Профессионально значимые качества учителяСтр 1 из 6Следующая ⇒
ТЕМА 15. ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА 1. Профессионализм и профессиональная компетентность педагога. 2. Профессионально значимые качества личности учителя. 3. Кодекс профессиональной этики учителя. 4. Источники и программы формирования этики педагогического профессионализма. 5. Этические заповеди современного учителя.
Профессионализм и профессиональная компетентность Педагога Профессионализм - особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека. Профессионализм в широком смысле определяется как качество, свидетельствующее о высоком уровне владения умениями, необходимыми при выполнении какой-либо работы. В этом же контексте о профессионализме иногда говорят как о высокой марке, качестве какого-либо специалиста, как о профессиональном качестве, высоком статусе специалиста. Профессионализм трактуется как комплексное явление, выражающееся в способности человека не только к творческому выполнению профессиональных обязанностей, но и в реализации собственных сущностных сил в профессиональной деятельности, в гармоничном сочетании высокопрофессиональных умений и навыков с широким мировоззренческим подходом к анализу и решению проблем. Понятие «профессионализм» употребляется в двух смысловых значениях: как «профессионализм деятельности» и «профессионализм личности». Профессионализм деятельности — это качественная характеристика субъекта деятельности, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие профессиональных умений и навыков, владение способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой продуктивностью. Профессионализм личности — это качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных качеств, личностно-деловых качеств, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на развитие педагога. В. И. Бакштановский считает, что профессионализм пронизан нравственным смыслом — пониманием долга, чувства ответственности, осознанием высокого социального назначения профессиональной деятельности. С точки зрения С. А. Дружилова, «личность человека-профессионала, прошедшего достаточно длительный период теоретического обучения и последующей адаптации к практической деятельности, приобретшего необходимый профессиональный опыт, следует рассматривать как профессионально обусловленную», профессионализм не сводится к совокупности признаков и представляет собой некоторое системное свойство личности, систему определенным образом организованных компонентов (Ушаков А. А.) Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, А. К. Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности [Маркова, 1996]: специальную, социальную, личностную, индивидуальную: 1. Специальная, или деятельностная профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике. 2. Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения. 3. Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему. 4. Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации. В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности А. К. Маркова называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Компоненты профессиональной компетентности педагога (С. А. Дружилов): мотивационно - волевой, функциональный, коммуникативный и рефлексивный. Мотивационно - волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности. Функциональный (от лат. function – исполнение) компонент в общем случае проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии. Коммуникативный (от лат. communico – связываю, общаюсь) компонент компетентности включает умений ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог. Рефлексивный (от позднелат. Reflexio – обращение назад) компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствования мастерства, смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы. Указанные характеристики профессиональной компетентности педагога нельзя рассматривать изолированно, поскольку они носят интегративный, целостный характер, являются продуктом профессиональной подготовки в целом.
Профессионально значимые качества учителя Профессия учителя требует от личности не только глубокого знания содержания и методики преподавания учебного предмета, но и наличие ряда профессионально значимых качеств. Сегодня существует достаточно много специальных профессиограмм, в которых определены именно те качества личности, которые играют доминирующую роль в профессиональной деятельности педагога. Современные профессиограммы должны включать не только педагогические, психологические, но и нравственно - этические качества личности педагога. В конце 2012 г. в ТК РФ появилось понятие профессионального стандарта. Это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профдеятельности. Разработан стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". /Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н/ В стандарт включены общие сведения (цели деятельности, группы занятий и т. д.), характеристика трудовых функций и иные специальные сведения. Среди последних - требования к образованию и опыту работы, условия допуска к реализации функций, необходимые умения и знания. ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/#ixzz3uSUwlr3a Анализ нравственных аспектов педагогической деятельности позволил ряду исследователей (Елканов С. Б.) выделить основные группы нравственно-педагогических качеств педагога: · нравственный выбор и отношение учителя к своей профессии, · нравственные отношения учителя к учащимся и к другим участникам педагогического процесса, · нравственные отношения учителя к социальной среде и общественной жизни. Однако с нашей точки зрения, более четкую и полную классификацию профессионально-значимых качеств личности учителя приводят те исследователи, кто моральное поведение личности учитывает как главное звено в деятельности педагога. Профессионально-значимые качества личности учителя. ( классификация В.И.Журавлева). 1. Интеллектуальные параметры: · владение устной и письменной речью, · готовность к самосовершенствованию, · самокритичность, спокойствие, остроумие, чувство юмора, · хорошая память, эрудиция. 2. Мировоззренческая направленность: · желание работать с детьми, · любовь к профессии, · честность, твердость, · наличие профессиональной позиции, · стремление отдавать себя детям. 3. Психотипологические качества: · воля, твердость, · наблюдательность, · самообладание, саморегулирование, · сдержанность, уравновешенность, · смелость, стойкость, · толерантность. 4. Экстравертивные качества: · альтруизм, доброжелательность, коммуникативность, · ласковость, милосердие, нежность, · справедливость и уважение к ученику, · эмпатийность. Выделение таких качеств как «милосердие, понимание, нежность, уважение к ученику» и других, акцентируют внимание на сфере нравственных чувств педагога. Эмоциональная жизнедеятельность и культура нравственных чувств педагога отражает его моральный уровень и является важнейшим средством воспитания. По своей психологической природе чувства являются устойчивыми условно - рефлекторными образованиями в сознании человека, составляющими основу его аффективно - волевых реакций в различных ситуациях. Какими же качествами должен обладать хороший воспитатель? На этот вопрос пытались ответить и педагоги-практики, в деятельности которых доминировало гуманистическое начало. Однако данные «качества» педагоги-гуманисты (Я. Корчак и др.), рассматривали уже не как постулаты, а как необходимые умения, показатели истинного мастерства педагога: · умение быть заинтересованным в чувствах ребенка, его мнениях и высказываниях, · умение «наклоняться к ребенку и прислушиваться», · умение предоставлять ребенку относительную свободу, избавлять его от постоянной опеки, · умение быть добрым и справедливым, · умение не порицать детей, · умение найти в каждом ребенке «изюминку» и раскрыть ее, · умение доверять воспитаннику в самостоятельной организации его жизни, · умение терпеливо ждать то время, когда раскроются способности ребенка, · умение дарить детям нежность, доброту, любовь, · умение поддержать слабого, замкнутого, неудачливого, отвергнутого всеми, · умение пропустить чужую обиду через свое сердце как свою, · умение создать такие условия для ребенка, которые дадут ему возможность стать лучше и тем самым доставить радость воспитателю. С точки зрения педагогической этики возможно выделить также и критерии педагогического профессионализма (Шевченко Л. Л.), овладение которыми может быть включено в обязательный комплекс профессионально - значимых качеств: · терпимость (многократные ответы на вопросы воспитанников, отсутствие «репрессивной» реакции на детские шалости), · доброжелательность (тон, стиль речи, поведение), · чуткость (умение проводить опрос на уроке (занятии) не подавляя личность ребенка, не «подлавливая» его на незнании), · уравновешенность (единый стиль общения, как «с легкими», так и с «трудными воспитанниками), · утонченность (охрана детских чувств), · сострадание (эмпатия), · общечеловечность (любовь к каждому ученику). __________________________________________________________ ??? Вопросы для размышления??? Какие профессионально- значимые качества с точки зрения этики общения необходимо проявить педагогу в следующих ситуациях: 1.ученик намазал другому ученику стул клеем «Момент». Учащиеся смеялись. Пострадавший ученик плакал. 2. ученик принес голубя в класс и выпустил во время урока. Урок сорван, дети прыгали от возбуждения и ловили голубя. 3. ученик налил в надувной шар воды. Кинул в классе на уроке. Шар прыгал. Ученики смеялись. 4. ученик пожаловался классному руководителю, что ему незаслуженно поставили двойку. Забыл дома тетрадь с домашним заданием, но утверждает, что домашнее задание полностью выполнил. __________________________________________________________ Любая классификационная модель, профессиограмма, профессиональный стандарт идеальна и статична. В педагогической практике многообразие личностных качеств педагога проявляется в динамике, где достаточно сложно провести грань между тем, что положительно оценивается учениками в личности педагога и что высоко ценит сам учитель в себе, как профессионал. Исследования в области профессионально-значимых качеств личности учителя в целом дают полярные результаты (Елканов С. Б, Мнацаканян Л. И. и др.). С позиции обучающихся (школьников, студентов) качественные характеристики распределились следующим образом: · доброжелательность, справедливость, отзывчивость педагога, · глубокое знание предмета, профессионализм, · научная деятельность (научные публикации, ученые степени …). С позиции самих педагогов главным показателем профессиональной деятельности учителя является его стремление к научной деятельности (участие в научно-практических конференциях, разработка новых учебных программ …), а нравственно - этические качества по шкале ранжирования занимают нижние границы наряду с рядом других показателей. Таким образом, неудивительно, что педагог не всегда способен найти взаимопонимание с детской аудиторией и общаться с воспитанниками на равных. Следует помнить, что педагога детская аудитория оценивает прежде всего по моральным качествам (Мнацаканян Л.И.): · доброта – 64,1%, · душевность – 51,8%,
· -справедливость в выставлении оценок- 41,2%, · глубокое знание предмета - 40%, · понимание учеников, способность расположить их к себе, проникнуть в их душу- 22,5%, · ровное отношение ко всем - 22,5%, · заботливость, умение радоваться успехам - 20%, · честность, откровенность, правдивость - 18,1 %, · незлопамятность -11,1%, · отзывчивость, искренность -11,1%, · умение хорошо объяснять материал - 10,5%, · эрудиция -9,9%, · требовательность, принципиальность, строгость, чувство юмора -7%, · терпеливость, спокойствие, вежливость -5,9%.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|