

■ определить налоги, по которым сложились наибольшие за­долженности;

■ выделить внутри исследуемого периода годы наихудшей ситуации;

■ выделить наиболее обременительные для налогоплательщи­ка виды обязательств;

■ выявить причины и факторы, вызвавшие возникновение за­долженностей по налогам и сборам и нарушения налоговой дис­циплины;

■ наметить пути решения возникших трудностей.

 

Вставка есть с.152

свои платежи по налогу на прибыль организаций с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Поря­док и условия предоставления такого кредита определены ст. 66, 67 НК РФ. Нарушение со стороны налогоплательщика условий предо­ставления такого кредита влечет за собой соответствующие санкции.

Использование международного налогового планирования. Возможность международного маневрирования финансами и мини­мизации налогов базируется на трех переменных:

 

■ неодинаковая налоговая политика в разных государствах;

■ многообразные правила налогообложения для разных орга­низационно-правовых форм бизнеса;

■ различные ставки налога для тех или иных видов дохода.

необходимо перемещать мак­симум прибыли на минимально налогооблагаемый субъект. В частности, получили распространение следующие способы нало­гового планирования:

■ внутреннее определение цен в международных корпорациях позволяет прибыль концернов направлять в свои дочерние компа­нии, находящиеся в странах с низкими налогами;

■ «перенаправление счета», суть которого заключается в том, что в качестве посредника используется дочерняя оффшорная компания;

■ использование дочерней компании, освобожденной от нало­га на прибыль, предусматривает схему обхода налогов за счет осо­бенностей национального законодательства.

 


 


 


 


 


 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.