Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 9.1. Искусство Древней Руси



Основные понятия и термины по теме:язычество, обряд, идол, кумир, капище, иконописание, летописание, культовое зодчество.

План изучения темы:

1. Влияние язычества и новых форм верования (анимизма, тотемизма) на искусство.

Краткое изложение теоретических вопросов:.

Древнерусская мифология. Памятники древнерусского искусства: литература, музыка, архитектура.

Художественные ремёсла (литье, чеканка, керамика, ювелирные изделия, вышивка, владение тонким мастерством эмалей) и строительство.

Искусство Древней Руси, взаимосвязь с мировоззрением и мифологией язычества. Термин язычество (от слов язцы, языки – народы, племена) объединяет в себе принцип веры разных народов. Язычество – это комплекс воззрений, верований, обрядов.

Народное творчество и художественное воплощение мировоззрение славян-язычников. Развитие устной народной поэзии древних славян. Заговоры и заклинания, пословицы и поговорки, загадки, сказки и обрядовые песни. Особое место в устном народном творчестве былины - общественное сознание целой исторической эпохи, отражение нравственных идеалов славян, описание событий повседневной жизни.

Исторические основы происхождения сказок. Влияние языческой мифологии и магии на содержание сказок.

Появление письменности в дохристианскую эпоху на Руси - пиктографическое письмо, с IX века – кириллица алфавит, разработанный Кириллом и Мефодием.

Народные праздники, песенный ритуал, обрядовый танец и языческое мировоззрение.

Средневековье на Руси – драматичность периода. Стремление к созданию высокого искусства в столкновении с препятствиями. Первый период древнерусского искусства XI–XII веков – домонгольский период:освоение и насаждение византийской культуры. Образовательная роль искусства, распространение идеалов гуманности. Черты новой нравственности - в лицах святых в иконописи.

Второй период – время монголо-татарского нашествия или время древнерусского примитива. Обособленность Руси(250 лет): сокращение населения, падение грамотности.

XV–XVIII века – Московский период. Москва - главный культурный центр России, оплот православия.

Крещение от Византии: определение исторической судьбы и культурного пути. Творческое и живое взаимодействие с окружающим культурным миром. Расцвет культуры Древней Руси (особенно при Ярославе Мудром). Начало строительства каменных церквей, развитие иконописи, переписки книг, появление переводов древнегреческих и византийских авторов, становление системы образования при монастырях.

Формированию человека нового типа.Православие - духовная основа Руси. Единство языка, власти и веры, становление единого государства.

Главная книга христианства – Библия - памятник мировой культуры, вобравший в себя огромный нравственный опыт человечества.

Процесс русификации византийского стиля. Древнерусское искусство и церковь. Строительство православных храмов. Символика в православном храме (форма, цвет и число куполов).

Мозаика,фресковая живопись, иконопись в православном храме.

Особенности иконописи. Иконописный канон.Принцип обратной перспективы и абсолютная бесконечность невидимого мира.

Иконы Феофана Грека, Дионисия, Андрея Рублева.

Основа музыкальной традиции православия.Виды колокольного звона.

Одноголосная манера пения (знаменный распев). Аскетичность характера, черты былины и духовного стиха. Рождение многоголосия в церковном пении.

Русская музыка. Связь образами и ладовыми принципами с древней песенной культурой славян. Скоморохи и сказители - участники пиров и празднеств. Преследование инструментальной музыки до его возрождения в XVIII веке в иной исторической обстановке.

В литературе - жития святых («Житие Сергия Радонежского», «Житие Феодосия», «Сказание о Борисе и Глебе»). «Домострой» Сильвестра-грандиозный религиозно-нравственный кодекс для внедрения общественной, мирской и семейной нравственности.

«Слово о полку Игореве» - образы славянского язычества.

Лабораторные работы– не предусмотрено.

Практические занятия– не предусмотрено.

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Подготовить примеры русских народных песен, сказок, былин, пословиц, поговорок.

2. Подготовить презентацию «Архитектура древней Руси».

3. Подготовить сообщение «Великие иконописцы».

Форма контроля самостоятельной работы:

-устный опрос,

- проверка конспекта,

- защита презентации.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Что представляло собой славянское язычество?

2. Каково влияние христианства на развитие древнерусской культуры?

3. Какие библейские заповеди вы знаете?

4. Подготовило ли язычество почву для принятия христианства?

5. Какие пережитки язычества сохранились в русских народных сказках, пословицах, поговорках, детских считалках и в окружающей нас жизни?

Выполнить тестовые задания:

1. Место поклонения языческим богам:

а. капище;

б. кумирня;

в. святилище.

2. Языческое божество называется:

а. кумир;

б. идол;

в. истукан.

3. Руководители первых монументальных построек Киевской Руси:

а. итальянские зодчие;

б. французские зодчие;

в. греческие зодчие.

4. Киевский князь, при котором произошло крещение Древней Руси:

а. Игорь;

б. Святослав;

в. Владимир.

5. Сказочная птица с человеческим лицом.

а. феникс;

б. алконост;

в. сокол.

6. Название языческого храма:

а. капище;

б. святилище;

в. собор.

7. Старинное зрелище, массовая игра с плясками, пением хороводами, театрализованными обрядами:

а. ристалище;

б. игрище;

в. коло.

8. Глава языческого пантеона, бог грозы в славяно-русской мифологии:

а. Перун;

б. Дажбог;

в. Стрибог.

9. Служители языческих культов:

а. жрецы;

б. монахи;

в. послушники.

10. Обрядовые действия у древних славян в память умершего:

а. триба;

б. тризна;

в. поминки.

11. Древнерусский глиняный сосуд с округлым туловом и двумя ручками

а. корчага;

б. казан;

в. котёл.

12.Поселение древних славян:

а. хутор;

б. слобода;

в. село.

13. Деревянная скульптура С. Конёнкова, изображающая славянского бога

а. Стрибога;

б. Велеса;

в. Дажбога.

14. Вершина южнорусского зодчества:

а. Софийский собор;

б. Спасо-Преображенский собор;

в. Юрьев собор.

15.Странствующих актёров (певцов, острословов, музыкантов, исполнителей сценок, дрессировщиков) называли:

а. потешниками;

б. скоморохами;

в. шутами.

16. Автор «Повести временных лет»

а. Златоуст;

б. Мефодий;

в. Нестор.

17. Архитектурное сооружение 12 века, построенное как памятник победоносного похода суздальских войск в Волжскую Булгарию:

а. Успенский собор;

б. Церковь Покрова на Нерли;

в. Софийский собор.

18. Громадный урон русской национальной культуре в 12-16 вв. нанесён:

а. татаро-монгольским игом;

б. феодальной раздроблённостью русского государства;

в. отрывом культуры России от Запада.

19. Живописец, расписавший более 40 церквей:

а. Дионисий;

б. А. Рублёв;

в. Ф. Грек.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.