Здавалка
Главная | Обратная связь

Источники и программы формирования этики педагогического профессионализма



Проблему воспитания педагога, который должен обладать высоким уровнем нравственно-этической культуры, невозможно решить только с помощью теоретических курсов по общей педагогике и практических курсов по педагогическому мастерству и педагогической технике, так как задача нравственной переориентации личности будущего учителя данными учебными дисциплинами не решается. А профессиональная подготовка будущих учителей как раз и приходится на возраст сложившихся каких-либо моральных норм, правил, стереотипов, которые ломать уже достаточно сложно, но порой необходимо, если они не отвечают требованиям нравственно - этической подготовки современного педагога.

Решить задачу нравственной переориентации будущих учителей на уровне сознательного понимания и постижения внутреннего мира воспитанника возможно на основе методик, активизирующих возможности неосознаваемого канала восприятия, умения активизировать свои подсознательные функции (память, эмоциональные чувства и переживания, реакции на восприятие окружающей действительности в детстве и в школьные годы).

Педагогическая этика пытается решить задачу формирования положительных нравственных чувств у будущего учителя по отношению к воспитаннику. Воспитательный принцип опоры на «положительное» диктует необходимость подбора таких методик, где бы студент почувствовал свои положительные качества. Однако период четкого определения и сознательного усвоения нравственных категорий относится к детскому возрасту, поэтому необходимо активизировать механизмы подсознательной памяти в процессе практических занятий.

Задачи нравственного перепрограммирования личности (Шевченко Л. Л.):

· развить способность нравственного выбора на основе эмоциональной оценки: понимание добра и зла по отношению к детям,

· сформировать потребность взаимопомощи (помощь ребенку), практико - действенная помощь (система тренингов),

· воспитать привычку – чувство равенства в общении (уважение маленькой растущей личности).

«…первым этапом перепрограммирования личности будущего учителя должно стать пробуждение нравственного чувства бескомпромиссной оценки добра и зла ». Л. Л. Шевченко  

 


Возрастное развитие ребенка - это история его переживаний. Постичь мир детства возможно лишь как бы заново «прожив» некоторые моменты своей жизни. Это один из ключей понимания внутренних переживаний растущей личности. Вырастая, мы часто забываем мир детских грез и фантазий; мир радости и горя; страха, отчаяния и победы…Став взрослыми, мы часто боимся признаться себе в душе, что нас тоже в детстве мучили сомнения, что мы также шалили и были неоднократно наказаны. Но мы взрослые, педагоги и родители, порой реагируем на поведение ребенка с позиции строгой категоричности, требуя четкого и беспрекословного выполнения всех наших требований, не пытаясь понять ребенка и разделить с ним радость или поддержать его в моменты неудач, неуспеха, горькой обиды.

 


??? Вопросы для размышления???

 

Ниже приведены ряд впечатлений студентов о своих школьных годах. Попытайтесь проникнуть в мир их детских переживаний, прокомментируйте поведение и реакцию учителя в сложившихся ситуациях. Попробуйте поставить себя на место ребенка этого возраста, как бы Вы отреагировали в подобной ситуации; можно ли действиям и поведению учителя найти оправдание? Вспомните подобные случаи из своей школьной жизни.

«Это история произошла со мной, когда я учился в 9 классе. Моя семья вынуждена была эмигрировать из Казахстана в г. Кемерово, где я пошел учиться в одну из школ этого города. Когда я учился в Казахстане, то моим любимым школьным предметом была история. Но я изучал не только историю вообще, а историю Казахстана по углубленной программе. В новой школе я стал изучать историю СССР. В данном курсе был небольшой раздел, посвященный истории Казахстана. На одном из уроков я попросился отвечать и подробно рассказал то, чего в учебнике по истории СССР не было. В течение двадцати минут я рассказывал кто такие Амангельды Алиев, Ыбарай Ылтынсарин, Гокаи Валейханов, в чем их заслуга перед казахстанской землей, какой вклад они внесли в развитие культуры казахского народа.

Реакция учителя на мой рассказ для меня была неожиданной. Она грубо прервала меня, сказав, что слишком умничаю, что теперь я живу не в Казахстане и нечего бравировать своими познаниями перед одноклассниками, достаточно того, что рассказывала нам она. После чего поставила мне тройку. Я был подавлен, унижен и с тех пор я историю разлюбил».

**********************************************************

«Этот случай произошел со мной в 10 классе. Было время летних экзаменов. Я очень добросовестно готовилась к экзаменам, но боялась, что в голове у меня все перепутается. Чтобы этого не случилось, я написала большое количество шпаргалок и спрятала их под юбку. Когда я вошла в класс, то мне досталась первая парта, прямо перед столом экзаменаторов. Я взяла билет и села готовиться, ответ на вопрос я знала хорошо, волнение улеглось. Случайно, во время подготовки к ответу, я неловко повернулась и все мои шпаргалки разлетелись. Я обмерла от страха, что меня сейчас выгонят. Прошло несколько секунд, я с удивлением обнаружила, что учителя сделали вид, что ничего не произошло. Я хорошо ответила на вопросы билета и получила «отлично». Когда я собралась выходить из класса, то меня деликатно попросили собрать мусор. Радость от хорошей оценки, чувство стыда за шпаргалки, благодарность педагогам за их молчаливое прощение моего проступка перемешалось у меня в голове...».








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.