Здавалка
Главная | Обратная связь

Кодекс профессиональной этики учителя



Проблема создания универсального кодекса нравственного поведения личности решалась на протяжении ряда веков. В общественном сознании нормы поведения формировались стихийно, что требовало создания определенной некой «константы », отражающей основные нравственные требования, регулирующие общественные отношения в ту или иную эпоху. Большинство таких кодексов морали оставались долгое время идеальными моделями (ориентирами поведения). К числу нравственных кодексов можно отнести Библейские законы Моисея, Кодексы некоторых философов -просветителей (Жан Жак Руссо). Однако создать универсальный моральный кодекс для всех жизненных обстоятельств было нереально.

*********************************************************

КОДЕКС – законодательный акт, содержащий нормы права, относящиеся к какой-либо одной отрасли права (гражданский, уголовный кодексы). Термин « кодекс» употребляется также иногда для обозначения вообще какого-либо свода правил поведения.

**********************************************************

Кодекс профессиональной этики учителя преодолевает в какой-то степени формальность внешних требований, вводя в свое содержание определенные принципы профессионального поведения педагога. Кодекс профессиональной этики учителя содержит систему основных нравственных требований, регулирующих взаимодействие педагога со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса в школе.

Попытки создания профессионального кодекса учителя были сделаны в конце CC начале CCI века.

Основными разделами кодексов профессиональной этики учителя являются следующие (Шевченко Л. Л.):

1. Отношение учителя к своему труду.

2. Отношение учителя к учащемуся.

3. Отношение учителя к ученическому коллективу.

4. Отношение учителя к родителям учащихся.

5. Отношение учителя к своим коллегам.

6. Отношение учителя к педагогическому коллективу.

7. Отношение учителя к самому себе.

8. Отношение учителя к руководителю школы.

9. Отношение учителя к обществу.

10. Отношение руководителя школы к коллективу учителей.

11. Отношение руководителей школы к своей деятельности.

12. Отношение руководителя школы к самому себе.

Каждый из представленных разделов включает не менее 15 разнообразных норм морального поведения. Данный кодекс является продуктом отвлеченного нравственного сознания, так как не опирается на развитую нравственно-эмоциональную культуру чувств каждого конкретного педагога, поэтому он является идеальной моделью. Для того чтобы кодекс был принят педагогом в качестве личной нормативной программы моральных действий, он должен быть создан лично каждым учителем на основе общих моральных принципов и сформированной нравственно - эмоциональной культуры уже в период вузовской подготовки к будущей педагогической профессии.

Именно личностный кодекс профессиональной этики учителя, составленный на основе воспоминаний своего детства и школьных лет, которые являются одновременно и эмоциональными стимуляторами и моральными регуляторами, критериями поведения учителя по отношению к воспитанникам, позволит будущему педагогу понять нравственный мир ребенка.

_________________________________________________________

??? Вопросы для размышления???

Предложите ряд нравственно-этических норм к разделам: Отношение учителя к ученическому коллективу; Отношение учителя к родителям учащихся; Отношение учителя к самому себе, которые с Вашей точки зрения могли бы войти в Кодекс профессиональной этики учителя.

__________________________________________________________

Если проанализировать многочисленные индивидуальные профессиональные кодексы, которые составлялись педагогами и студентами на протяжении ряда лет, то можно выделить их общие черты и составить сводный универсальный профессиональный кодекс поведения учителя:

Учитель обязуется не:

· обижать ребенка,

· причинять вред ребенку,

· оскорблять и кричать на ребенка,

· требовать непосильного от ребенка,

· унижать, относиться свысока к своему подопечному,

· игнорировать, не замечать, отмахиваться от ребенка,

· считать ребенка глупым, неисправимым, неспособным,

· смеяться над недостатками и критиковать неумения воспитанника,

· подавлять чувства воспитанника, не обращать внимания на его настроение,

· читать постоянно нотации и срывать зло на ребенке,

· пугать и угрожать ребенку,

· систематически упрекать в неудачах,

· несправедливо наказывать, не разобравшись….

_______________________________________________________

??? Вопросы для размышления???

Продолжите, по возможности, далее данный список.

_______________________________________________________

Учитель в общении с ребенком стремится быть:

· уважительным, терпеливым и понимающим,

· заботливым, любящим, терпеливым, милосердным,

· принимающим ребенка таким, каков он есть,

· поддерживающим ребенка в трудную минуту,

· сопереживающим, разделяющим настроение ребенка,

· относящийся к ребенку как к равному (растущей личности),

· тактичным, уважительно выслушивающим все «бредовые» идеи ребенка,

· прощающим ошибки и неудачи ребенка,

· умеющим шутить и улыбаться,

· старающимся не использовать наказание как метод воспитания,

· поддерживать самые скромные успехи детей,

· понимающим детские интересы, помнящим свое детство….

 

________________________________________________________

??? Вопросы для размышления???

Продолжите, по возможности, данный список.

_________________________________________________________

В CCI веке данной проблеме было уделено особое внимание и педагогическим сообществом было предложено обсудить проект профессионального кодекса учителя.

Профессиональный кодекс учителя состоит из трех разделов. В первом определяются нравственные и этические нормы для педагогов, во втором – требования к личности учителя, в третьем – к его взаимоотношениям с учениками, педагогическим сообществом, родителями учеников, обществом и государством.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 6 февраля 2014 г. N 09-148 "О направлении материалов." Рекомендации по организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогическим сообществом. Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации разработан Кодекс профессиональной этики (далее - Кодекс).

Кодекс разработан с целью установления этических взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, поднятия престижа профессии педагога, создания в общественном сознании положительного имиджа учителя, обеспечения улучшения психологического микроклимата, оптимизации общения образовательной организации с внешней средой и в целом устойчивого ее развития в современных условиях.

Кодекс является составной частью документов, регламентирующих отношения участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, администрации, семьи).

альных сетях.

С учетом Устава конкретной образовательной организации, существующей корпоративной этики, в Кодекс могут быть внесены изменения и дополнения.

После принятия Кодекса образовательная организация обязана создать необходимый Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоящий из трех разделов.

I. Общие положения

1. Кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - Кодекс), разработан на основании положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения, которым рекомендуется руководствоваться педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - педагогические работники), независимо от занимаемой ими должности.

3. Педагогическому работнику, который состоит в трудовых отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, рекомендуется соблюдать положения Кодекса в своей деятельности.

4. Целями Кодекса являются:

установление этических норм и правил поведения педагогических работников для выполнения ими своей профессиональной деятельности;

содействие укреплению авторитета педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

обеспечение единых норм поведения педагогических работников.

5. Кодекс призван повысить эффективность выполнения педагогическими работниками своих трудовых обязанностей.

6. Кодекс служит основой для формирования взаимоотношений в системе образования, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании, самоконтроле педагогических работников.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.