Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 7.2. Архитектура и изобразительное искусство 17-18 вв.



Основные понятия и термины по теме:стиль, барокко, рококо, классицизм, реализм, сентиментализм.

План изучения темы:

1. Стиль барокко как художественная форма величия и представительности. Второе рождение классицизма.
2. Сосуществование стилей: барокко, рококо, реализма, сентиментализма в искусстве.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Если Возрождение давало пример заметного перевеса пластических искусств (архитектуры, скульптуры, живописи), то в XVII веке уже не было преобладания одного или двух видов искусства над всеми другими. Бурное интенсивное развитие характерно для многих отраслей художественного творчества.

XVIII век – отсутствие стилистического единства в искусстве, даже в рамках одной национальной школы. Получают новую интерпретацию мифологические и религиозные сюжеты.

Герой искусства – человек, сознающий зависимость от общественной среды, от объективных законов мира. Его воплощение становится более конкретным и психологически сложным

В архитектуре - осуществление смелых градостроительных идей, расцвет садово-паркового искусства, создание грандиозных дворцовых ансамблей. Распространение бытового, исторического жанра, тем античной истории, натюрморта и изображения животных.

Сосуществование стилей. Стиль барокко – художественная формула величия и представительности для прославления могущества, пышности и блеска абсолютистского государства. Стиль барокко был созвучен буржуазии. Новый класс ищет стабильности и порядка, а синонимом устойчивости выступает для него достаток и богатство. Стиль барокко – соединение в себе несоединимого: монументальность, фантастичность, иррациональность – с трезвостью и рассудочностью, бюргерской деловитостью.

Абсолютистские государства и идея порядка, строгой соподчиненности, внушительного единства. Героическое, возвышенное как объединяющее начало. Классицизм - стремление к разумному, гармоническому строю жизни, стабильности и порядку.

Второе рождение классицизма (после раскопок античного города Помпеи и публикации «Истории искусства древних») - классическая простота, минимум деталей, прямота линий, симметричность формы и т.д. Нравственный пафос, гражданская направленность - наиболее привлекательные стороны классицизма. Наибольшее распространение классицизма в абсолютистской Франции. Примеры классицизма - комедии Мольера, музыка Люлли. Образцом слияния барокко и классицизма предстаёт парковый и архитектурный ансамбль Версаля.

Признаки классицизма: разумная правильность, уравновешенность пропорций, исключение всего лишнего, второстепенного.

Принципы классицизма. Основные требования классицизма в литературе.

Отсутствие регламентации и нормативности в музыке.

Рококо. В отличие от предыдущих веков, XVIII век не имеет единого стиля и художественного языка. Искусство XVIII века – энциклопедия разнообразных стилевых форм. Кроме основных стилей европейского значения (барокко и классицизма) существуют рококо, сентиментализм, предромантизм.

Франция – центр духовной жизни в XVIII веке. Взаимосвязь художественная культуры с придворной средой (стили искусства были связаны с именами королей). Стиль рококо (с фр. - раковина). Рококо – стилевая система исключительно светской культуры. Рококо – причудливое соединение наслаждения, удовольствия, прихотливости, пренебрежения к разуму и апофеоза чувств, пренебрежения к естественному ради эстетства и экзотики и блестящая художественная культура.

Стремление к освобождению от официальности и пристрастие к сельским идиллиям и пасторалям, игривым «галантным сценам». Противопоставление экстерьера интерьеру (кроме красоты важным становится удобство). Плоскость стены разбивалась зеркалами в причудливом обрамлении – ни одной прямой линии, ни одного прямого угла. Искусство рококо строилось на асимметрии. Стены особняков знати обильно украшались шелковыми обоями, декоративными тканями, живописью, лепниной. Единства интерьера не нарушала причудливая мебель с инкрустациями. Изящные столики и пуфики на тонких гнутых ножках удивительно дополняли фарфоровые безделушки, ларчики, табакерки, флакончики. В моду вошли фарфор и перламутр.

Одежда, прическа, внешность человека как произведения искусства. Неестественные фигуры дам в фижмах, париках башнеобразные прически, плавные движения менуэта, хитросплетения комедий Бомарше, романы в письмах, «пастушеские сцены» – все это эпоха рококо.

Основоположником рококо в живописи можно считать Антуана Ватто. Типичный его жанр – «галантные праздники» - шедевры утонченной живописи.

Выдающиеся представители стиля рококо - Ф. Буше и Э. Фрагонар.

Певец третьего сословия - Жан Шарден, автор жанровых сцен и натюрмортов. Простота и приверженность к чисто житейским мотивам - новаторский вызов аристократическим вкусам.

Предтеча будущего критического реализма - творчество английского художника У. Хогарта, обличающего нравы современной аристократии.

Новый революционный классицизм в творчестве Ж.Давида. Культ античного героя, пафос гражданского подвига («Клятва Горациев»).

Классицизм XVIII в. и канон форм и правил. Классицизм в живописи и академизм.

Эротические, эротико-мифологические и пасторальные сюжеты в живописи, скульптуре и графике. Представители рококо: в живописи: Ватто, Буше и Фрагонар; архитектуре: Габриель (Малый Трианон в Версале), Нёйман (церковь в Фирценхайлигене), Тьеполо.

Уильям Хогарт – график, живописец, теоретик искусства: трактат «Анализ красоты, серия картин «Карьера проститутки», «Карьера мота», Хогарт - мастер разоблачения пороков аристократии, новатор в раскрытии новых тем, сюжетов, колорита. Назидательность и юмор, переходящий в сатиру: «Модный брак». «Искусство должно не столько развлекать, сколько развивать разум и душу человека, исправлять мораль общества».

Томас Гейнсборо – музыкант, писатель, художник-портретист. Героические идеалы Древней Греции и Рима, ясность мысли, торжество разума – эстетика классицизма. Гармония, простота, сдержанное величие классицизма все более и более успешно состязались с безудержной роскошью, причудами фантазии и чувственным экстазом «большого стиля» - барокко.

Никола Пуссен (1594-1665), глава и создатель французского классицизма: «Танкред и Эрминия», «Поклонение волхвов», «Царство Флоры», «Аркадские пастухи» Поклонник античности - в его картинах нет места обыденному, повседневному и некрасивому; он работает с понятиями прекрасного и возвышенного.

Мастер классицизма – Клод Лоррен. Лирический пейзажист с мифологическими сценами Главный мотив картин «Прибытие Клеопатры в Тарс», «Отплытие царицы Савской», «Пейзаж с Энеем в Делосе», «Полдень», «Похищение Европы» - волшебная, чарующая природа, пронизанная спокойствием и полной гармонии.

Архитектура – сосуществование стилей. Прежде всего – это торжество классицизма. Строгость и сдержанность, прямота линий, четкая симметрия, простота системы украшений, эмблемы скрещенных знамен. Классицизм стал стилем официальных построек. Героический и нравственный идеал в классицизме. Классицизм в архитектуре - четкость, геометризм форм, логичность планировки, сочетание стены с ордером и сдержанным декором.

Барокко - грандиозность, пространственный размах, пышность и динамика; патетическая приподнятость; интенсивность чувств; пристрастие к эффектными зрелищам; совмещение иллюзорного и реального; сильные контрасты масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

Рококо - грациозность, легкость, интимно-кокетливый характер. Общие и различные черты с барокко: стремление к завершённости форм, тяготение к монументальной торжественности (барокко), изяществу и лёгкости (рококо). Тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота (барокко) светлые тона: розовый, голубой, зелёный, с большим количеством белых деталей (рококо). Орнаментальная направленность рококо (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов).

Версаль - главный архитектурный памятник французского абсолютизма. Историческое значение французского классицизма в архитектуре. Широкое влияние французского искусства.

Рококо – ведущее направление живописи на рубеже ХVII-ХVIII вв. в основе которого - асимметрия, игривость, вычурность; главными сюжетами были любовь, эротика; любимыми героинями – нимфы, вакханки, Дианы, Венеры. Ярчайшие представители рококо во Франции Буше и Ватто.

Франсуа Буше – директор Академии, «первый художник короля». Изображение изощренной, кукольной женской красоты. «Триумф Венеры», «Туалет Венеры», «Венера с Амуром», «Купанье Дианы» и др.

Жан Антуан Ватто – «Танец», «Жиль», «Гамма любви» и др. Создатель жанра «галантные праздники». Праздничная жизнь, грациозные женщины, изысканно одетые франты, игривость, любование натурой в живописи Ватто.

Жан Батист Симон Шарден – создатель новой живописной системы. Мастер натюрморта, жанровых сцен, глубокий лиризм и любовь к миру простых людей. Образы женщин и детей. «Молитва перед обедом», «Прачка». «Натюрморт с атрибутами искусств» (по заказу Екатерины II).

Жан Антуан Гудон – автор скульптурной портретной галереи: «Вольтер» и др.

Выдающийся мастер «галантных сцен» - Оноре Фрагонар. Создатель пасторалей и портретов, любовных сцен, пейзажей, картин на исторические и литературные сюжеты, блистательный мастер рисунка. Одна из лучших работ Фрагонара - «Читающая девушка».

Жан Луи Давид («свидетель эпохи») – «Клятва Горациев», «Смерть Марата». Мастер эпохи неоклассицизма.

Франциско Гойя и его офорты. «Каприччос» как острая социальная сатира. Полотна - «Сон разума рождает чудовищ», «Сатурн, пожирающий человечество» и др. Свободная манера, глубокий психологизм, внимание к личностям гордого, свободного нрава - предтеча романтизма.

Лабораторные работы– не предусмотрено.

Практические занятия– не предусмотрено.

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Подготовить фотографии интерьеров, репродукции картин в стиле рококо.

2. Создать презентацию «Живопись А. Ватто, Ф. Буше, Э.Фрагонара».

Форма контроля самостоятельной работы:

-устный опрос,

- проверка конспекта,

- защита презентации.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Почему живопись Ф. Буше считают синонимом рококо?

2..Каковы основные направления в литературе Просвещения?

3. Почему Давида называют свидетелем эпохи?

7. Кто является создателем жанра «галантные праздники»?

8. Кто является представителем стиля рококо?

9. Как проявляются просветительские идеи в архитектуре и скульптуре?

Выполнить тестовые задания:

1. Стиль позднего классицизма:

а. барокко;

б. рококо;

в. ампир.

2.Крупнейший художник – видный теоретик классицизма:

а. Ж. Давид;

б. Н. Пуссен;

в. Ф. Блондель.

3. Художественный стиль и эстетическое направление, одной из важных черт которого являлось обращение к античным идеалам как к эстетическому эталону:

а. реализм;

б. романтизм;

в. классицизм.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.